От страны читателей к стране писателей

Ольга Соина
Владимир Сабиров
ОТ СТРАНЫ ЧИТАТЕЛЕЙ – К СТРАНЕ ПИСАТЕЛЕЙ

Люди старшего поколения знают и помнят о том, что наша страна в советское время была не просто читающей, но самой читающей во всем мире. В любом, даже маленьком городке встречались книжные магазины, которые никогда не пустовали, ибо книги были недорогие, а людей, пристрастившихся к чтению и любящих книги, насчитывалось множество. Я до сих пор помню свою первую серьезную книгу, купленную мною в 16 лет. Как это ни странно, ею оказался том Давида Юма, великого британского философа. Именно с этой книги начала по-тихоньку формироваться моя библиотека, постоянно увеличивавшаяся в студенческие годы, во время обучения в аспирантуре. В те годы редкий день обходился без покупки одной или нескольких книг. Так эта библиотека кочевала из города в город, из одной квартиры – в другую, помогая мне сначала в учебе, в досуге, а потом и в профессиональной деятельности ученого и преподавателя философских дисциплин. Нельзя не вспомнить и о том, что кроме книжных ма-газинов в те времена существовали и библиотеки: от малых районных, даже сельских, размещенных в домах культуры, — до крупных научных. Словом, действительно, люди читали, думали, обсуждали, развивались в культурном плане, росли профессионально. Сейчас картина совершенно другая. В нулевые годы я посетил свою малую родину, небольшой городок на Урале. По старой привычке, приехав туда, я при первом удобном случае направился в книжный магазин, в котором в свое время напокупал много и художественной литературы, и гуманитарной. Какое же я испытал разочарование и шок, обнаружив вместо книжного магазина торговые площади, заполненные то ли вещами, то ли продуктами! Теперь в городе вообще нет никакого книжного магазина! И так по всей стране: в маленьких городках нет книжных магазинов. Нельзя не отметить, что сейчас книги стоят очень дорого. Отчасти, наверное, по этой причине книж-ные магазины закрылись в малых городах, где уровень зарплат крайне невысок. С библиотеками тоже произошла серьезная трансформация. Помню, когда учился в аспирантуре, бывшая Ленинка или библиотека ИНИОН были всегда переполнены читателями. Бывали случаи, когда приходилось ждать в гарде-робе, когда освободится номерок от вешалки, чтобы попасть, наконец, в вожде-ленное царство книг, журналов и прочей печатной продукции. Не так давно побывав в ГПНТБ – ведущей научной библиотеке страны, лицезрел непривычную для себя картину: читальные залы заполнены редкими посетителями, в библиографическом отделе уже вообще нет каталожных хранилищ, даже в форме раритетов. В огромном пустом зале находится один-одиношенький библиограф, который по компьютеру может подыскать необходимую читателю литературу. Кто-то скажет, что сейчас другие времена: все, что нужно можно разыскать в Интернете, поэтому нет необходимости покупать книги или мытариться по библиотекам. Так-то оно так, да речь здесь идет вовсе не об этом.


А дело в том, что от той, прежней эпохи, где было много читающих людей, а писатели, точнее пишущие люди, составляли абсолютное меньшинство населения, уже ничего практически не осталось. Зато сейчас мы наблюдаем совершенно иную картину: в связи с развитием Интернета, социальных сетей и прочих чудес информационных технологий пишут решительно все, кому не лень. Вопрос в том-то и заключается: что современные «писатели» пишут и как?

Сразу подчеркнем, что человеку более-менее грамотному, образованному, хотя бы с минимальным художественным и эстетическим вкусом, профессионально состоявшемуся составляет большую муку читать различного рода посты в Дзене и других порталах, комментарии к ним, суждения разного рода диванных экспертов по любой теме: от рецептов приготовления блюд – до вопросов выс-шей политики или высот философской мысли. Сразу же оговоримся, что и сей-час, хоть и достаточно редко, но все-таки попадаются достойные материалы, написанные хорошо, качественно, со знанием дела, интересные и полезные для ума и сердца. Мы пишем данный пост именно для того, чтобы таких материа-лов встречалось как можно больше. Но речь, повторимся, вовсе не о них.
Какие же претензии можно предъявить этим «писателям» и их писаниям?

Во-первых, очень часто поражает вопиющая безграмотность многих современных авторов, которая отвращает от чтения даже порой небезынтересных публикаций. В чем же конкретно выражается эта безграмотность. Ну, прежде всего подавляющее число «писателей» никак не могут сообразить, как пишутся те или иные слова и выражения: вместе или раздельно. В результате пишут, как правило,  раздельно: не смотря, ни как, по тому, при чём, не давно, от куда…
Многократно приходилось учить своих аспирантов элементарной грамоте при написании наречия «несмотря», которое путают с деепричастием «не смотря». Но ведь можно легко научиться писать эти слова правильно: «Несмотря на плохую погоду, матч состоялся». Здесь имеем дело с наречием. Или, напротив, «Иван говорил, не смотря на Марью». Здесь, разумеется, деепричастие.

Во-вторых, безусловно, эта безграмотность связана с крайней, а зачастую  просто неслыханной необразованностью авторов-писателей. Конечно, необразованность многогранна, равно как и образованность того или иного человека. Однако, возьмите любую тематику, и вы столкнетесь с фантасмагорической необразованностью людей: смешением понятий и отсутствием элементарной эрудиции, а при этом с чрезвычайным авторским высокомерием. Так, образно выражаясь,  «писатели» путают Гегеля с Гоголем, Бабеля с Бебелем, кабель с кобелем… Например, многие авторы не видят разницы между индийцем и индусом, представителем определенного этноса и последователем конкретной религиозной системы. А раз так, то очень даже возможно прочитать в статьях на религиозно-этнические темы выражения типа: «индус-мусульманин», что в действительности есть ничто иное как противоречие в определении. Кстати, действительно, фатальная необразованность проявляется, прежде всего, имен-но в этой, близкой нам тематике: религиозно-национальной. А между тем, эта необразованность может дорого обойтись и авторам, и их бездумным последователям. О пресловутом выражении «лица кавказской национальности» не будем особо распространяться. Однако, если его употребляют представители правоохранительных органов, то это просто беда, ибо так они сами же, того не подозревая, своим невежеством способствуют расшатыванию основ государства.
При этом многие из такого рода «писателей» именуют себя экспертами, слезно просят подписываться на их блоги и ставить лайки под их публикациями, что вообще-то именуется не иначе, как неприкрытое попрошайничество, ибо, бесстыдно монетизируя свои безграмотные посты в «копеечку», они зачастую утрачивают всякое право на элементарное человеческое уважение.

В-третьих, там, где в писаниях присутствует претензия на художественное творчество, царит просто гомерическая бездарность. Читаешь порой рассказы таких писателей и понимаешь, что они не понимают разницы между обывательским нарративом и художественным текстом. Они не постигают и попросту даже не осознают того, что есть определенные образцы художественного твор-чества, есть его законы, что любое художественное произведение особым образом выстраивается в ритмическом порядке и т.д. и т.п. Приведем пример гениального лаконизма и художественной выразительности А.С. Пушкина в его знаменитой повести «Капитанская дочка»: «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»…
Что поделаешь, если все, ну, абсолютно все, желают стать писателями в современном мире, не учась, не читая гениев и не имея к этому творчеству реши-тельно никаких даров! Самое печальное здесь  – это именно то, что есть и читатели этих «писателей», которые порой простодушно умиляются самым бездарным писаниям.

В-четвертых, всё это в совокупности свидетельствует о том, что нашем обществе катастрофически снижается эстетический и художественный вкус, что уже чревато воцарением в общественном сознании тотальной пошлости, которая отличает большинство текстов, размещенных в Интернете. Спрашивается, что же такое пошлость как духовный и нравственно-эстетический феномен? Вообще это полне закономерный вопрос, ибо в том же Интернете пошлость отождествляется с чем-то неприличным, чаще всего с брутальной эротикой. Например, трактуют сальные анекдоты  с обсценной лексикой как пошлые. Однако пошлость – это совсем другое, как правило, гораздо более сложное и зачастую крайне негативно влияющее на духовную целостность человеческого сознания. В эстетическом плане она представляет собой намеренно вульгарное, до безудержного китча неоправданное смешение стилей, ценностей, идей и смыслов. Например, приехать в загс для бракосочетания в катафалке , как это произвела недавно одна широко известная «шоу-бизнесная» пара, – это, строго говоря, не только есть сознательный плевок в лицо социуму, но и абсолютная до экстремы пошлость, причем выставляемая как некий перфоманс для эстетического подражания. Словом, по словам Достоевского, «заголимся и обнажимся» и уже решительно ничего не будем стесняться! Пошлость есть свидетельство крайней бездарности человека, она, принижая его достоинство, в итоге  обесценивает его духовно, эстетически и нравственно, поскольку тяготеет к тому, что в эстетике именуется низменным.

Наконец, в-пятых, с чем никак нельзя смириться, — это злоба и ненависть, захлестнувшие просторы Интернета и присутствующие в огромном количестве комментариев к постам, статьям, интервью, чьим-либо высказываниям. Как ни прискорбно это сознавать, но в сознании наших сограждан явно полыхает пламя гражданского противостояния, и порой кажется при чтении такого рода комментариев, что все воюют против всех. К Сожалению, слишком многие, так сказать, в комментариях вставляют свои «пять копеек» злости и негодования, причем зачастую смачно сопровождая их обсценной лексикой, так сказать, брызжа виртуальной  слюной, ничуть не сомневаются в своей правоте и совершенно неотъемлемом праве на любые словоизвержения.

Резюме данного поста чрезвычайно простое, и оно лишено всякого морализма! Дорогие друзья: ПРЕЖДЕ,ЧЕМ ПИСАТЬ, НУЖНО МНОГО ЧИТАТЬ И УЧИТЬСЯ! Только развитая и глубокая культура, вынесенная и освоенная каждым индивидом как некий социальный постулат, способна возвратить в общество мир, относительную гармонию и хотя бы некоторое социальное благоденствие. В противном же случае, к величайшему сожалению, нам, по-видимому, придется пройти через серьезные жизненные испытания и катастрофы.