А. П. Чехов. Вишневый сад. 3-6 кл

Марьям Вахидова
                «ПРОЩАЙ, СТАРАЯ ЖИЗНЬ! ПРОЩАЙ, НОВАЯ!..»

   С тех пор, как стала преподавать уроки «Живого слова» в начальной школе*, ловлю себя на том, что не столько учу, сколько сама учусь у этих малышей, каковыми их принято считать в общеобразовательной школе. Передо мной не стоит выбор: с чем идти в класс? Какое произведение взять, какого писателя? Они готовы к любому серьезному разговору, на любую тему. Они говорят, что думают, и думают, что говорят. Их взгляд чист, непорочен, они тонко чувствуют, не приемлют фальши, наигранности… Они бескомпромиссны и тактичны, категоричны и терпимы… Казалось бы, – дети, но не малыши. А на наших уроках – интересные собеседники. Поэтому мы можем обсуждать с ними классические тексты, их экранизацию, сравнивать театральные постановки и писать сочинения.
    И нет никакой разницы, кто перед ними: Гоголь, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Толстой, Чехов, Булгаков…
                ___________

    Годом раньше мы прикоснулись к творчеству А.П. Чехова. Рассказы писателя короткие, но в них так много заложено между строк, что исследовать их одно удовольствие. Например, рассказ «Забыл!!» Фабула проста: отец семейства, утомленный походом по магазинам и увешанный всевозможными покупками, заходит, наконец, в музыкальный магазин купить ноты для старшей дочери, но не может вспомнить музыку. Уже было отчаялся, но вспомнил-таки, купил и ушёл. Чтобы прочувствовать эмоциональный язык рассказа о человеке, который силится вспомнить очень знакомую ему музыку (дочь играет её на рояли каждый день), нужно, конечно, рассказ не читать, а смотреть блистательную игру Александра Калягина в одноименном фильме режиссера Зиновия Ройзмана, снятого к 100-летию МХАТ актерами этого театра имени А.П. Чехова.
    Проникаясь сочувствием к отцу большого семейства, мы начинаем многое видеть и понимать, просто внимательно слушая его: в какой семье он родился и вырос, на каких ценностях; кому обязан тем, чего добился в жизни; какая у него жена, счастлив ли он в своем семействе, какое воспитание получают теперь уже его дети; узнаем о причине плохого отношения в обществе к французам, немцам (историческая память) и о многом другом.
    Работа над текстом увлекает детей, каждому хочется отличиться, увидев больше. Так они замечают, что отец семейства не так уж и состоятелен, хотя не скупится для своих детей и балует их покупками, но рояль дорогой позволить себе не может: «Купи себе роялю и без штанов ходи! Хо-хо-хо! Восемьсот руб... лей!!! Губа не дура!».
Озвучена конкретная цифра, которая из чеховской России возвращает нас в гоголевскую, к годовой зарплате Башмачкина, о цене шинели для мелкого чиновника департамента. Напрашивается вывод о классовом расслоении, о бедных и богатых… И такая детализированная работа проходит с каждым рассказом Чехова («Пересолил, «Святая простота», «Толстый и тонкий» и др.), подготавливая переход к пьесе «Вишневый сад». 
    Работу над текстом пьесы мы предварили знакомством с биографией её автора. Оказывается, Чехов был внуком крепостного раба, который лет на 20 раньше официальной отмены рабства, выкупил себя и свою семью у помещика и стал мелким лавочником. А значит, хоть Антон Чехов и родился в свободной семье, по социальной лестнице в классовом обществе он мог подняться лишь на одну ступень, отделяющую его от класса рабов, которые уже следующим, 1861 годом, будут освобождены официально. Нетрудно догадаться, кто из героев этой пьесы будет ближе самому автору, по рождению и по самоощущению в обществе.
    Но все мы помним, как в советской школе трактовали тот или иной образ. И Лопахин непременно должен был быть «хищным зверем», занимающимся «накопительством», которому нет дела до любви, до создания семьи, до красоты… Одна из тем сочинения так и звучала: «Хищный зверь или нежная душа?». На фоне Пети Трофимова – «человека будущего», «новый буржуа», «обыватель» и «делец» Ермолай Лопахин должен был очень скоро сойти со сцены жизни, т.к. до революции семнадцатого года оставалось менее 15 лет.
Однако А.П. Чехов подчеркивал, что в его пьесе "нет ни хороших, ни плохих героев". Как в жизни. Поэтому, не считая нужным ориентировать учеников, как им относиться к тому или иному герою, с первого же урока я доверилась их чутью и опыту работы с художественным текстом на наших уроках. Что из этого получилось, думаю, будет интересно не только мне.
                ______________

    Поскольку пьесу не читают, а смотрят со сцены, мы с учениками 3-5 классов сначала посмотрели фильм-спектакль (1983 года) в постановке И. Ильинского с артистами Малого театра, в котором сам постановщик играет роль Фирса. Подробно разобрав каждого героя в отдельности и пьесу в целом, мы перешли к постановке режиссёра Марка Захарова (Ленком, 2017 год), где в главной роли занята Александра Захарова, в роли Гаева играет Александр Збруев, а в роли Фирса - актер Владимир Юматов, ставший большим разочарованием для детей, которые, ничего не слышавшие о Станиславском, в один голос твердили: «Не верим!».
    Постановка «Вишневого сада» (1992 года) режиссерами Леонидом Трушкиным и Сергеем Балатьевым с актерами театра имени Чехова порадовала игрой Татьяны Васильевой в роли главной героини, единственной из всех Раневских, которая ярко проиллюстрировала слова своего брата: «… Как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении».   
    Нельзя не сказать, что наши дети, воспитанные в своей культуре и на своих традициях, видят и подмечают на экране больше, чем говорят автор, или режиссер.
Когда Раневская, едва появившись на сцене, вела себя, как ребенок, резвясь и бросаясь на шею то одному герою, то другому, дети смущенно отводили взгляды, не желая быть свидетелями столь легкомысленного поведения старой женщины. (Татьяна Еремеева)
    Я уж не говорю о том, что пришлось вырезать из всех трех спектаклей сцены с пошлыми жестами или актерскими вольностями…
    На вопрос детей: «А что такое водка? Вино?» (особенно в спектакле театра Чехова), ответить было очень затруднительно, поскольку даже ассоциаций у них ни с чем нельзя было вызвать: они никогда не видели пьяного человека!
    Сигара в руках Раневской – женщины (!) вызывала крайнее удивление. Головы детей искали меня, чтобы понять, как на это реагировать.   
    Но, обо всем по порядку...
                ________________

    Несмотря на то, что у И. Ильинского в главных ролях заняты актеры зрелого возраста (как оно и должно было быть, по замыслу автора), этот черно-белый фильм-спектакль, снятый в лучших традициях советского кино, детям понравился больше. Почему? Узнаем об этом чуть ниже, из их рассуждений.
    Реплики и комментарии детей (по ходу развития событий на экране) были настолько точны и остроумны, что я стала записывать за ними. Так, внимательно прослушав монолог Гаева, обращенный к шкафу, Тамерлан Начаев (3 кл.), откинувшись на спинку стула, серьезно протянул: «Больнооооой!». И этим все сказал, предопределив отношение ребят к герою, до конца пьесы. Следующую речь барина, которому уже за 50 лет, 9-10-летние дети будут встречать дружным смехом.
    «Подождите, это недоразвитые люди, или у них не все дома?» - вполне серьезно спросил Тамерлан, узнав, что Гаев и Раневская (проблемами которых дети уже успели проникнуться) последние деньги промотали, позволив себе поездку на поезде в город, чтобы позавтракать в ресторане. Поэтому вопрос мальчика: «Почему Лопахин им помогает?», - никому не показался странным. «Он же так богат!..», - понимал Тамерлан, что Лопахин только время теряет с этими людьми, не способными вообще принимать решения, тем более спасти свой сад.
    «Как Варя может быть уверена, что Гаев купил вишневый сад, если он до сих пор ничего полезного не сделал?», - разоблачил третьеклассник «хозяйственную» Варю, которая до сих пор одна считалась самой практичной в этой семье.
    «Режиссер решил комедию показать?» - Не понравилось Тамерлану, что Лопахин (в спектакле М. Захарова) присел в небрежной позе перед Раневской на подлокотник стула. Такое панибратство и вольность в манерах молодого человека не вызывали у него улыбку, поскольку комедийность пьесы он видел в другом.
    «Аня говорит с сарказмом Гаеву?..» – удивился он пренебрежительному тону племянницы в отношении к её дяде, и этот тон актрисы (Ирины Цывиной) заставил всех посмотреть по-другому и на Аню, и на Гаева (Николая Волкова) в спектакле Леонида Трушкина. У Ильинского Аня (актриса Цыплакова) нежна с Гаевым и уважительна, как и должно быть между родными людьми. Семья – прежде всего, понимали дети, в какое бы затруднительное положение не попадали её члены.
Едва Гаев произнес: «О природа!..», - по классу пробежал смех. Дети были снисходительны к слабости здоровенного мужчины к пустым речам, но, узнав, что 87-летний Фирс все еще одевает-раздевает своего барина, они, в отличие от Ани и Вари, никаких серьезных поступков от него уже не ждали.   
    «Она говорит словами Пети», - серьёзно произнесла Макка Шамсуева, очень внимательно прослушав Аню, которая, стоя перед матерью на коленях, просила её: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого! Пойдем со мной...». Преображение Ани, к концу пьесы, никому не понравилось, дети не хотели верить героине, которая с легкостью отказалась от своего прошлого и настоящего, устремившись в призрачное будущее. Отказавшись от себя прежней и оказавшись под влиянием человека, не способного даже закончить свое образование, как считали дети, Аня погубила себя. Хозяйкой сада, как они видели, должна была стать Аня, тем более что возраст (18 лет) позволял ей принимать решение.      
    «Тот Гаев фантазер, а этот – болтун», - сделала свой вывод Макка, сравнив игру Николая Анненкова (Мосфильм) и Александра Збруева (Ленком), отдавая предпочтение первому. Точнее сказать было нельзя. Не каждому взрослому дано увидеть эту грань между фантазиями, облачёнными в ничего не значащие красивые фразы, и обычным пустословием, которое демонстрировал актер Збруев, с лица которого редко сходила детская улыбка…   
    После слов Раневской: «Вчера было много денег, а сегодня мало», у Дени Дагирова сорвалось с уст: «Ахь доьхкан!». «Ты растранжирила! Прокидала!» (на чечен. яз.) – не смог скрыть мальчик свое раздражение поступком взрослой женщины, которая поужинала в ресторане, легкомысленно потратив последние деньги. 
«А они не могли сами продать сад?» - понимали дети, что кому-то в этом семействе нужно было начать действовать, чтобы найти выход из затруднительного, но ещё не критического положения.
    Поразило наблюдение мальчика, который заметил: «Она стоит в углу, как виноватая». Любовь Раневская, разговаривая с Петей Трофимовым, мечется по комнате и застывает в одном углу. Сегодня продают сад, но в доме гости, танцы, музыка… То ли это был замысел режиссера, то ли игра актрисы завела её в этот угол, но только ребенок мог увидеть за этим чувство вины, за что и наказывает себя главная героиня…
    В разгар бала, периодически танцуя с Трофимовым, Раневская все время страдает сама и напрягает тех, кто рядом, одним вопросом: «Продали имение?» «Какая ей разница, продали имение, или нет? Раньше надо было об этом думать!» - возмутился Джамлай Пашаев, думая об упущенной ею возможности сохранить дом, связанный с воспоминаниями об отце и матери.
    «Я-то пойду спать, а кто тут без меня подаст? Принесет?», - говорит уставший и приболевший Фирс Раневской, которая, устроив бал и пригласив в дом кучу гостей, отправляет его спать. «Пекъар» («несчастный» - чечен. яз.), - произнес Рахим Эдилов, с жалостью глядя на немощного старика (актер Игорь Ильинский), до которого никому не было дела.
    При появлении Лопахина (актер Николай Анненков), вернувшегося с торгов, только взглянув на него, дети в один голос закричали: «Он купил!». Но Раневская не видит этой перемены в Лопахине, и спрашивает: «Кто купил?». ; «Как вы думаете, что он ей сейчас ответит?», остановила я кадр, едва прозвучал её вопрос. «Я купил!» – в один голос ответил класс, не сомневаясь, что другого ответа здесь и не может быть. Услышав эти слова из уст Лопахина, класс взорвался аплодисментами: «Молодец, Лопахин!».
    Аплодировали Лопахину, надо признаться, в каждом классе, не сомневаясь, что кроме него в пьесе нет ни одного героя, действующего целенаправленно и добивающегося результата.
    Увидев, как в финале Фирс (актер И. Ильинский) дергает за ручку запертой двери, третьеклассники сочувственно замерли и выдохнули: «Пекъар…». 
Пытаясь как-то оправдать свое решение вернуться в Париж к тому, кто её обобрал уже однажды, Раневская говорит: «Кто удержит его от ошибок?..» Этот вопрос в устах главной героини каждый раз вызывал у детей только смех. «Как она может удержать его от ошибок, если сама постоянно делает ошибки?» - не могли дети простить ей потерю родовой усадьбы.
    «Почему он все время целует ей руки?», - глядя на Пищика, припадающего к руке Раневской, возмущались мальчики, которым неприятно было это прикосновение к женщине. По чеченским обычаям, женщина неприкосновенна в любом возрасте.
«Мне плакать хочется, - опустил голову Джамлай, не в силах смотреть на экран в финале пьесы. Игра актера И. Ильинского тронула мальчика до слез. «Смерть Фирса сердце защемила. Этого Фирса не жаль, он сильный, злой, не раб. Он может выйти из дома, хоть дверь выломав, хоть в окно… И он не такой старый», - не скрывал Джамлай своего разочарования игрой актера Владимира Юматова в спектакле Марка Захарова.
    Сравнивая все три постановки, ученики третьих классов отдали предпочтение фильму-спектаклю Ильинского. «Нужно, чтобы дух захватывало, а этот крик актеров раздражает, сбивает чувства», - не соглашались они со сценической игрой актеров Ленкома. А от эпатажа актеров, игравших у Марка Захарова Петю Трофимова и Аню, Рамзан Кайхаров просто отмахнулся, не желая искать оправдания замыслу режиссера: «Я не хочу с ними идти в будущее. Сумасшедшие…».
    «Не здравствуй, новая жизнь, а прощай!», - не верили дети, что у Ани и Пети есть или будет эта новая жизнь. И здесь не было никакой разницы между тремя постановками.
    «Петя сделал жизнь Ани пустой», - с сожалением, совсем по-взрослому произнесла Фариза Юсупова.
    «Я не знаю, о чем вы будете думать? – раздраженно бросил Лопахин Гаеву, когда тот в очередной раз попытался обойти необходимость принять твердое решение. «Лопахин чего-то не понимает в Гаеве?», - спросила я класс. «Гаев до сих пор ни о чем не думал, и Лопахин знает, что если он сейчас от них не получит ответа, то все останется по-прежнему», - ответила Ясмина Бархаджиева, уверенная, что так оно и будет.
    В финале пьесы Трушкина у Раневской-Васильевой такой взгляд, что нельзя было не остановиться на нем. И я рискнула спросить, о чем говорит этот взгляд? Зелимхан Эниев, не задумываясь, но сочувствуя героине, потерявшей отчий дом, ответил: «Она думает о том, какую ошибку она сделала!..». Самое удивительное, что малыш оказался способным очень точно увидеть эту внутреннюю драму женщины, совершившей не одну ошибку в своей жизни, а теперь еще и вынужденной покинуть родину. Это было, на его взгляд, настолько очевидным, как и то, что: «Петя научил Аню мечтать бессмысленно».
    Поняв, что с этими детьми можно обсуждать любые нюансы человеческой души, я попробовала еще раз остановить кадр, теперь уже, чтобы понять чувства Гаева в финале пьесы режиссера Леонида Трушкина. Пока класс молчал, пытаясь подыскать нужные слова, Джамлай грустно произнес: «Эти проблемы должен решать мужчина. А Гаев не способен решить ее проблемы, и он это понимает. «Баба вы!» – Лопахин не зря сказал».
    Растерянность и осознание своей никчемности и было написано на лице актера Волкова, сыгравшего брата Раневской.
    «Я не хотела бы, чтобы Аня была моей сестрой. Аня не любила бабушку и была довольна, что к ней не поедет. И еще. В смерти Фирса виновата она. Фирс нужен был в пьесе, чтобы люди увидели, как другие герои вели и ведут себя», - написала в своей рецензии на пьесу Ясмина Бархаджиева.
    «В постановке И. Ильинского мне понравилось, что все играли очень нежно. Лопахин мне понравился. Потому что он хотел сказать, чтобы Раневская послушала его и сделала так, как он говорит. Если бы она послушала Лопахина, то они не ушли бы из этого дома. Лопахин не мог не радоваться, потому что он купил имение, где папу и дедушку его избивали. Фирс умирал так трогательно, мне очень хотелось, чтобы Фирс не умирал.
    Режиссер Марк Захаров на роль Фирса в этой пьесе неправильно выбрал актера. Он очень сильный», - написал Джамлай Пашаев об актере Юматове, который своей злостью, агрессивностью и относительной молодостью (значительно моложе 87 лет!) не вписывался в рамки чеховского героя. А его снисходительно-покровительственное похлопывание по плечу Ермолая Лопахина, детей просто выводило из себя: «Он же раб!? Как он может возвышаться над миллионером?..»
«Раневская погубила свою семью. Если бы она послушала Лопахина, она могла бы сама продать свой сад за долги и спасти свою семью. Но она слушала Петю. А Петя наговорил столько слов, что Аня и Раневская слушали только его», - подчеркнул гипнотическое действие пустословия Трофимова Рамзан Кайхаров.
    У четвероклассников пьеса вызвала те же эмоции и рассуждения.
    В ответ на слова Ани: «Мы насадим новый сад!..», Усман Эзбулатов, тут же среагировал: «Мечтательница! Зря мечтаешь!». «Прощай, старая жизнь! Здравствуй, новая жизнь!» – выкрикивали Петя и Аня, а вслед им Усман, будто находился с ними на одной сцене, помахал рукой: «Мечтатели!.. Фантазеры!..».
    «Я бы хотела строить будущее с Лопахиным. Потому что Трофимов умеет только красиво говорить. А Лопахин умеет думать и делать деньги своим трудом. Трофимов говорил Ане: пойдем к мечте, но мы можем не дойти. Зачем тогда идти к мечте, если ты можешь до нее не дойти? Ещё. Как можно верить человеку, который в 26 лет всё ещё учится? А Лопахин, хоть он и был сыном раба, но, когда отменили рабство, он этим воспользовался и стал миллионером.
    Я не хотела бы себе такую маму, как Раневская. Потому что она была порочная. Она курила, пила, два раза вышла замуж. Второй жених ее обобрал, и она еще хочет к нему вернуться. Если бы я была Аней, я бы постаралась отучить ее от этих привычек. Еще мне не понравилось, что, когда она зашла в детскую, она не расплакалась, потому что у нее там умер сын, он утонул в реке. Она должна была сказать в слезах: это была детская моего сына. А она сказала: это была моя детская.
    Очень похожа на Чехова была пьеса Трушкина. Там он изобразил Раневскую порочной, но у Чехова у мамы и дочерей были нежные отношения, как показывают нам Ильинский и Захаров. Но у них Раневская не была порочной, она была нежной, легкомысленной. Мне понравились пьесы Трушкина и Ильинского». – написала Амина Велиева, подчеркнув, что пять лет, проведенные Раневской в Париже, не такой большой срок, чтобы впасть в детство и забыть о том, от чего она, не оглядываясь, бежала в Европу. – Семилетнему Грише сейчас было бы 12 лет, но не о нем, утонувшим в реке, думает мать, переступив порог детской.
    «Я бы хотел строить будущее с Лопахиным. Он был трудолюбивым и думал только о работе. Раневская и Гаев не думали о саде. Гаев сказал, что он не позволит продать сад, а Аня и Варя не верили ему, но сделали вид, что верят. Лопахин купил сад, и Варя бросила ему под ноги ключи. Если Варя не бросила бы ключи, Лопахин мог бы сделать ей предложение. Ну он и не сделал», - написал Маиев Масхуд, подчеркнув, что Варя сама, этим демонстративным жестом, оскорбляющим мужчину в его доме, упустила свой шанс выйти замуж за нового хозяина вишневого сада и остаться в нем хозяйкой.
    «Строить будущее хочется с Лопахиным. Он умеет делать деньги и не любит тратить время зря, поэтому все делает заранее. Вместе с ним будущее наступит быстрее, чем с Трофимовым. Если бы Раневская была моей мамой, я бы пытался ей объяснить, что ее дом и сад под угрозой, и что их могут продать. Я бы не хотел, чтобы Аня была моей сестрой, потому что она не умеет думать и из-за нее умер Фирс. Пьеса называется «Вишневый сад», потому что его могут купить, и тогда Раневская потеряет память о своем родном прошлом. Слова Пети были неправильными. Если будут править императоры, как Петя, с ними Россия будет становиться хуже и никакого светлого будущего не будет». – написал Эзбулатов Усман, маленький философ, которого всегда интересно и слушать, и читать.
    Пятиклассники порадовали зрелостью суждений, хотя взгляды их с оценками учеников третьих и четвертых классов совпадали по всем героям пьесы.
    Восторг Трофимова: «Здравствуй, новая жизнь!» – вызывал у них только смех. «Нет у них этой новой жизни!..» - говорили они, приводя ряд доказательств, подтверждающих свою правоту. «Не может человек, который сравнивает себя с пухом, убедить в том, что он идет к своей цели!.. От пуха, «который носится по воздуху», не могут исходить «сила» и «гордость», как нет и не может быть от него никакой пользы, - удивлялись они такому странному сравнению Трофимова по отношению к себе.   
    «Как Гаеву можно верить, что он спасет сад, если до сих пор самостоятельно одеться-раздеться не умеет?» - возмутился Салават Солтаханов Аней, которая успокоилась после клятвенных заверений Гаева, что тот не допустит продажи сада. «Как Аня может уважать Гаева и говорить об уважении к нему других?», - предвосхитил Салават появление Ани в постановке режиссера Леонида Трушкина, который выбрал на эту роль актрису Ирину Цывину, демонстрирующую неприкрытый сарказм в адрес Гаева.
    «Остановите, пожалуйста. Поговорим. – взмолился Салават, не имея сил дослушать   Гаева на этот раз - Меня бесит этот человек. Зачем ему генерал, который якобы дает ему деньги, если ему уже предложил 50 000 Лопахин? Не пойму я их!»
    «Опять слова!..», - покачал он головой в ответ на пламенную речь Пети Трофимова: «Человечество идет к высшей правде!..».
    «Как Гаев может купить сад, если без помощи Фирса даже брюки не может надеть?!», - съязвил Амин Абастов в адрес Вари, которая вдруг прониклась уверенностью, что поместье на торгах выкупил Гаев.
    «Так продавайте же и меня! – в отчаянии кричит Раневская, заламывая руки. «Если бы в доме не было бала, это выглядело бы убедительно, а так – смешно! Глупо», — не поверил Амин этому наигранному отчаянию хозяйки, усадьба которой, пока она танцует, уже должна быть продана на торгах.
    «Кто удержит его от ошибок?..» – говорит Раневская, пытаясь облагородить свое решение вернуться в Париж. «А кто её удержит от ошибок? – среагировал тут же Амин на слова немолодой женщины, которая так и не научилась правильно жить.
    «Он попадет в рай», - произнес с чувством Сайхан Пашаев (4 кл), тронутый в финале смертью Фирса. «Почему ты так думаешь?», - удивилась я. «Потому что он жил для других. Одевал их, кормил…», - без тени сомнения ответил мальчик.
    А.П. Чехов был бы удовлетворен таким ответом и такими чувствами, вызванными им в груди маленького мусульманина, который проникся болью старого человека, служившего всем верой и правдой и ушедшего в мир иной не просто в полном одиночестве, но всеми забытым... Мальчик понял, что жизнь оказалась несправедлива к такому человеку, а значит, справедливость его ждет в мире ином. И какая разница – мусульманином он был или христианином? Подняться бы и взрослым до этой высоты духа вслед за ребенком, познакомившимся с творчеством Чехова, тронувшим самые тонкие струны его души!
    «Странные люди! – качал головой Амин, выходя, со звонком, из класса. – Странные люди!..».
    Из всех героев пьесы, как это ни печально, в смерти Фирса оказалась виновной именно та героиня, которая безоглядно рвется в будущее. Поэтому дети, не скрывая иронии, бросили ей в след: «Не здравствуй, новая жизнь, а прощай!»
    «Прощай, старая жизнь!»
    «Прощай, новая!..»
                ___________________

    Это всегда грустно, когда уходит твое время, когда рушатся надежды, когда обрываются связи с прошлым, когда будущее кажется призрачным… Но печальнее смотреть на то, как человек тратит время впустую, когда своим бездействием он лишает себя надежд, когда эфемерное будущее предпочитает прошлому, а это прошлое и есть – твои предки, твой дом, твоя семья, с которыми ты так легко расстался.
Это то, что усвоили мои ученики, познакомившись с творчеством Чехова. 
Показав уходящее поколение дворян, не приспособленных к новой жизни, Чехов закрыл за собой дверь: эпоха босяков породит Максима Горького.
    К нему нам и предстоит перейти.
 
_____________________
* ЧР, Г. Гудермес, частная школа «Мансур», директор Абастова З.В.