Вот это да!

Алина Литвиненко
 Дверь распахнулась с такой силой, что со стены посыпалась штукатурка.
     - Мама, кто-то съел кусок скамейки!
     - Какой скамейки?
     - Деревянной, такой красивой, с резными ручками.
Шурик и Алёна, перебивая друг друга, пытались рассказать про ЧП, свидетелями которого они стали.
     - Так, сядьте, успокойтесь и вразумительно объясните, почему вы тяжело дышите и почему у вас вытаращены глаза. Александр, ты старше, вот и приступай к рассказу, - сказала мама.
     - Дело в том,- срывающимся голосом начал возбужденный мальчуган, что мы, как всегда, пришли утром к городскому каналу посмотреть на уточек и покормить их хлебом. Я хотел сесть на скамейку, и тут услышал Алёнкин вопль:
     - Ой, не садись, навернёшься. У скамейки нет одной ноги.
     - Как это нет! Что за глупости! Ты в своем уме?
    Алена была в своем уме, а вот Шурик от удивления плюхнулся на траву. Ножки, действительно, не было. Лишь под сидением грустно торчала обгрызенная култышка со следами зубов. Дети стремглав помчались домой.
     - Вот это да! Крокодилы у нас, что ли завелись!
     - Не крокодилы, а бобры,- выйдя из ванной комнаты, вступил в разговор папа. - Всего лишь год назад они поселились на канале, видимо в лесу эти зверюшки объели прибрежные деревья и кустарники, а затем успешно перебрались в город, где и растительность привлекательная, и скамейки вкусные. Конечно, история странная, ведь традиционно эти животные выбирают для жизни озера, пруды, реки, ручьи, как правило, в лесных районах. Но всё в мире меняется. Посмотрите, как сегодня чайки дерутся с воробьями на мусорных свалках и пашнях, позабыв про океанские просторы, рыбу, моллюсков и водных насекомых. И вообще, скажите бобрам спасибо, что они не перегородили канал плотиной и что по нему можно прокатиться на прогулочном кораблике.
     - Как плотиной? - изумились дети.
     - Очень просто. Построят широкую перемычку, подобную тем, что строят люди. Иногда она достигает нескольких десятков метров, а в высоту – около двух. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Давайте я вас в воскресенье отвезу в лес, туда, где живут эти замечательные неутомимые строители.
     …В лесу было сумрачно и тихо. Дети пробирались сквозь заросли к небольшой речке, где жили бобры. По пути им все чаще попадались странные остроконечные пеньки.
    - Посмотри, Шурик, эти пеньки похожи на заточенные карандаши. Никогда таких не видела,- прошептала Алёнка.
    - Ну, если они сжевали ножку скамейки, то наверняка это их проделки,- предположил брат. - Интересно, увидим мы их или нет. Какие они, большие, маленькие, кусачие, добрые? Смотри, смотри, что это?
    На берегу стоял зверек, похожий на небольшого мишку, с огромными ярко-оранжевыми зубами, выступающими наружу. Задней лапой он разравнивал свою красивую густую шерстку, тщательно ее расчесывая. Неожиданно что-то его насторожило. Видимо, услышал шаги и треск хвороста. Через секунду в воздухе мелькнул большой, похожий на весло, хвост и незнакомое существо мгновенно спикировало в воду, только круги разошлись по поверхности. Папа приложил палец к губам, и путники застыли. Из его рассказа они знали, что у бобров, обладателей очень маленьких ушек, отменный слух.
     Минут десять-пятнадцать путешественники выжидали, буквально окаменев на месте, как гипсовые скульптуры. И не зря. Неожиданно из воды высунулась мордочка.
     - Шурик молча махнул рукой в сторону интересного явления. Но зверек, почувствовав опасность, нырнул в воду. При этом он громко шлепнул хвостом по водной поверхности.
    - Никакой силой их теперь не выманишь на сушу,- сказал отец. - Ведь бобр подал сигнал тревоги своим собратьям, мол, берегитесь, здесь появилась двуногая опасность. Лучше рассмотрим поближе бобровую хатку.
     Стараясь не шуметь, вся компания приблизилась к странному, довольно высокому сооружению в форме шалашика. Это была бобровый домик, сделанный из хвороста, лапника и земли, и возвышающийся выше человеческого роста.  Сверху его покрывала куполообразная крыша из толстых веток и прутьев.
    - Смотрите, смотрите! - прошептал Шурик. - Там внутри находится вход в большую нору. По этому пути речное семейство, наверно, отправляется в свое жилище.
    - Это только начало,- добавил отец. - Настоящий вход находится под водой. Зверюшек не видно. Скорей всего вся семейка сейчас отдыхает или обедает припасенными заранее молодыми побегами ивы, ольхи, березы или осины.
    - Но где же плотина, о которой ты нам рассказывал, ее не видно? - поинтересовалась Алёнка.
    - Ты хочешь, чтобы она по «щучьему велению, по твоему хотению» оказалась рядом с бобровым теремком,- пошутил отец. - Нет, дорогая, нам необходимо еще немного поднапрячься.
     Лесным гостям пришлось еще долго пробираться сквозь кустарник, скользить по берегу речки, брести по мокрой траве.
    - Вижу, вижу! - обрадовался Шурик. - Они перегородили всю речку. Какая мощная стена получилась! Тут и бревна, и хворост, и земля с травой, и глина. А сверху всю постройку эти работники придавили тяжеленными камнями, да еще с боков подперли корявыми деревьями. Откуда у них столько силы?
    - Неужели это сделало одна бобровая семья? - удивилась Алёнка.
    - Нет, конечно, - заверил отец. - Здесь явно трудилась целая армия умных творцов.
    - А кто ими руководит, кто такой сообразительный?  Помнишь, мы однажды неправильно поставили забор около дома, так он у нас свалился набок. Всего-навсего небольшая оградка. А тут такая огромная преграда!
     -  К сожалению, люди раскрыли не все удивительные тайны этих загадочных существ, которых иногда называют инженерами. Они подгрызают деревья у самого корня, затем валят их, обгладывают сучья и ветки и по реке переправляют к месту строительства плотины.
    - А зачем им плотины?
    - Благодаря такой перегородке вода поднимается и получается запруда. С одной стороны, она охраняет вход в хатку. С другой – вода на такой глубине зимой не промерзает до самого дна, и бобры успешно плавают подо льдом. Глаза у них закрываются прозрачным веком, что позволяет прекрасно ориентироваться и заниматься своими хозяйственными делами. Рот закрыт, а зубы торчат наружу. Такое устройство позволяет зверьку грызть дерево под водой, не захлебываясь.
    - Наверно, имея такие зубы-клыки, эти животные очень злые и кусачие?
    - Нисколько, - засмеялся отец. -  Наоборот, они добрые и ласковые, и могут жить в домашних условиях, как собаки и кошки.
     - Ой, - захныкала Алёнка, - хочу иметь у себя такого умного зверька. Подарите мне, пожалуйста, маленького бобрика на день рождения. Я буду его любить, кормить и за ним ухаживать. Честное слово! И вести себя буду хорошо, и Шурика не буду задирать, и полы подметать, и посуду мыть.
     Целый месяц Алёна вела себя образцово-показательно. И отец «дрогнул»: принес ей из местного заповедника малюсенького бобрёнка, пушистого и беззащитного.
     Действительно, зверюшка быстро привязался к девочке: всюду ходил за ней, уютно пристраивался на коленях и отдыхал там, пока она смотрела телевизор. Был, правда, немного неуклюж и неповоротлив. Однажды зацепился за табуретку и опрокинул на себя бидон с молоком. Ничуть ни испугавшись, стал мордочкой тыкаться в белую жидкость и подлизывать ее своим язычком. В другой раз добрался до корзинки с овощами, перевернул ее и стал с удовольствием хрупать морковку, свеклу, капусту, картошку. Пришлось маме вместо супа варить кашу. Грызун от каши тоже не отказался
     Однако время шло, лето клонилось к закату. Любимчик привык к своим воспитателям, иногда капризничал, отказывался от каши с молоком, требовал, например, дыню или огурцы, которые однажды случайно попробовал.
     - Ишь, какой всеядный,- восхищалась Алёнка. - Дам ка я ему попробовать свой любимый лимонад. Будет пить или нет?
      Маленький грызун не мог оторваться от мисочки, пил, захлебываясь. Даже фыркал от удовольствия. За это получил кличку Лимонадный Джо. *
     - Ты портишь бобрика,- заключил Шурик. - Ведь его род живет в воде, значит- любит рыбку. А ты ему газированную водичку подсовываешь. Я вот завтра принесу ему это лакомство из магазина.
     На следующий день семейство присутствовало при церемонии угощения бобренка любимым блюдом. Полную мисочку речных рыбешек торжественно поставили перед мордочкой Лимонадного Джо. Зверенок подошел, понюхал, покрутил носиком и …ушел. Присутствовавшие онемели: что за демонстрация! Праздник не получился. В чем дело? Только вечером, придя с работы и услышав печальную историю, отец спокойно сказал:
    - Надо было посоветоваться со мной. Ведь бобры строгие вегетарианцы: ни рыбу, ни моллюсков, ни личинок водяных насекомых не едят.
     Время бежало очень быстро. Окутанный любовью и вниманием, воспитанник весело подрастал. Но, как считала мама, новый член семейства немного распоясывался. Когда никого не было дома, проказник нередко подгрызал обои или надкусывал чьи-нибудь тапочки. Взрослые решили, что пора было подумать о перемещении грызуна в специальный вольер.
     Алёнка восприняла эту идею, как личное оскорбление.
     - Посмотрите, каким беззащитным, ласковым и красивым выглядит мой маленький дружок. Ведь молодые щенки тоже грызут обои, а котята царапают обивку на диванах. Но их все равно любят и в клетки не сажают. И я обожаю этого крошку, в обиду его не дам, буду его баловать и кормить всякими вкусностями.
     Она бегала к каналу, приносила малышу разнообразные водоросли, кувшинки, осоку, кору осин и берёз, толстые ивовые ветки. Усевшись на задние лапы, бобренок с молниеносной скоростью, к всеобщему удовольствию, сгрызал с них зеленую кору. Каждый день девочка выводила его во двор на прогулку, запирая при этом дворнягу Джульбарса в будке. Тот сопровождал все это действо недовольным рычанием и лаем.
      И все-таки со временем в углу детской комнаты установили небольшую клетку из металлической прочной сетки. Отец лично проверил крепость сооружения. Туда зверька прятали на непродолжительное время, пока дети находились в садике.
     Однажды всю семью пригласил покататься на яхте старый друг, капитан дальнего плавания. Жил он очень далеко, на берегу моря. Предстояло увлекательное путешествие, потом шашлыки и потрясающе интересные рассказы о морских приключениях. Так что всем было ясно, что на сутки придется задержаться. Предвидя это, родители помогли детям поместить бобренка в клетку, снабдили его большим запасом еды, питья, растений и крепких веток с молодой корой. Пусть грызет и не скучает.
     Возвращались радостные, переполненные впечатлениями. Аленка сразу кинулась в детскую к своему любимчику и … застыла, как вкопанная:
    - Шурик, иди скорей сюда! Наверно, кто-то залез в нашу квартиру, что-то искал и всё перерыл. Смотри, шагу ступить нельзя. Что произошло?
      Вся комната была перегорожена плотиной из ручек и ножек кресел, стульев и кроватей. Письменный стол лежал на полу, его боковинки, сточенные острыми зубами, укоротились вдвое, куски тумбочки торчали из перегородки.
    - А где же Лимонадный Джо? Его, наверно, вор украл!
     И Аленка залилась слезами. Она не заметила, что сам пушистый хозяин квартиры находился в клетке, крепко запертой с одной стороны и прогрызенной им – с другой. Тонкая сетка безоговорочно сдалась острым зубам противника, инстинкт и силу которого люди еще не успели оценить по достоинству. В воздухе повисло тяжелое молчание...
     …Утренний дождь печально дополнял Алёнкины слезы, когда дети несли провинившегося бобрёнка к каналу. Впрочем, почему «провинившегося» и почему «бобрёнка»? Это был подросший за лето и, благодаря заботам людей, вполне сформировавшийся, упитанный молодой бобр, отправляющийся, в соответствие с законами природы, в свою родную полуводную стихию к братьям по крови.

                *Лимонадный Джо – герой одноименного
                фильма, который не пил ничего, кроме
                лимонада.