Ах! - Василина о жизни и об искусстве

Татьяна Латышева
  Пожалуй, этот вернисаж претендует на «Книгу рекордов Гиннесса». Ведь год назад художницы еще не было  на свете.
Персональной выставкой Василины Баженовой молодежиое объединение
 «Кураж. Солнечное движение» открывает цикл своих выставок в городском Доме культуры.
  Василине год. Вернее, год и один месяц, если быть точной и честной до конца. А месяц в жизни младенцев  играет роль беспрецедентную. Чему только не обучишься за месяц в этом талантливом возрасте!  Педагоги и психологи утверждают, что первые пять лет, а особенно второй год жизни, самые важные в развитии способностей и интеллекта человека, никогда оно не идет столь стремительно.  Суть лишь в том, чтобы талантливо распорядиться этим «талантливым возрастом». Почитайте Никитиных, Спока, да в конце концов вспомните собственное дитя, активно постигающее жизнь, теперь уже на двух ногах.
 
  Когда мое чадо в классе эдак седьмом симулировало амнезию, уча отрывок из какой-нибудь поэмы, заданной по литературе, или мы всей семьей для пущего эффекта разыгрывали в лицах басню, я с тоской вспоминала его младенчество. Достаточно было два раза прочесть стихотворение, чтобы он тут же рассказал его наизусть, в «талантливом возрасте» ребенок знал на память чуть ли не всего Чуковского, Маршака, Хармса, Дриза и, открывая любую страницу книжки (даже ту, где не было картинок), «читал» именно то стихотворение, что было там напечатано.
 
 Буквы мы выучили в полтора года, читать научились в три с половиной,  а любимой игрой в это время было отгадывание репродукций. Открываешь открытку — а он тебе мгновенно докладывает её название и имя художника. А всевозможные| электронные игры: мало кто из взрослых может так быстро выучить дорожные знаки или ответить на вопросы лото на четырех языках,  как ребенок в неполные два года. Лампочки правильных ответов загорались всегда. Но| наступила школа, и следа  от нашей «вундеркиндности» не осталось. Куда девалось это ежеминутное стремление узнавать и пробовать что-то новое! Впрочем, я, что свойственно всем мамам, отвлеклась в «больное».

  ...Встречаясь в редакционных коридорах с папой Баженовым, художником издательства, разговариваем с ним об успехах дочки.  Но, имея гораздо более солидный родительский опыт, я слушала «мистера Баженова» — вдохновителя и организатора объединения молодых  художников «Кураж. Солнечное движение» -  с определенной долей умиленного скептицизма.
 
   Конечно, это очень забавно и безусловно полезно для развития творческой личности то, что девчушке, еще нетвердо  держащейся  на собственных ножках, дают в руки кисть и краски, но я-то уж знаю, что выходит из подобных затей.
 Впрочем, ни Сережа, ни Лена — мама и папа маленькой Васи, — кажется, отнюдь не склонны лепить из нее «юное дарование». Никаких претензий к дочкиной «вундеркиндности» они, пожалуй, не имеют тоже. Просто им, как и всяким нормальным родителям, очень хочется видеть свою дочь счастливой, раскрепощенной, воспринимающей мир в мажорных тонах. И, как всяким художникам, им, конечно, хочется развить в Василине творческое начало.

 Подумать только, как стремительно летит жизнь! Только год назад мы пытались давать советы мистеру Баженову по поводу имени наследницы, и вот — персональная выставка мисс Баженовой-младшей.

  Ничего уморительнее, чем «творящая» Василина, нельзя представить. Мама размешивает для нее краски,  а она тычет в них кистью и уверенно, быстро делает один мазок, другой! Посмотрит, прищурится — и вот еще одно цветовое пятно.  При этом она что-то лопочет, объясняет на своем, василинином, языке, смеется и притопывает.

  В моменты творчества она абсолютно счастлива: мир принадлежит и подчиняется ей. «Полный экстаз», как говорит папа Баженов.  Порисует, вымажется вся, подойдет к инструментам (их в квартире Баженовых после Фестивалей «Солнечного движения» немалое количество), извлечет звуки из ксилофона, арфы, дотронется до струн гитары — услышит что-то свое -  и снова идет рисовать.
 Вася прекрасно чувствует ритм и обожает музыку. Когда еще не умела ходить — танцевала. С упоением, страстью, стоя на коленях и раскачиваясь, размахивая руками, высунув от усердия язычок.
Художественная натура? Наверное, и это. Что ни говори — гены, пример родителей перед глазами, их окружение. Но еще и то, что ей ничего не запрещается  делать своими руками — «твори. выдумывай, пробуй», да и только.       

 
Папа Баженов считает, что Василина интуитивно тянется к экспрессионизму. Нежные, но насыщенные  тона, энергичные мазки и чистота цвета...

 Пусть не покажутся смешными эти «искусствоведческие откровения». Ведь искусство — это прежде всего -  душа. А кто сказал, что душа годовалого ребенка менее богата и переполнена впечатлениями, чем душа взрослого, искушенного канонами мастера? Работы Василины — чистые, яркие, радостные, как душа ребенка, как мир его глазами.
 «Вот именно к этому стоит стремиться нам,  зашоренным академическими рамками, —естественности, простоте без напряга. Ребенок рисует так же, как дышит, ходит, живет, это продолжение его существования. В это состояние трудно вернуться взрослому,  но мне, например, очень хочется. Ребенок интуитивно попадает в «цель», — это снова Баженов-старший.

  …Мама Лена пишет симпатичный натюрморт. Василина подошла, постояла, вдруг выхватила кисть и энергично мазнула по полотну. Отошла подальше, закрыла глаза, набрала полную грудь и выдохнула: «Ах!» Мол, вот теперь — то, что надо.

 Тридцать пять Василининых работ — полное собрание произведений за месяц жизни очень органично разместились в старом костеле — городском Доме культуры. Проходящие здесь концерты Курской хоровой капеллы и группы «Фладж» (фламенко, джаз) удивительно точно помогают  их восприятию. Прекрасное освещение, высокие своды готического собора, изумительная по красоте музыка и яркие, радостные тона картин в строгих рамочках — жизнь глазами годовалой художницы. А все вме-сте это и есть, наверное, удивительная мудрость  и простота нашего прекрасного и гармоничного, несмотря ни на что, мира.
 
 …За стрельчатым окном с витражными стеклами падает первый снег. Первый снег новой зимы. Еще один в жизни старинного костела и древнего города. Уже второй в жизни художницы Василины.

(Газета"Курская правда", 30 ноября, 1993 года)