Жажда

Сергей Лукич Гусев
   Чем дальше от нас уходят молодые годы, тем чаще мы о них вспоминаем.  Моя молодость пришлась на шестидесятые - семидесятые годы. Учеба в школе, а потом в институте, столько было впечатлений! Особенно мне запомнились институтские годы – беспечная пора, изредка прерываемая волнениями при сдаче экзаменов.

   В те годы со мной в группе учился паренек из с. Яготино, что находится в Благовещенском районе Алтайского края, в середине необъятной Кулундинской степи.
Коля Горкун, так звали его, часто приглашал к себе в гости.
 
   Эта история приключилась в августе, перед занятиями в институте.
Коля приехал в гости к родственникам в Барнаул. Дал телеграмму, что ждет меня по такому-то адресу, чтобы съездить к ним. Я долго не раздумывал и уже на следующий день был в городе. Из Барнаула до с. Яготино мы с Колей ехали на поезде.  Я никогда не бывал в степях и теперь с любопытством смотрел из окна поезда на проносящиеся мимо пейзажи. Вскоре и они наскучили – сплошное однообразие: квадраты полей, обсаженных кустарниками, море ковыля, колышущееся ветром.

  Приехали и сразу угодили за праздничный стол (было какое-то событие в семье). В то время я удивился хлебосольству хозяев – украинцев: стол ломился от закусок и блюд.
Чего тут только не было! Посреди стола красовался поросенок, зажаренный в печи целиком, обложенный крупными вареными картофелинами и яблоками, всевозможные колбасы, сало соленое - сырое и вареное, копченое, котлеты, вареники… Глаза разбегались!

У нас праздничные столы были попроще: пельмешки, салатики из овощей, да винегрет. Я подумал, что половину продуктов придется на завтра выбросить – съесть такую прорву было нереально. Куда там! Под ароматный, тройной перегонки самогон еда только спикала! К полуночи под напевные украинские песни стол опустел…

   На следующий день все разошлись на работу, а мы с другом Колей остались дома помогать бабушке наводить порядок после гулянки.
Бабулька ворчала: «Мешаетесь тока мне, съездили бы лучше за вишней, пора уже, поспела. Вон, суседи вчерася четыре ведра приперли».
Коля отнекивался, ссылаясь на головную боль после вчерашнего. А меня заинтересовало.

Расспросил друга, где растет эта вишня. Он объяснил, что надо отъехать от села километров пять, там начинаются сельхоз поля, разбитые на квадраты. Грани полей обсажены кустарниками, в том числе и вишней.  Проезжай на велосипеде мимо и смотри, где над кустами кружится воронье и галки, значит там крупные и вкусные ягоды.
 
Коля выкатил из сараюшки велосипед, подкачал колеса. А сам удалился на веранду спать.

Я собрал рюкзак: поставил в него эмалированное ведро, бабулька отрезала большой ломоть хлеба и копченого  сала, налила солдатскую фляжку воды.
Я оседлал своего железного коня и покатил в указанную мне сторону к сельхоз полям.
 
Денек был отличный! Утреннее солнце еще не нагрело воздух, витали ароматы скошенной травы и цветов. Наконец, я прибыл к указанному месту. Медленно ехал вдоль посадок кустарников, но вишня не попадалась. Иногда встречались кусты, но уже обобранные, или склеванные птицами.
Постепенно углублялся в посадки все дальше.  Наконец, вдали увидел стаю кружащихся галок и понял, что там должны быть ягоды. Подъехав, убедился, что тут можно их набрать.  Набрал с четверть ведра и поехал дальше, ориентируясь по птицам.
 
Наконец, к обеду ведро наполнилось ягодой до верха. Захотелось есть. Присел в тень под кустарниками, с аппетитом «навернул» пол - ломтя хлеба и сала, и выпил воду. Полежал на травке с полчаса, отдохнув, собрался домой.

И тут только до меня дошло: а куда ехать? Вправо? Влево? Абсолютно никаких ориентиров! Правда, по краям чеков-посевов стояли столбики с номерами. Но я ведь не обратил внимания на номера!
Это не у нас, на Алтае – каждая горочка приметна за десятки километров и каждое высокое дерево - ориентир.
 
В душе поднялась легкая паника. Подавив ее, стал вспоминать, как я выезжал за село, с какой стороны светило солнце. Мысленно все сопоставив, понял, что надо ехать в противоположную сторону. Сев на велосипед, покатил по дороге мимо однообразных лесопосадок.  Прошел час езды, а они не заканчивались. Солнце, поднявшееся в зенит немилосердно пекло. Стояла духота – ни ветерка! Начала мучить жажда. Язык превратился в колючую терку, неприятно царапающую нёбо. Пробовал утолять жажду вишней, но получилось только хуже. К жажде добавилась еще и боль в желудке. Поругав себя за неразумное использование воды, я поехал дальше. 

И тут, впереди себя, увидел сидящую на дороге собаку. Странного окраса, красно – рыжую, с облезлой шерстью по бокам.  Я подъехал ближе. Вдруг, собака встала на четыре лапы и оскалилась, злобно рыча. Взяла оторопь: в руках не было ничего, чтобы дать ей отпор, если нападет. Я взял велосипед за руль, повел его и поминутно оглядываясь, свернул в сторону другого квадрата посевов. Оглянувшись в очередной раз, с удивлением увидел, что собака шла следом. Но это была не собака! Я видел у себя на родине волков не раз, и ни за что их не спутаю с собаками.

Волк был стар и видимо, ранен – сильно прихрамывал на переднюю лапу. Я достал из кармашка рюкзака оставшийся недоеденный хлеб и бросил ему. Отъехав от него подальше, посмотрел – съест ли хлеб. Но волк на него не обратил внимания и стал приближаться ко мне. Вновь в душе стала подниматься волна паники. Я свернул в лесопосадки, и отломил солидный сучок от старого дерева. Хоть какая-то, но есть защита! Волк не уходил, а обойдя меня, сел на дорогу, перегородив ее. Пришлось опять свернуть в следующий квадрат. Такое явление повторялось раз пять, или шесть. Я понял, что волк мне запрещает ехать в другую сторону, перегораживая путь! Это было просто невероятно! И вскоре я понял причину такого поведения волка – он тоже изнывал от жажды!

Свернув в очередной раз,  я увидел огромное поле с посадками арбузов.  Здесь лежали плоды разнообразной величины. Выбрав арбуз побольше, с размаху хрястнул его по окаменевшей глине дороги. Он разлетелся на части. Я отъехал на небольшое расстояние и стал наблюдать, что будет дальше. Вы бы видели, с какой жадностью волк накинулся на арбуз! Только брызги летели!

Разбив себе арбуз, с наслаждением насытился его сочной мякотью, утолив водяной голод. Разбив для волка еще пару штук, запрыгнул на велосипед и покатил по дороге. Вскоре, вдали показались столбы электропередач,  и через полчаса я был дома. Рассказал другу Коле и бабушке про волка. Вначале они слушали с недоверием, а потом бабушка сказала, что такие истории здесь иногда происходят. Волкам пить негде, поэтому они утоляют жажду арбузами. А этот волк был стар и сообразителен, он спасал не тебя, а выводил на бахчу.