Новогодняя сказка. Либретто

Эдуард Пашков
               


                Лица:

                Дед Мороз      
                Санта-Клаус
                Снегурочка               
                Лиса
                Шалтай-болтай
                Сова
                Волк
                Балет






Шалтай-болтай ( поёт ):
Я шатаюсь по лесу, болтаюсь,
И  зовут  меня  Шалтай -болтай.
Целый день сквозь ветки продираюсь.
Кто-нибудь мне шубку залатай!
Сквозь лохмотья ветер так и свищет.
Зябко мне. До косточек продрог.
Я один. Никто меня не кличет.
Нет такого, кто бы мне помог.
Ото всех хотя в лесу и прячусь,
Догадаться сами бы могли, -
Я замёрз, а вовсе не дурачусь,
И трясусь поэтому в пути.
Хоть бы кто-нибудь навстречу вышел,
Хоть бы кто-нибудь меня согрел.
Хоть в дупло, хоть в норку, но под крышу
Я попасть сегодня бы хотел.
Ой!.. ( прячется )
Лиса:
Кто-то пел тут в лесу, а потом
Замолчал…  Ну, иди же сюда!
Что ты прячешься там, под кустом?
Ш-б:
Ничего! Я тут  прячусь всегда!
Лиса:
Вылезай!
Ш-б:
Нет, не вылезу!
Лиса:
Что ж!
Оставайся. Мороз на дворе.               
               

Я пойду, а то бросило в дрожь.
Мне приятнее в тёплой норе!
… Мне так скучно!.. Ты слышишь?
Спасай!
За обедом пропали друзья.
Все закончились… Ну, вылезай!
Ш-б:
Только ты не смотри на меня!    (Лиса отворачивается )
… Потому как глухие леса
Я в округе исследовал все,
Ты, наверное, будешь лиса.
Хвост обычно висит на лисе!
Вся в когтях и с ушами двумя!
Лиса:
Ты, как вижу я, точно продрог!
Ну, конечно, ни как у меня,
Но такое же носит и волк!
Белка, заяц!.. Не путай меня
С кем попало. Невежа. Эх, ты!
Здесь с хвостами хватает зверья,
Да и с лапами – видишь, следы?!
Заселили, заполнили бор.
Ходят, лапами снег вороша…
«Не гляди!», а сам смотрит в упор.
Ш-б:
Больно шубка твоя хороша!
Лиса:
Мой дружочек, а ты не простак.               
Ты со вкусом, как я погляжу.
Красоту понимаешь! Раз так,
То послушай-ка что я скажу!
( поёт ):                ( Рыжий балет )
Я тебе скажу, мой милый,
Дорогой Шалтай -болтай:
Шубки нет такой красивой
У других – ты это знай!
Красоты такой пока я
Не сумела повстречать.
У меня она такая –
Просто глаз не оторвать!
Припев:
Моя шубка, моя шубка,
Хорошо на мне сидит!
Я такая в ней голубка,
Что становится всем жутко,
Жутко так, что не на шутку,
Не на шутку, даже жутко!
Кто следит за модой чутко,
На меня всегда глядит!

Если хочешь ты согреться,
То пойдём тогда со мной.
Никуда тебе не деться –
Очень холодно зимой!
Я же чувствую как зубки
У тебя стучат во тьме.
Потому что ты без шубки
Той, которая на мне!
Припев:   - - - - - - - - - -               

Для тебя, родимый, тоже
Что-нибудь, да подберу.
Ничего не бойся больше!
Заходи в мою нору!
Будем мы с тобой на пару
Попивать горячий чай.
В моей шубке, даже старой,
Хорошо, Шалтай Болтай!
Припев:   - - - - - - - - - -

Лиса:
Ну, так что? Вон жилище моё!
Видишь – дверь из сосновой коры?!
Полезай!
Ш-б:
Говорят, что зверьё
Пропадает у лисьей норы.
Не полезу.
Лиса:
Да кто говорит?
Ш-б:
Кто бежит от тебя.
Лиса:
Вот чудак!
Кто сбежать от меня норовит,
Тот со мною подружится – как?!
Догонять его? Видано где ж,
Чтоб лиса, да охотилась? Ой,
Не смеши!
Ш-б:               
Так меня ты не съешь?..
Чем питаются лисы?
Лиса:
Листвой!
Лисы – листья! Понятно теперь?
Будешь другом на ужин. Пошли.
Так и быть! Хотя ты и не зверь,
Но по внешнему виду – почти!
Ш-б:
Да, пойдём. Тяжело на душе.
Мне прогулки в морозы вредят.
Вот и в ухе стреляет уже.
Лиса:
Колокольчики это звенят.
Кто-то едет. Посмотрим?! Сюда!
Ш-б:
Снова прятаться?
Лиса:
Ну-у!!!
Ш-б:
Пожалей.
Зуб на зуб попадает едва.
Замерзаю.
Лиса:
Давай же скорей!

( Появляется Санта -Клаус на оленях )

С-К:
Алло. Нашёл огромную сосну,
Как ты сказал. Наверно, не она.               
Тебя не вижу. Вширь или в длину
Огромная? А может не сосна?
Ты говорил, что скоро будешь здесь!
Алло. Где ты находишься, сосед?
Тебя совсем не слышно. Где ты есть?
Я тут везде смотрю, а тебя нет.
( Идёт вокруг дерева. С другой стороны появляется Дед Мороз с большим мешком.
Переговариваются по мобильным телефонам )
Д.М:
Да я-то здесь, и я иду ребят
Поздравить. Ты зачем меня искал?
Твои олешки – вот они стоят,
У дерева. А ты куда пропал?      ( ходят вокруг сосны )
С-К:
Зачем искал – скажу. Не торопи.
Давай сперва присядем под сосной.
Олешки, что ты видишь – не мои.
Мои олешки рядышком со мной!
Д.М:
Спроси любого зверя, голова
Седая ты , как отыскать поляну
С сосною, где в дупле живёт сова,
Которой лет… ( встал, загибает пальцы )Ну, я считать не стану!
С-К ( натыкается на Д.М. ):
Ну, здравствуй, Дед Мороз! Такой мешок,
Как у тебя, в санях мне тянет парус
С олешками по небу. Я б не смог
Нести всё это.
Д.М.:
Здравствуй, Санта Клаус!               
С-К:                -
Не знаю даже как тебе сказать!
Я посмотрел тут сверху на просторы,
И вижу – реки повернули вспять,
Равнины всюду там, где были горы.
На месте ледников теперь вода,
Откуда-то взялись в пустыне ёлки.
Но это ладно. Главная беда –
Где были города, теперь посёлки.
И всё наоборот. Хочу спросить:
С чего бы это мир так изменился?
Не сон ли это? Сплю я, может быть?
Д.М.:
Нет, ты не спишь. Ты просто заблудился.
С-К:
Здоров ли ты, такое говоря?
Вот новость – заблудился. Это я-то?!
Смотри-ка, какой компас у меня!
Смотри-ка, у меня какая карта!
Д.М.:
Сейчас  ты тут вот! Странный выбрал путь.
Напутал всё, летя под облаками.
С-К:
Я, если заблудился, то чуть-чуть.
Д.М.:
Ты, Санта, карту держишь вверх ногами…
Давай вернём всё на свои места.
Как видишь – на моей ты половине.
Меня же тут ты видишь неспроста  -
Здесь мои веси – с издавна по ныне.
Те тропы, что я знаю, – не тужи! –
До твоего нас доведут маршрута.               
С-К:
Ты мне тропу такую покажи,
Чтоб покороче выбраться отсюда.
Мне ж надо раньше – наше Рождество
Уже вот-вот, а я топчусь с тобою.
Учитывая дружбу и родство
Меж нами, я секрет тебе открою:
Я заблудился НАПРОЧЬ! Помогай.
Д.М.:
Эх, Санта, Санта! Компасы и карты
Тут не годятся.
С-К:
Ну, не привирай!
Наверно позабыл, как сам плутал ты?!
И чуть не плакал: «Санта, помоги!
Дорогу покажи!» Забыл, всезнайка?
Д.М.:
Ты это никому не говори!..
Давай-ка лучше песню!
С-К:
А давай-ка!
                ( поют )
Каждый год мы с Сантой любим
Окунутся в торжество.
Мы спешим навстречу людям
В Новый год и в Рождество.
Когда ветки на деревьях
Устилаются снежком
- Я по небу на оленях!
- А я по лесу пешком!               

Там, где взрослые и дети –
Образуется народ.
В нём нас ждут и те и эти
В Рождество и в Новый год.
В пелене и в завихреньях
Мы спешим к ним с ветерком
- Я по небу на оленях!
- А я по лесу пешком!

Кто большой-большой проказник,
И кому ещё расти, -
Надо всем устроить праздник,
Всем подарки принести!
Мы спешим во всех селеньях
Постучаться в каждый дом
- Я по небу на оленях!
- А я по лесу пешком!                ( танцуют под ручку )

С-К:
Пойдём!
Д.М.:
Постой! Куда же я с мешком?!
Сова, открой! ( стучит в дерево ) Сова, ты спишь там, что ли?
( открывается дупло )
Сова:
Вы так шумите, что давно кругом
Вся живность пробудилась поневоле.
Что ты хотел?
Д.М.:
В дупле твоём, Сова,
Мешок оставить. Есть пустая полка?               
Мне надо, как ты слышала сама,
По делу отлучиться ненадолго.
Сова:
Вот на тебе верёвку и крючок.
Д.М.:
Тяни!
Сова:
Тяну, не напрягая перьев.
Он что, пустой?
Д.М.:
Бездонный!
Сова:
Под бочок
Его себе пристрою.
Мне доверив
Подарки, будь спокоен – они тут
В когтях надёжных. В этом будь уверен.
Д.М.:
Я знаю – у Совы не пропадут!
С-К:
Пойдём скорее! ЧАС уже потерян.
Вперёд, олешки!                ( уходит )

Д.М.:
Вот ещё, Сова:
За время, пока буду я в отлучке,
Знай: моя внучка явится сюда!
Ты встреть её. Пойду… Ах, да, и внучке
Скажи: я ненадолго!
Сова:
Хорошо!                -
Д.М.:
Пойду… И это… сядь к окну поближе,
А то её пропустишь. И ещё –
Не спи!.. И ещё это…
Сова:
Да иди же!
Д.М.:
Тебе я снежных хлопьев подниму.
Сова, ты слышишь, как метель завыла?!
Мети, метель! Пусть будет посему!
Сова:
Зачем?
Д.М.:
Что бы тебе не скучно было!
… Эй, вы, хлопья снежные,
Звёздочки колючие,
Все поля безбрежные
И леса дремучие,
Устремляясь к вороху,
Ускоряясь к посвисту,
Прометите поверху,
Просквозите понизу.
Насыпайтесь искрами,
Становясь узорами,
Закружитесь быстрыми
В воздухе танцорами!
Эге-гей!
( уходит )                ( белый балет )

Сова:
Как белым-бело-то стало               
У меня под новый год,
Будто ночи не начало,
А совсем наоборот.
Ох, волшебники мне эти!
Для чего белым-бело?
Я Сова. Я сплю при свете.
Что, запомнить тяжело?!
«Чтоб не скучно!» Всё завьюжил,
Замутил глаза до слёз.
И ещё «Не спи!» к тому же!
Ну, не знаю, Дед Мороз!
Непонятная затея.
Так взбодрил, что вижу сны.
Осовела тут в дупле я
От такой от белизны.
Лиса:
Здравствуй, добрая Сова!
С новым счастьем! С новым годом!
Сова:
Чьи-то слышу я слова.
Покажись скорее – кто там?!
Лиса:
Это я.
Сова:
А кто с тобой?
Лиса:
Так, не важно!
Ш-б:
Как не важно?
Лиса:
Помолчи ты. Я с Совой               
Говорю… (Сове ) Тебе не страшно
У себя мешок держать?
Вещь чужая. Неизвестно
Что внутри… Сова!.. Не спать!
Сова:
Там подарки.
Лиса:
Интересно!
Поглядим?!
Ш-б:
Пойдём в нору!
Лиса:
Отвяжись!
Ш-б:
А шуба с чаем?
Лиса:
Погоди ты. Заберу
У Совы мешок , - узнаем,
Что принёс мне Дед Мороз.
Ш-б:
Почему тебе?
Лиса:
А как же?
От бугра по тот утёс,
До ручья и дальше даже
От опушки – вся земля
С тем, что я на ней встречаю –
Оглядись – она – МОЯ!
Ш-б:
Почему?
Лиса:                -
Я так желаю!
И подарки значит – мне!..
Хватит спать, Сова!
Сова:
Не сплю я!
Лиса:
Дай мешок! Ну, что ты?
Сова:
Не-е!!
Дед Мороз доверил, чуя
Добросовестность мою,
Свой мешок мне не случайно!
Он-то знает: Сохраню!
Но молчите. Это тайна!
          ( поёт )
Я, Сова, держу надёжно
Что доверят мне друзья.
Их тайник кому не дОлжно
У Совы забрать нельзя.
Дед Мороз мешок доверил
Мне с подарками хранить.
Будь вы люди или звери,
Вам его не получить.
Знают – это невозможно
Все живущие в лесу.
Я держу его надёжно.
Зарубите на носу!          ( роняет мешок )

Лиса:
Задремала. Уронила.
Ну, давай мешок сюда!               
Что напрягся?
Ш-б:
Мне бы шило.
Узелок.
Лиса:
Тугой?
Ш-б:
Ну, да!
Вой: У-у-у-у-у!!!
Лиса:
Ой, Волчок идёт. Скорее
За сосною схоронюсь.
Ш-б:
Схоронись. По крайней мере
Хоть его я не боюсь!
Волк:
О-о! Шалтай Болтай! Здорово!
Ш-б:
Друг мой, Волк, привет!           ( обнимаются )
Волк:
В кусты
От кого-нибудь другого,
Знаю, спрятался бы ты.
Не трясись!
Ш-б:
Да я от стужи!
Волк:
Что с тобою за мешок?
Ш-б:
Там подарки, но снаружи
Очень крепкий узелок.               
Ну, давай, мешок, откройся!
Волк:
Дай, клыками отгрызу!..
Вылезай, Лиса, не бойся!
Перемирие в лесу!
Новый год. Кругом веселье.
Что забралась под сучок?
Лиса:
Переждала тут метель я –
Вот и всё. Привет, Волчок!
Как узнал ты – непонятно,
Что я рядышком была?!
Волк:
Я – Волчок? Я – Волк. Понятно?!
А волчок – это юла.
Не кружусь ни так… ни этак…  ( кружится )
Волку незачем кружить!
Выходи-ка из-за веток,
Выходи мешок делить!..
Что в нём?
Ш-б:
Ничего не видно.
Дна рукою не достать.
Он безмерный очевидно.
Лиса:
Лезь туда!
Ш-б:
Легко сказать!
Лиса:
Лезь!!!
Волк:                -
Ну, что ты раскричалась?
Ш-б:
Не полезу!
Волк:
Ну, давай!..
Что там?.. Где ты?..
( Лисе ) Что-то сталось
С ним внутри. Шалтай!!!
Лиса:
Болтай!!!
Волк:
Провалился он куда-то.
Лиса:
Что же делать?
Волк:
Не пойму.
Друг, ты где?
Ш-б ( в микрофон ):
Я там, где надо!
Волк:
Это где?
Лиса:
Скажи ему,
Чтоб подарки брал в охапки
И наверх передавал.
Волк:
Ну, куда ты тянешь лапки?
Что, не видишь – он пропал?!
Эй, внутри! ( Лисе ) Давай-ка хором!
Вместе:
Э-эй!!!                -
Лиса:
Шалтай, иди сюда!
Ш-б ( в микрофон ):
Я брожу по коридорам.
Вас не вижу.
Волк:
Вот беда!
Лиса:
Потряси мешок!
Волк:
А толку?
Лиса:
Да не так, а так!.. Ну, дед!..
Волк:
Положи мешок под ёлку.
Пыль одна. Шалтая нет.
Сова:
А-апчхи!
Волк:
Бывай здорова!
Лиса:
Не буди!
Волк:
Да где ж мой друг?
Лиса:
Где подарки?
Волк:
Ты готова
Лезть в мешок?
Лиса:
С чего бы вдруг?                -
Волк:
Полезай!
Лиса:
Волчок, не нужно!
Волк:
Лезь!
Лиса:
Не трогай. Закричу!
Там, в мешке, темно и душно.
Волк:
Ну, давай же!
Лиса:
Не хочу!..
Слышишь?.. Глянь-ка – звери сами
К нам бегут. Я их сейчас…
Волк:
Не стучи, Лиса, зубами.
Перемирие у нас!

( Поляну заполняют звери. За ними появляется Снегурочка )

Снегурочка ( поёт ):
Ну, вот, опять. Почти я так и знала.
Мой дедушка шутить не перестал.
Я жителей лесных сюда собрала.
Мы все пришли, а дедушка пропал.
Ну, для чего же так он поступает,
Что даже неприятно на душе:
Со мною в прятки дедушка играет,
Как с маленькой. Я взрослая уже!  ( топает ножкой )
Он должен быть давно на этом месте.               
Мне принесла сорока на хвосте
Последние лесные наши вести,
Что где-то здесь он. Дедушка, ты где?
Другая рассказала мне сорока,
Что ты не только Здесь, а даже Тут!
Куда не прячься – нас сегодня много!
Как не шали, тебя сейчас найдут!
Ты слишком долго мне не отвечаешь.
Я так ведь и обидеться могу,
А это я умею. Ты же знаешь!
Ну, дедушка! Ну, где же ты? Ау-у-у!..
Сова:
Ты что кричишь, Снегурочка?
Снегурочка:
Сова!
Где Дед Мороз?
Сова:
Сказал – сейчас придёт.
Ты подожди.
Снегурочка:
Но нам уже пора
Ребят поздравить. Скоро Новый год!
Сова:
Он мне мешок с подарками для них
Оставил. Погоди-ка, где же он?
Лиса:
Мешок давно упал из лап твоих!
Сова:
Когда?
Лиса:
Когда тебя склонило в сон.                -
Он мне достался!
Волк:
Мне!
Лиса:
Смотри какой!
Ты подошёл гораздо позже.
Волк:
Съем!
Лиса:
А перемирие?
Волк:
Ну, ладно: твой и мой!
Ш-б ( в микрофон ):
А про меня забыли вы совсем?!
Снегурочка:
А это кто?
Волк:
Мой друг, Шалтай-болтай.
Он там сидит. Не выбраться никак.
Снегурочка:
Мешок – волшебный! Мне его отдай.
Ведь если правда друг он, а не враг,
Отдай. Уж я-то вызволю его,
Ведь мне рукой достаточно взмахнуть –
И он освободится!
Лиса:
Ничего!
Пусть лучше там сидит!
Волк ( настоятельно ):
Мешок – вернуть!
Ш-б (в микрофон ):                -
Я долго буду тут ещё сидеть?
Снегурочка:
Скажи сначала, как туда попал!
Ш-б ( в микрофон ):
Мне было любопытно посмотреть!
Снегурочка:
Что видишь ты сейчас?
Ш-б:
Какой-то зал.
Снегурочка:
А что ещё?
Ш-б:
Какие-то ходы.
По мне так лучше по лесу бродить!
Снегурочка:
А больше ничего не видишь ты?
Ш-б:
Конечно, нет! А что тут может быть,
В пустом мешке?!
Снегурочка:
Ты плохо разглядел.
Он не пустой – бездонный! В том беда,
Что ты не веришь в чудо. Что хотел,
О том подумай… Ты подумал?
Ш-б:
Да!
Снегурочка:
Ты видишь свет? К нему и выходи!
Ш-б:
И вас всех тоже вижу!
Лиса:                -
Выползай!                ( Ш-б  вылезает из мешка )
Какая шубка!!!  (Волку ) Только посмотри!
Волк:
С обновою тебя, Шалтай-болтай!
Шалтай-болтай ( поёт ):
Я шатаюсь по лесу, болтаюсь.
И зовут меня Шалтай -болтай.
Обойти весь мир я собираюсь.
В путь меня зовёт далёкий край.
В этой шубе мне мороз не страшен.
Мне пугаться нечего теперь.
И никто уже не скажет даже,
Что ни человек я и не зверь.
Не шататься впредь и не болтаться
Стану я отныне и вовек.
Стану путешественником зваться.
Это значит – буду человек!
Я теперь не плакса, не зануда.
Это время было и прошло.
Просто я, друзья, поверил в чудо,
И оно со мной произошло!
Снегурочка:
Вот это и зовётся волшебством!
Теперь ты путешественник!
Ш-б:
Почётно!
Волк:
Снегурочка, а мне бы ремеслом
Каким-нибудь заняться. Что щас модно?
Снегурочка:
С усердием любого ремесла                -
Откроешь тайны. Мастером возможно
Ты даже станешь. Но… не делай зла!
Волк:
Не делать зла? Вот это очень сложно!
Лиса:
А мне подарок?!
Снегурочка:
Думай!
Лиса:
Я уже
Придумала. Мешок не исполняет.
Участвовать мне трудно в дележе.
Снегурочка:
А что так?
Лиса:
Перемирие мешает!
Снегурочка:
А ты, Лиса, о чём-нибудь другом
Задумайся. Великом и хорошем!
Лиса:
Мне этот образ мыслей незнаком.
Мне нужно что-нибудь такое тоже,
Чтоб в когти взять.
Снегурочка:
Возьми вот этот шар!
Лиса:
Зачем мне шар?
Снегурочка:
Когда ты спрячешь когти,
Подержить в лапах, обнаружишь дар
В себе.                -
Лиса:
В себе? А где в себе-то?
Снегурочка:
Вот где! ( кладёт руку на грудь )
Лиса:
Не понимаю. Глупости. Всегда
Ты говоришь загадками? Какая
От шара польза? Ладно, дай сюда!
Что с этим делать – разберусь сама я!.. Ой!..
(Шарик лопается. Лиса убегает )
Снегурочка:
Что тут поделать? Бедная Лиса
Не приняла подарка. А напрасно.
Сова:
Она совсем не верит в чудеса.
Ш-б:
Да, очень жаль!
Волк:
Она вообще опасна!
Лиса ( выглядывает ):
Когда кого из вас по одному
Здесь, на своей опушке я увижу,
Ох, берегитесь рыжую куму!
Запомните! До встречи! Ненавижу!   ( скрывается )
Д.М. ( появляется ):
Друзья, простите! Чуть не опоздал!
Что тут за шум я слышал?
Снегурочка:
Всё в порядке!
Ах, дедушка, ну где ты пропадал?
Д.М.:                -
Был важным делом занят я, ребятки!
Ну, всё теперь. Сова, давай мешок.
Ну!.. Сохранила?
Сова:
Я-то?..
Снегурочка:
Сохранила!
Вот он лежит.
Д.М.:
Бежал, не чуя ног.
На деда не сердись!
Снегурочка:
Уже забыла!
Д.М.:
Смотрите – вон! – над нами на лету
Кружит снежинкой наш волшебный час!
Такой бывает только раз в году!
Но каждый год -  для каждого из нас!
Уходит старый год, и вслед за ним
Приходит новый. Слушай и смотри:
Сейчас взмахну я посохом своим,
И мы устроим праздник! Раз… два… три!
( иллюминации )
Д.М. ( поёт ):
Блещет искрами мягкий снежок.
Ярко звёздочки в небе блестят.
Над опушкою в лунный рожок
Мимолётные ветры трубят.
Наступает волнующий миг.
Собираются вместе друзья.
По Земле Новый год напрямик               
Направляется в наши края.
Ночь волшебная здесь настаёт,
Никому не позволив грустить,
Потому что для всех Новый год
Может много чудес сотворить!
Наступает сегодня пора
Отдохнуть от тревог и забот.
Всем желаю любви и добра!
Будь счастливым для нас, Новый год!

( пёстрый балет ).

                Сентябрь, 2020.