Нужны ли подпорки для веры?

Аркадий Костерин
   Конкретно, я говорю сейчас о возможности всеобщего спасения. – Как же так! – думал я – если Всемогущий и Всеблагой Бог пришёл к нам, чтобы спасти всех, то как же это может не исполниться? – Разве может глупое и злое своеволие человека противостоять Воле Божьей? – И это побуждало меня строить всевозможные умозрительные версии, которые позволили бы всем, или почти всем спастись.

   Я рассуждал так: Если мы не видим такой возможности, то это значит, что мы неверно представляем себе мир, созданный Богом. – Человеку в этом мире дарована свобода, но Воля Божья всё равно должна осуществиться. – Просто мы не можем постигнуть это! То есть, всё сказанное в Священном Писании о наказании грешников и вечных мучениях истинная правда, но, и всеобщее спасение возможно!

   Тут возникает вопрос: Если наше миропонимание не согласуется с нашей верой, то вправе ли мы строить более совершенное, более адекватное миропонимание на основе достижений науки? (Например, квантовой механики?) – Такое, которое лучше согласуется с Догматами и Преданием?  Сознавая, конечно, что это понимание не является исчерпывающим, и что Премудрость Божью мы никогда не постигнем.

   С одной стороны, мне казалось, что это допустимо, а с другой – я сознавал, что это не душеполезно. Почему такие размышления кажутся мне не полезными? – Они снижают мою ответственность за совершаемые грехи, за совершаемый мной здесь и сейчас нравственный выбор. – Дескать, не здесь, так в другом варианте спасусь! В общем, они переводят мою веру в область «тепло-хладных» умственных оценок.

   Конец моим колебаниям положил святой Спиридон Тримифунтский. – Когда мы читали недавно в церкви Акафист св. Спиридону, я услышал слова, которые, как будто бы озарили мой разум: «Радуйся, яко научил еси не испытовати еже есть превыше разума и мудрости человеческия». – Вот и меня св. Спиридон научил. – Не нужно мне потакать своему маловерию!
Слава Богу и Святым Его!

Декабрь 2020