Залётный

Зуфар Исхаки
 
                (Быль)
Самая распространённая, популярная охота в Восточной Сибири ,в частности в Читинской области ,-это охота загонная и на солонцах ..По крайней мере ,среди моих друзей, знакомых охотников разговоры только об этих видах охоты ведется.. Как говорят они, местные охотники по зверю,-по мелкой дичи настоящие охотники  не " петённичают " ,то есть не стреляют ,без разбора..
       До приезда в Забайкалье, я ,и знать не знал ,что бывают такие виды охоты на копытных. И, ничего, со временем приобщился , и приходилось участвовать  в них очень часто ,хотя сам я, очень заядлый любитель ходовой охоты по перу -по водоплавающей, по боровой..
     Ввиду того ,что хочется питаться нормально ,и семью кормить экологически чистыми продуктами ,- а на постоянной работе зарплату не давали по полгода и более ( 1994 гг..),приходилось " уповать " ни на Бога ,а на охоту - как волк на свои ноги..
     Это было на самом деле ,быль ,не байка   бывалых  "охотничков"..
       Мы ,три друга неразлучных, на мотоцикле поехали на старые солонцы ,обихоженных ещё отцом моего друга Сани ,дяди Гриши ,заядлым местным охотником -знатоком этих ,родных мест..
      Стояла прекрасная ,солнечная погода, самая подходящая , -ни гудение  "паутов " -оводов, ни визжание мошки  ..От мотоцикла до моей сидьбы -лабаза ,которую мне определили ,с километр, может и больше, по распадку,-по рассказу, по наставлению моих попутчиков.. Тропа  уходит от ручья Шивия строго под девяносто градусов к верху ,в сторону пади Сосновка. Она вела меня прямо по середине  распадка вверх мимо старых лесосек  ..А еле заметное, заросшее  ответвление сворачивало на север , под мысок ,к лабазу.
   Лабаз был старый ,на четырёх осинах выросших с одного корня , толщиной каждая не больше моего локтя .  Он весь скрипел . Облезлая кара висела как мочалка -деревья пересохли ,пропали .. От перетянутых на них проволоки остались только бугорки по кругу крон ,проволоки не видно ,они вросли в дерево .. Видно было ,здесь давним -давно людей не было.. Устраиваясь на ней поудобнее ,оглядываю окрест ,прикидываю откуда может прийти ,выйти косуля.. в каком "прогале " появиться ,как стрелять ,если что.. подготавливаться стал  к охоте..
      Все обитатели леса ,которые жили здесь  ,водились возле лабаза ,перезнакомились со мной, и занялись своими обычными делами -пропитанием ,ухаживанием ,воспитанием за подрастающим  поколением.. Мышки бегали по земле по своим тропкам и не обращали на меня внимания, и лишь всякие мелкие птицы ,перестав щебетать , нет -нет да ,недоверчиво поглядывали в мою сторону ..
      Солнце садилось за мысок ,-птичье многоголосье стихало, -и последние Его лучи грели и ласкали мне лицо ,ободряя и настраивая ..мол, "не дрейф.. жизнь и ночью существует.. "..За спиной ,из леса медленно надвигалась прохладная ночная тьма..
      Я напряженно прислушивался к каждому шороху ,всматривался "объемно" вдаль леса ,словно биноклем ,останавливаясь на каждом " подозрительном " объекте ,подольше.. Каждый раз, отвлекая  моё внимание ,зажили лесные обитатели ..Шурша прошлогодней травой, озираясь ,варьируя средь травы и кустиков , как змея ,пробежал мимо  солонца колонок.. Дятел увидев меня заверещал как угорелый ,-пока не кинул на его сторону отломав веточку, - оповещая лесное сообщество, " здесь опасность.. "..Проскакал заяц  по своим делам ,неполинялый ,прислушиваясь к тишине ,через каждые метр ,два скока.. Летучая мышь пролетела ,обдав меня струей воздуха ,над самой головой.. Сидеть на одной позе , крутить только головой ,медленно, чтобы лесные обитатели тебя не заметили как можно дольше, -утомительное занятие .. Тело затекает ,спина ноет, задница " деревенеет " ..Хочется расслабиться, размять спину ,привстать , чтоб появилось кровообращение, но.. нельзя ..Всякое шевеление в лесу ,видно из  далека.. Чтоб хоть как то снять напряжение со спины прислонился к одной из стоек лабаза ,к осине ближней и задремал ,задумался ,улетел от этих мест мысленно далеко.. От этого состояния меня вывел шорох ,частый-частый ,будто дворник подметает листья  прошлогодние по утру, на тротуаре  под моим окном не давая спать.. Открыв глаза, увидел боковым зрением , справа от меня ,со стороны Сосновки ,шла ,двигалась какая то " чернавина " ..Мне ,сперва показалась, что это корова .. Опять таки ,"откуда тут корова ,ведь от селения далеко , и время позднее уже ..?".. Черное " пятно " приближалось быстро , уверенно не то что корова,- а зиг -загсами ..  Такое ощущение было ,будто идет мимо ,не на солонец .. Когда осталось не более сорока метров до меня ,вдруг узнаю ,-это ж медведь !!! Заволновался ,аж привстал ,и рука правая потянулась в карман ,за патроном с пулей .. Не упуская медведя из виду ни на секунду перезаряжаю правый ствол ружья - а он даже и ухом не повел в мою сторону после щелчка замка ружья ..До чего был занят своим пропитанием ..да и из за шуршания травы наверное он ничего  расслышать не мог..
    А мысли вихром кружат : " Лабаз старый ,деревья сухие , стрельну , а если не попаду ,и кинется он на выстрел ," перешибёт " стойки лабаза ,и мне конец ..?"..( Начитался раньше литературы разной ,про них..) ..Продолжал провожать его стволами .. Он вертелся как юла, то чего то подхватит  и чавкает , то вырывает из земли чего -то зубами ..
     Был август месяц . Кое где в темных, в тенистых  уголках леса земляника ещё была , да и сам я ,пока шел до солонца подбирал её,-вкус леса.. И костяника тут водилась..
      Он шел ,и был так занят ,даже ни разу голову не соизволил поднимать ,чтоб оглянуться - все чего то добывал ,подбирал ,принюхивался ,- невозможно было взять его на мушку,- да и нужно ли было ему это -хозяину этих мест..
     Я уж начал размышлять : "Надо ли стрелять ,-а вдруг что не так пойдет.. А если убью ,чего делать ?  " Буду сидеть и стрелять в воздух ,пока не придут друзья ? ..А если он просто раненый окажется ,и будет лежать ,ждать пока мы подойдем.. ведь сумерки уже ",-не переставал я крутить в голове ,что может произойти..
    Медведь не дошел до поляны ,где была яма -солонец ,всего лишь метра три ,и не вышел на неё ,а круто развернувшись так же промышляя ,пошел прямо на меня, в сторону лабаза .. У меня перехватило дыхание , мгновенно вырос огромный комок в груди ..Но ,он прошел мимо ,чуть ниже сидьбы ..Вот он, вот его спина  широкая ,почти черная шерсть ,переливается ,лоснится на мускулах !  Он оказался не такой уж маленький, высотой в холке больше метра! 
     Стрелять ,то есть нажать на курок , "духу "не хватило .. "Да ну его, пусть идет куда шел ..,- думал я провожая взглядом ,-вдруг сразу не сразишь ,впопыхах ,уйдет подранком ,- буду виноват в чьей смерти ..? "..  Раненые звери очень опасны.. Ягодников в эту пору в лесу ещё при достаточно шастает ,- да и не положено ,нет   разрешения, лицензии  ..,"-утешал я себя ..
     Оглянулся назад ,- думая ,прослежу куда же пойдет дальше " мой " медведь ? Лабаз подо мной заскрипел ,засвистели места привязанные проволокой ..А он как шел ,так и уходил .. "Странно ,не слышит ..".. Вижу ,он как то интересно ,возле толстой лесины ,на доли секунды притормозил на ровном месте, словно наткнулся на невидимый заслон.. и как зафыркает, засопит , и на скачках ,переваливаясь подбрасывая зад побежал вниз по тропинке ..Ещё долго было слышно , как он " ругался " , сопел, словно говорил с кем ,ох-х, ох-х.. и чихал ,будто в нос ему с воздухом мошка влетела  ..
    Потом уже ,когда пошел к мотоциклу ,вниз по распадку ,я догадался ,почему он  "пыхтел " как старик ..Выйдя на мою тропу  "топтыгин " учуял мой, человечий запах и "пришел в себя..", и начал пугать окружающих как бы ,что мол ,я здесь ,я тут ,на своих угодьях..!
     Почему не знаю,- наверное из за неопытности ,- я ещё некоторое время просидел на солонце ,выжидая кого -то, после посещения "хозяином ", и оставления запаха своего..- пока не стемнело, и пока не " затюкал " по своей "наковальне" птица -козодой-оповещая , что роса упала ,наступила ночь.. Потом ,меня как осенило, я быстро слез и пошел к мотоциклу держа палец на спусковом крючке - в таком напряге ,весь превратившись в одно" большое ухо ", целиком ,почудилось даже ,что ростом меньше стал, -ощупывая каждый бугорок,  каждый камешек на тропинке, ногами, чтоб не выдать свое присутствие..
    Не доходя до того места ,где должен бы быть мотоцикл ,слева от себя ,совсем рядом ,услышал чей-то топот ..Кто то побежал вглубь леса от дороги и на бегу "заревел , залаял,-как говорили потом мне местные ,опытные ," забазлал "..Фу, черт ,..выругался я ,напугал ! Это же самец косули -гуран !  Холодный пот прошиб по спине ,сердце гулко забилось ,и уши от страха загорелись ,как после мороза зашел домой ,в тепло ..! И чуть не стрельнул, не спустил  курки с обоих стволов по направлению " топота "..! 
       У мотоцикла меня уже ждали ..Начались расспросы ,что ,да как ,приходил гуран или нет..?  После рассказа моего ,мужики напустились на меня ..Сколько мяса упустил, почему не стал стрелять ,как надо было стрелять ..и. т д.. и. т п..
    А я стою и про себя думаю ,будто их не слышу .." хоть так обошлось ,живой хоть ..пришел цел ,невредим ,могло быть иначе..".. И ,вспомнил пословицу , " Счастлив медведь ,что не попался стрелку , счастлив стрелок ,что не попался медведю  "..
        А вы говорите ,упустил..
   

               
                З .Исхаки.
                1995 г- подправлен в 2020