На краю жизни личные ощущения

Людмила Кокоренко
Мне тогда не было и двадцати лет. Вся жизнь - впереди. Ожидание только прекрасного. Если приболеешь, то быстренько лечишься и восстанавливаешься. Никаких серьезных проблем. Пока никаких больших потерь дорогих мне людей. Кажется, что всё в жизни зависит только от тебя...

Мой лечащий лор посоветовал во время моего продолжительного отпуска удалить гланды: хронический тонзилит был очагом инфекций, ангины протекали с высоченной температурой не менее пяти раз в год, появился какой-то шум в сердце, голос часто садился, что мешало моей учительской карьере. Я с радостью согласилась "прилечь" на недельку в стационар в поселковой больнице.

Перед операцией следовало сдать все анализы, немного подготовить организм. Все это было необременительно, все процедуры я воспринимала легко... Как всегда медсестра начинает внутривенную инъекцию, и... вдруг у меня все поплыло перед глазами, понимаю, что теряю сознание, успеваю сказать: "Нашатырь", увидеть взволнованное лицо юной медработницы, не ожидавшей такого развития событий и выбегающей из процедурного кабинета (то ли за нашатырем, то ли за помощью). А дальше начинается головокружительное падение в пугающую бездну, причем падение не вертикально вниз, а по спирали.

Мне тогда не было и двадцати лет. Вся жизнь - впереди. Ожидание только прекрасного. Если приболеешь, то быстренько лечишься и восстанавливаешься. Никаких серьезных проблем. Пока никаких больших потерь дорогих мне людей. Кажется, что всё в жизни зависит только от тебя...

Мой лечащий лор посоветовал во время моего продолжительного отпуска удалить гланды: хронический тонзилит был очагом инфекций, ангины протекали с высоченной температурой не менее пяти раз в год, появился какой-то шум в сердце, голос часто садился, что мешало моей учительской карьере. Я с радостью согласилась "прилечь" на недельку в стационар в поселковой больнице.

Перед операцией следовало сдать все анализы, немного подготовить организм. Все это было необременительно, все процедуры я воспринимала легко... Как всегда медсестра начинает внутривенную инъекцию, и... вдруг у меня все поплыло перед глазами, понимаю, что теряю сознание, успеваю сказать: "Нашатырь", увидеть взволнованное лицо юной медработницы, не ожидавшей такого развития событий и выбегающей из процедурного кабинета (то ли за нашатырем, то ли за помощью). А дальше начинается головокружительное падение в пугающую бездну, причем падение не вертикально вниз, а по спирали.

При этом ощущаю, как с каждым витком спирали тело мое тает - уменьшается в размерах, становясь бесформенным, невесомым и незаметным и наконец превращается в частицу и смешивается с какой-то загадочной однородной биологической массой, лежащей на поверхности, очень напоминающий заводской конвейер, только стерильный, как в медицинской лаборатории. В голове успевает мелькнуть: меня уже нет, из этой биомассы сейчас кто-то неведомый начнет изготавливать других существ...

Сквозь зажмуренные глаза чувствую яркий свет: не дает сосредоточиться, мешает глазам открыться да и нет сил поднять веки. Издали доносится голос: "Открой глаза!" Понимаю, что ко мне кто-то прикасается, пытается приподнять, но у меня нет сил открыть глаза, увидеть и осознать, что и где происходит... Скована параличом, ужасом, не могу шевелиться и говорить. По губам течет что-то липкое... Не знаю, сколько это длилось, но паралич стал отступать и я пошевелилась, попыталась открыть глаза, хотя не хотелось ничего этого делать. Было одно желание - спать, чтоб меня не трогали, не выводили из оцепенения, не будили...Яркий свет оказался обычной лампочкой под потолком. Я в палате, вокруг меня почти весь персонал больницы. Мой доктор старается меня чем-то напоить. "Это чай, горячий, сладкий. Пей!" Пытаюсь взять руками стакан, но моим телом владеет жуткая судорожная дрожь. Опять приказ: "Пей, станет лучше".

... Постепенно я возвращалась к жизни. Покинувшие меня силы медленно, но возвращались... Когда я уже была в обычном состоянии, то долго пыталась выяснить у врачей, что со мной произошло: это был обморок? Ответы были уклончивые, никто не мог (или не хотел) объяснить, почему так произошло, что со мной было. ни о коме, ни о клинической смерти речи не шло. Я не испытывала страха, что это может повториться и что здесь нет реанимации и нужных специалистов. Про свои "видения" я рассказывать постеснялась... Через несколько дней успешно прошла операция, вскоре выписали... Меня закрутили отпускные хлопоты, потом радостное возвращение на работу - и покатилась жизнь дальше...

Была ли я близка к смерти, - об этом некогда было задумываться. Всерьез пришло в голову, что это, возможно, был шаг к смерти, путешествие в иной мир, когда лет через тридцать во время (уже не первой операции с наркозом!) мне пришлось испытать то же самое чувство полета по спирали и превращение в безликую биомассу. Только после наркоза возвращение в обычный мир было проще, без судорог, без ужаса, а с радостной мыслью: "Я жива!", - в этот раз я не сопротивлялась возвращению. Но цепкая память напоминала: это уже не в первый раз!

Что же со мной было? Меня стали интересовать рассказы людей, описывающих свое пребывание на грани жизни и смерти. Я прочитала десятки научных и псевдонаучных теорий... Многие были вполне убедительными и реалистичными. Но испытанные мною ощущения мне пока никак не удается дешифровать, классифицировать. Обморок? Сон? Клиническая смерть? Воздействие наркотиков? Фантазии мозга?.. Тайна остаётся тайной... Мистические воспоминания живут со мной... Неужели нас всех сотворили из безликой биомассы?