Размышления о творчестве

Юрий Платунов
«Искусство есть такая потребность
для человека, как есть и пить.
Потребность красоты и творчества,
воплощающего её, - неразлучна с человеком,
и без неё человек, может быть,
не захотел бы жить на свете»
Ф.М.Достоевский

Творчество – это жизнь с избытком. Означает это – жить в красоте и удовольствии. А этого счастья можно достигнуть только в творчестве. Антон Павлович Чехов писал: «Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют».

В книге Е.Каменевой «Твоя палитра» (1967 год) я прочитала рассказ о жизни Рембрандта - гениального живописца Голландии. Его картины сейчас являются величайшим сокровищем музеев.
«Много лет назад, в начале XVII века, когда он начинал свой путь, он был всеми признанным мастером. Жизнь его была счастливой. Была у него любимая жена Саския. Был любимый сын Титус. Был дом, где, как в музее, были собраны различные произведения искусства, оружие, старинные вещи.
Рембрандт работал с увлечением. Художник любил изображать драгоценные камни, шёлк, бархат, кружева. Изображал юную жену нарядной, счастливой и весёлой. Но с годами всё изменилось: знать, украшавшая картинами свои дома, любила, чтобы художники изображали весёлые, занимательные сцены. Им нравилось, когда им льстили, рисуя их в пышных костюмах в богато обставленных комнатах, или за столом, ломившимся от еды.
Но Рембрандт понимал, что жизнь далеко не для всех праздник. И его уже не радует пышность богатства, внешняя красота. Он стремится постичь внутренний мир человека, понять характер, показать силу и благородство его духа, и он находит все мотивы в жилах бедняков.
Художник часто ходит в убогие кварталы Амстердама и наблюдает тяжёлую жизнь их обитателей. В библейских сюжетах он изображает бедных людей, к которым относится с любовью и теплотой.  Его привлекают старики с мудрыми лицами, на которых можно прочесть пережитые невзгоды и горе. Он пишет портреты старух со скорбными, но добрыми глазами, с натруженными руками. Но, к сожалению, эти портреты никто не покупал. Все почитатели отвернулись от него. Хочет писать бедняков – пусть. Но они не хотят иметь с ним ничего общего.
Всё, что он делал, стало предметом насмешек, и очень подорвало и без того пошатнувшуюся его популярность. Второй удар: умирает его любимая жена Саския. Аристократические родственники по его жене отвернулись от него. Но Рембрандт как будто не замечает этого. Внешний блеск, шумный успех его уже давно не привлекают.
Смыслом жизни для него стало творчество. Художнику живётся трудно. Нет заказчиков и покупателей, всё больше долгов. Наступает полное разорение: его имущество и ценнейшая коллекция продаются с аукциона.  Он переезжает на окраину города. Несчастья продолжают преследовать художника: умирает вторая жена Хендрика, а вскоре и его сын Титус. Рембрандт остаётся совершенно один. Но несчастья не сломили дух художника. Он не отрёкся от своих идей, не поступился ничем ради богатства».

 А теперь про нашу современность. Про замечательного писателя Николая Носова и его замечательную книгу «Незнайка на луне» (Роман – сказка,1990 г.).  Вот как он описал беседу двух друзей о картинах.
«Ты лучше на эту картину не смотри. Не ломай голову зря. Тут всё равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет вот такие загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючки, третий вовсе нальёт жидкой краски в лохань и хвать его посреди холста, так что получится какое-то несуразное бессмысленное и ничего не можешь понять – просто мерзость какая-то! А богачи смотрят, да ещё и похваливают: «Нам, говорят, и не нужно, чтобы картина была понятна. Мы вовсе не хотим, чтобы какой-то художник чему-то нас учил. Богатый и без художника всё понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать.  На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить. Каждому, понимаешь, хочется показать, будто он лучше других. А так как у богатых ум, доброта, честность не ценится, то хвалятся они друг перед другом одним богатством. И тут уж никакого предела нет. Тщеславие такая вещь: его ничем не насытить».
Давно уже нет людей, которых рисовали художники, но они как будто знакомы нам. Их изображения рассказали нам о том, какой у них был нос или глаза, какого цвета были волосы, и о более важном - о характере этих людей: мы узнали, добрыми они были или жестокими, беспечными или мрачными, подозрительными.

В 1508 году Микеланджело Буонаротти подписал договор с папой Юлием II. Итальянский художник обязывался рисовать плафон (потолок) Сикстинской капеллы. Так называется длинная и высокая зала папского дворца в Ватикане. Чтобы расписать потолок (высота зала 18 метров), по указанию художника поставили леса. Работать на них он мог только лёжа. В течение 4-х лет художник, лёжа на спине, расписывал плафон. Краски капали ему на лицо, тело ныло, но увлечённый работой, он ничего не замечал. Микеланджело работал с неистовством, забывая о сне и еде. Работая лёжа, великий мастер испортил своё зрение. Долгие годы он мог рассматривать предметы, лишь подняв их над головой. Микеланджело один расписал плафон площадью 600 кв. метров. Лишь его ученики помогали ему.  Это был труд титана, это был подвиг художника. Микеланджело всегда работал с горячностью, увлечённо, с головой погружаясь в свои грандиозные замыслы. Может быть, ты спросишь: ради чего посвятил он себя такой всепоглощающей работе? Если бы ему задали такой вопрос, вероятно, он просто не понял бы нас. Просто он не мог жить иначе. Смысл всей его жизни был в этом непрерывном творческом труде. Он стремился раскрыть самого себя, свои думы, свои убеждения в произведениях искусств. И вот прошло 5 веков с тех пор, как умер художник, а творения его живы. Люди не перестают любоваться и Сикстинским плафоном, и скульптурами Микеланджело. Через века дошли до нас мысли и чувства художника. Когда мы смотрим на юного смелого «Давыда», вставшего на защиту своей страны, мы чувствуем, как горячо любил родину Микеланджело, также с оружием в руках защищавший свою Флоренцию.  Мы любуемся величественной росписью Сикстинской капеллы, и мысли художника о красоте и совершенстве человека становятся нам так же близки и дороги, как и ему. И мы благодарны художнику за его огромный труд, за его подвижническую жизнь, за прекрасные создания, которые приносят нам глубокую радость. 

Огромную галерею портретов знаменитых людей XIX века оставил нам Илья Ефимович Репин. Он считал, что писать портреты выдающихся современников – его долг пред родиной. Репин был очень дружен с композитором Мусоргским, очень ценил его музыку. Когда композитор тяжело заболел, Репин приехал к нему в госпиталь и там в течение четырёх дней написал его великолепный портрет. Он изобразил Мусоргского в халате с малиновыми отворотами, сидящим в глубоком раздумье. Репин писал не только больного человека, которого видел перед собой, а прежнего, полного сил и здоровья композитора. Художник поставил перед собой цель – передать образ одухотворённого гения. И это ему удалось. Современники, знавшие Мусоргского, были поражены необычайной правдивостью и жизненностью портрета.

Сегодня, 24 декабря 2020 года, я прочитала сказку Леонида Филатова "Про Федота-стрельца, удалого молодца". Мне она очень понравилась. Написана блистательно, живо, с юмором. И я вдруг обнаружила, что именно 24 декабря (в 1946 году) родился Леонид Алексеевич Филатов. И хочется вспомнить этого великолепного актёра и писателя. После тяжёлой операции Леонид Филатов долго лежал в больнице перед кончиной. Но продолжал бороться за жизнь. И продержался ещё несколько лет, возможно, благодаря своей любимой внучке Оле, которой на больничной койке написал глубокое и чудесное светлое стихотворение, в котором – всё, что нужно знать о любви и желании жить.
Тот клятый год уж много длился лет,
я иногда сползал с больничной койки.
Сгребал свои обломки и осколки
и свой реконструировал скелет.

И крал себя у чутких медсестёр,
Ноздрями чуя острый запах воли,
Я убегал к двухлетней внучке Оле
туда, на жизнью пахнущий простор.

Мы с Олей отправлялись в детский парк,
садились на любимые качели.
Глушили сок, мороженое ели,
глазели на гуляющих собак.
Аттракционов было пруд пруди,
но день сгорал, и солнце остывало,
И Оля уставала, отставала
и тихо ныла, деда, погоди.

Оставив день воскресный позади,
я возвращался в стен больничных гости.
Но и в палате слышал Олин голос:
«Дай руку деда, деда, погоди …»

И я годил, сколь было сил,
а на соседних койках не годили,
Хирели, сохли, чахли, уходили,
никто их погодить не попросил.

Когда я чую жжение в груди,
я вижу, как с другого края поля
Ко мне несётся маленькая Оля
с истошным криком: «Деда-а-а, погоди-и …»

И я гожу, я всё ещё гожу,
и, кажется, стерплю любую муку.
Пока ту крохотную руку
в своей измученной руке ещё держу.
 
«Даже тяжелобольным Леонид Филатов жил так, как многие здоровые не живут: со вкусом, жадностью и любовью к людям. 
Филатов любил друзей, он был солнцем, вокруг которого всё вращалось. Но случился инсульт. В результате инсульта развилась почечная недостаточность. За 7 лет, которые Леонид прожил после операции, он издал 20 книг. Литература стала основным его занятием.
Кроме телевизионной передачи «Чтобы помнили» (о судьбах забытых актёров), он участвовал с Михаилом Задорновым и Владимиром Качаном в юмористическом концерте «На троих»
Все трудности Леонид Филатов преодолевал вместе с любимой женой Ниной Шацкой. Видя, что у Леонида на даче возвращаются силы, Нина радовалась и надеялась прожить ещё с ним много лет. Но в октябре 2003 года скорая забрала её любимого мужа, и 26 октября его не стало.
О, не лети так, жизнь,
на миг хоть задержись,
Уж лучше ты меня
калечь, пытай и мучай.
Пусть будет всё:
тюрьма, болезнь,
несчастный случай,
Но не лети так, жизнь»
Осталась только память о человеке, который боролся за жизнь и служил людям …» (Наталия Корнеева).

Есть и в настоящее время возможность заниматься творчеством. И это доказали женщины-рукодельницы нашего времени, для которых творчество не стало смыслом жизни, но их жизнь в творчестве приобрела новый смысл, совсем другие люди: улыбчивые, открытые, готовые делиться своими знаниями на мастер-классах, принимать участие в творческих проектах, учить своему мастерству детей (согласно нашему девизу: «Из поколенья к поколенью идёт связующая нить»).
Елена Мазурова (мастерица из Москвы) поздравила своего свёкра с днём рождения и поблагодарила его за то, что он 28 лет назад научил лоскутному шитью её и своего сына, который стал её мужем.
Мы теряем со временем самое дорогое, что у нас было в общении, ДОБРОТУ. Это особенно ощущают люди пожилого возраста, пенсионеры, которые не могут приспособиться к быстрым переменам современной жизни.
Антуан де Сент-Экзюпери написал, что «самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения». И такая возможность роскоши человеческого общения представилась нам в обществе «Резонанс им. Владимира Болгова»: возможность общаться и представлять в обществе свои творческие открытия.
В 2008 году Центр Украинской культуры и Ассоциация мастеров лоскутного шитья России предложили принять участие в конкурсе «Словесные лоскутки». Об этом мы узнали с опозданием, т.к. жюри уже подводило итоги. Но мы всё-таки приняли участие в конкурсе и отправили в адрес жюри наше стихотворение «Мой букет не из цветов» и наш лоскутный букет. Получили ответ, что стихи хороши и иллюстрация прекрасная, но итоги уже подведены. Но мы не очень огорчились, потому что благодаря участию в этом конкурсе мы приобрели замечательных друзей: Ларису Денисову из Иваново ( в то время она была президентом Ассоциации мастеров лоскутного шитья России), Елену Фоломьеву из Санкт-Петербурга – автора и ведущую сайта «Лоскутное шитьё-удовольствие и красота», Людмилу Андрееву из Центра Украинской культуры г.Киева – руководителя проекта «Пэчворк и квилтинг». Людмила Андреева после подведения итогов конкурса сразу пригласила нас в группу «Квилтеры».
В 2007 году в день 940-летия г.Минска я выставляла свои лоскутные работы в Троицком предместье.
 В 2009 году приняла участие в выставке работ мастеров народного творчества Беларуси «Вясновы букет».
Последующие 15 лет доказали правильность выбранного нами  пути в творчестве после ухода на пенсию.

В 2014 году в Сочи открывались зимние Олимпийские игры и за основу образа Олимпиады предложено было взять «бабушкино лоскутное одеяло». Аллевтина Жарикова (г.Москва), руководитель сообщества «Пэчворк», через Интернет предложила женщинам-рукодельницам сшить такое одеяло, приняв участие в её проекте «Олимпийское звонкое эхо». И этот прекрасный проект состоялся. 
Для этого проекта нашей дочерью Натальей Бересневич было написано стихотворение, а Алтайский бард Юрий Коробков положил его на музыку, и получилась замечательная песня, которая впервые прозвучала на презентации проекта.
«Самобытность народов
И богатство земли
Передать лоскутницы
Всей душою смогли.
Оберег-одеяло,
Словно поле чудес,
Облик русских ремёсел
В нём как будто воскрес!
Заиграл разноцветьем,
Красотою маня,
Прославляя Россию и людей ремесла»
(Олимпийский образ Сочи, 2014 г., Наталья Бересневич).

«И сегодня наши мастерицы
Шьют, не ведая покоя, даже сна,
Чтоб продолжить долгий путь традиций,
Передать их прелесть всю сполна.
Передать всю силу женской сути –
Создавать уют, беречь семью,
Показать, как лоскутки и нитки
Обретают снова жизнь свою.
Научить детей своих и внуков
Наслаждаться творческим огнём,
Сочетаньем красок и рисунков,
Созданных любовью и трудом»!
(Бабушкины лоскутные фантазии, 2015 г., Н.Бересневич).

«При демонстрации проекта «Олимпийское звонкое эхо» работы мастериц вызвали восхищение мастерством и творческой самобытностью. Проект стал ярким событием в культурной и художественной жизни, заинтересовал людей разных профессий и возрастов, показал возможность широкомасштабного движения таких проектов в жизнь» (из Благодарственного письма Аллевтине Жариковой Псковского областного центра народного творчества).

Закончить статью хочется строчками из стихотворения Натальи Бересневич:
«Творчество – это огромная сила,
Это огонь миллионов сердец.
Словно, как факел, посланец он мира,
Долгих трудов и свершений венец.
Вот и горит его жаркое пламя
В душах лоскутниц, других мастериц.
И, водрузив высоко Дружбы знамя,
Нет для него ни преград, ни границ!»


Светлана Платунова, г.Минск, 24 декабря 2020 г.

Ю.Платунов