Сказка о БезУмке, белой сове и северном полюсе

Константин Матаков
                ***             

Яркий солнечный день продолжался уже больше месяца. Медведь БезУмка повеселел, и захотел пойти куда-нибудь далеко. Например, - к северному полюсу. Он часто слышал о нем, но сам никогда там не был даже близко. Знакомые медведи тоже признавались, что ни разу там не бывали, а только слышали от других. Ни моржи, ни тюлени – тоже ни разу не достигали полюса. И спрошенный им белый волк тоже заявил, что на полюсе не был: да и зачем? По словам волка, там холодно, идти далеко, еще околеешь в пути, или от голода умрешь. Однако в БезУмке это только разжигало желание хоть раз увидеть полюс. Наконец, он собрался и пошел, никому не сказав. Безумка взял с собой запас еды, но через 10 дней еда в основном закончилась, до полюса было еще очень далеко. Медведь знал, что нужно идти на север, но вот как определить, что ты находишься именно на полюсе? Этого он не знал. Только услышал от старого моржа, что на полюсе солнце в течение дня ходит по небу горизонтальными кругами. Пока ничего подобного не было видно. На одиннадцатый день пути БезУмке  показалось, что откуда-то донесся слабый шум. Кто-то бежит сюда? Он приложил ухо к снегу, но ничего слышно не было. И тут он понял, что, видимо, кто-то летит, и летит невысоко. БезУмка стал реветь, и прыгать на месте, окликая пролетавшую птицу. Завидев его, она опустилась неподалеку. Это была большая белая сова. БезУмка решил поздороваться:
- Какое солнце сегодня!
- Да, очень яркое.
- Вы часто здесь летаете?
- Нет, нечасто.
- А я Вас знаю: Вы сова. Только не знаю, как Вас зовут..
- Меня зовут Снежинка.
- А меня БезУмка.
- Куда же Вы идете один?
- К Северному полюсу.
- Зачем?!
- Хочу посмотреть, что там..
- Но это же опасно!
- Вот я и хотел спросить: может, Вы летали в тех местах, и знаете, что там..
- Летала. Дважды. Но сказать ничего не могу.
- Почему?
- Потому что была ночь.
- Как же тогда Вы узнали, что летали именно вблизи полюса?
- Я не узнала, я почувствовала. Там чувствуешь какой-то особый холод, и такую тревогу, будто сердце развалится на куски. Вы что-нибудь слышали о полярном ужасе?
- Нет, ничего.
- Вроде бы эта болезнь поражает всех, кто достигает полюса..
- Скажите, а днем кто-то из Ваших знакомых долетал до полюса?
- Об этом нередко говорили совы. Но они говорили, что это было когда-то. Лично я не общалась с совами, которые сами там бывали днем..
- Так это все легенды..
- Этого я не могу сказать, но у нас еще можно было услышать, что северного полюса вообще нельзя достичь – дескать, тот, кто это сделает – умрет. А есть и такие, что прямо говорят: никакого северного полюса не существует.
- Как это не существует?! А куда же тогда я иду, и куда Вы летали ночью?
- Куда Вы идете – Вам лучше знать. А я.. Я чувствовала особый страх, но вдруг его можно ощутить и в других местах, а не только на полюсе? Моя сестра говорила мне, что ходят такие слухи: будто если летишь к полюсу, то сначала летишь все вперед и вперед, а потом что-то происходит, не знаю что – и, в конце концов, прилетаешь обратно, в то же место, откуда начинал полет.
- Значит, полюс все-таки существует, но достичь его нельзя?
- Видимо, это место отталкивает все живые существа, и они возвращаются обратно – как бы против своей воли..
- А что надо сделать, чтобы полюс не отталкивал?
- Не знаю. Может, самому стать полюсом?
- Такого я не умею.. И не понимаю.. Кстати, а что говорили про полюс те совы, которые там якобы бывали днем?
- Много всякого, но где там сказка, а где нет – понятия не имею.
- И что именно?
- Одни говорили, что там, на месте полюса, - огромная гора, намного выше обычных гор. Она вся покрыта снегом. Перелететь через нее нельзя, - и потому что она очень высокая, и потому что от горы исходит сила, и начинаешь летать вокруг нее кругами. Другие говорят, что у этой горы нет вершины, а вместо вершины – огромная дыра из которой постоянно выливается вода, и вода эта именно на самом полюсе – не замерзает почему-то. Даже слышала, что это вроде бы источник всех вод на земле, первоисток Океана.. Правда, кое-кто утверждал, что гора с обычной вершиной, а вода выливается через отверстия в горе, которые находятся ниже.. В общем, оттуда вода течет вниз, на весь наш Снежный Шар, и, вне полюса – замерзает. Некоторые рассказывают, что эту гору окружает какой-то пар или туман, но не обычные: якобы при приближении к этому туману – у птиц начинались видения. Может, и сам Северный полюс – это просто видение? Из-за этого тумана гору и днем трудно увидеть.. Припоминаю, - кажется, еще говорили про то, что это гора, точнее, эта  вода, что выливается из нее - засасывает всех, кто приближается к  полюсу.. Кстати, от одной старой совы я даже слышала, что на самом деле  никакой горы нет, а там просто дыра, куда вливается вся вода из мира,  весь океан..
- Если туда вливается вся вода, или, наоборот,  выливается оттуда - то почему вода не исчезает совсем из Земли, или,  напротив, не заливает весь шар?
- Наверно, на противоположном полюсе все противоположное: если у нас вода выливается, то там вливается..
-  Я все-таки ничего не понял: что из этого правда.. И еще я не понял: так  все-таки северный полюс существует, или вместо полюса - гора?
- Если и существует, то в этом месте гора..
-  А я думал, что если полюс, то там больше ничего не должно быть - только  сам полюс, а тут еще эта огромная гора. Если она есть, то как в этом  месте может вмещаться еще и полюс - там ведь и одной этой горы много!  Может, гора появилась там недавно, и прогнала полюс из этих мест? Может, он убежал и где-то прячется под снегом, или в глубинах океана, весь  дрожа от страха перед горой?
- Не знаю.. Но, по-моему, полюс - он же не как гора или лед или снег.. Он просто место..
- Как это может существовать пустое место?
-  Ну вот наш Снежный Шар. Он же просто пустое место. А на этом месте - и  снег, и лед, и гора, и деревья кое-где.. Они наполняют это место..
- Так что же, наш Мир на самом деле - пустой?
- Нет, он заполнен холодными вещами. Наверно, я ошиблась. Пустое место - в космосе, а в этом месте - наша Земля..
- Ладно, сова. Я пойду все-таки посмотреть, что там на полюсе..
- Лучше не ходите.. Жаль, Вы не умеете летать..
- Нет, я пойду. Доброго полета!
- Я расскажу о Вас тем совам, которых встречу.
Так  и расстались БезУмка и Снежинка. Медведь пошел дальше, и на следующий  день почувствовал, что спускается куда-то вниз - словно с ледяной горки.  Скоро он просто поехал вниз, и ехал так чуть ли не целые сутки. Ему  казалось, что все льды вокруг разомкнулись так, будто внизу была черная  бесконечность, - а потом сомкнулись вновь.. Это было очень весело, пока  он не увидел.. Он и сам не понимал что.. Впереди что-то было, и внутри  голос подсказывал ему идти туда, но ничего не было видно: вроде бы  обычная ясная погода, легкие облака на небе.. Впереди было нечто похожее  на гигантский смерч, но какой прозрачный, и медведь не мог понять, есть  там что-то или нет.. С ним никто не заговорил, но откуда-то он понимал,  что с ним общаются:
- Зачем ты пришел сюда?
- А Вы кто?
- Мое имя тебе ничего не скажет.. Ну, хорошо: называй меня полюсом, земной иглой, вершиной мира - как хочешь..
- Значит, Вы - полюс, и Вы существуете?
- Ну и вопросы. На языке медведей все равно не объяснить, существую я, или нет. Так зачем ты пришел сюда?
- Посмотреть, правду ли Вы есть, и что тут у Вас есть..
- Тебе наверно уже все рассказали: про гору, про воду, которая выливается  из горы, про невозможность достичь горы, и про странное притяжение  всего к горе?
- Так это правда?
- Каждый видит во мне то, что он  видит - и все это правда. Только правды не совпадают. Они идут или летят  сюда в надежде увидеть полюс и что-то там на полюсе, а видят - разное,  хотя иногда и что-то похожее. Они возвращаются обратно, рассказывают  удивительные истории, считают произошедшее обманом или видением, и не  понимают главного..
- Чего не понимают?
- Я не стою на месте. Я  перемещаюсь куда захочу - от кого-то я убегаю, а кому-то приближаюсь,  кому-то являюсь, а кто-то все равно меня не видит. Кто-то запутывается  во мне, и движется по замкнутому кругу, кто-то пропадает во мне, а  кто-то выходит из меня..
- Так получается, Вы все время в разных местах?
- Да, и еще я во всех местах одновременно.
- Но если Вы постоянно движетесь, Вы не можете быть во всех местах одновременно..
- Все зависит от того, с какой скоростью двигаться..
- Мне сова говорила, что для того, чтобы Вас увидеть, нужно самому стать полюсом.. Т.е. Вами..
-  Вот, ты и стал мной.. Ты стал гигантской горой, водой из горы, магическим тяготением горы, петлей, по которой ты вернешься обратно,  бездной, которая скрывается в горе..
- Но я никем не стал! И я совершенно не чувствую себя той горой или водой! И я не двигаюсь по всему Шару, как Вы..
- А не надо никуда двигаться. Я ведь тоже никуда не двигаюсь на самом деле..
- Но Вы же только что сказали..
- Движусь не я, движется сознание..
- Чье сознание?
- Твое.
- А как же Вы..
-  Я и есть твое сознание сейчас. Выйди из него, и ты вернешься обратно к  себе.. Посмотри-ка: совы снова летят в надежде увидеть полюс. И они  увидят тот полюс, который ищут!
БезУмка плохо запомнил обратный путь,  потому что обратного пути не было. Он просто едва ли не столкнулся с  другим медведем. Тот спросил его:
- Ты откуда взялся? Словно скатился откуда-то..
- Да я к северному полюсу ходил..
- Да, нет. Я же вчера тебя видел!
- Что ты, прошло уже много недель!
- Опять ты выдумываешь, БезУмка..
- Не выдумываю. Я видел Северный полюс!
- Ну, ладно.. И как он выглядит?
-  А никак не выглядит. Он ведь сознание, - разве сознание выглядит  как-то? Оно каждый раз выглядит по-разному, и в то же время не имеет  никакого вида..
- Эх, БезУмка.. может тебе сходить к Сломанному Клыку за лекарствами?
-  Нет, не пойду. Лучше снова схожу к Полюсу. Но для этого сначала нужно  сходить к себе, и постучаться в дверь: вдруг меня впустят?