- и выходит так, что я опять не успеваю! что ж такое.
- может, нужно было на побольше дней ехать?
- не-а, денег бы уже не хватило.
обедая в его компании, я рассказывала о своей давней мечте - поездка на гору Воттоваара.
- а зачем тебе туда?
- да не знаю. тянет ужасно, хочется, а не можется. хочу и на шаманские круги посмотреть, и на деревья, оправдываю себя этим, а у самой внутри какой-то восторг вперемешку со страхом гуляет. просто надо туда.
клац!
в шоке я перестаю жевать и чувствую на языке что-то твердое. покопавшись, достаю изо рта осколок зуба. как-то разглядывая этот зуб в зеркало, я понимала, что вот-вот, и он распустится-расколется цветком на 4 части - именно так он и выглядел. но чтоб так скоро и от мягкой еды?..
- ты это... живая?
- Нияз, я придумала! есть где тряпка и нитка?
найдя желаемые предметы, я наскоро сплела куколку. голова, туловище, ножки, а внутри пара монеток и зуб. моя маленькая копия. и как на удачу один из приятелей как раз отправлялся на Воттоваару в четырехдневный поход. его-то я и попросила отнести куколку туда, положить под какой-нибудь камень, чтоб не на виду. не могу посетить сама, посетит зуб в лице меня! на том и успокоилась.
а через месяц произошло вот что - я туда все-таки попала, только во сне. хотя какая, в сущности, разница, верно? очнувшись, обнаружила себя и Нияза в автобусе, в котором кроме нас никого не было. подъехав к горе, сошли с транспорта и пошли уже на своих двоих. подойдя к амфитеатру, каменным лесенкам, увидели, что на них сидит огромное количество народа. мне никто из них не знаком, одеты обычно, ничем не примечательны. толпа и толпа. только как-то колышутся и размыливаются, как марево. все время глаза протереть хочется.
ну а вдалеке от всех, в шаманском круге, стоит тот самый, кто взялся меня учить. Шаманыч. я до сих пор не знаю его имени. Нияз помахал ему рукой, Шаманыч улыбнулся и кивнул в ответ. похоже, я не знаю чего-то еще.
- ну наконец-то ты добралась сюда сама, а не посредством куклы! признаю: умно, я бы в твоем возрасте не додумался.
он и про куклу знает! ну дела, стыдно как. ощущение, будто я поленилась или сделала какую-то шалость. но ведь шалость удалась!
- давай теперь посмотрим, чему тебя научила Мила.
шаманский круг постепенно начинает вырастать и приобретать форму, объем. выстраивается в пирамидку.
- найди ключ.
и только теперь я замечаю, что на разных уровнях лежит много самых разных ключей. ржавые, новенькие, большие, мелкие, в связке, с брелками, пластиковые карты!
- какого рода ключ мне нужно найти?
- настоящий. все ключи фальшивые, кроме одного. учти, схватив ключ, ты делаешь выбор. как в музее, смотреть можно, трогать нельзя.
я приблизилась к пирамидке, начала высматривать. вглядывалась очень долго. все были жутко интересными, привлекательными, со своими особенностями, узорами. и где-то ближе к середине я заметила очередное марево. лежал ключ и натурально плыл. когда я проводила над ним рукой, он менял узор, как будто переключался, и каждый раз что-то новое. когда я смотрела на других или даже слегка ослабляла внимание, он выглядел, как остальные - самым обычным. вдоволь наигравшись и забыв про наставление не трогать, я с энтузиазмом схватила его, боясь потерять такую находку.
- стой, а подумать?!
но тут все ключи рассыпались в пыль, а шаманский круг вошел на свое место. я взяла правильный ключ. марево из зрителей заколыхалось, как будто взорвалось гулом криков радости. слышно было, как через толщу воды. я с трудом, но видела поднятые руки, улыбки. что ж их так развозит?
- ну, везучая, что с тобой сделаешь. но в следующий раз я жду вас уже по-настоящему, вдвоем.
- сейчас тоже по-настоящему. нет почти никакой разницы.
вроде как собравшись уйти, я все же решаюсь спросить одну вещь.
- почему Яна называет тебя злым?
- она меня боится. не так, как ты. в тебе говорит трепет перед неизведанным, а в ней говорит кошмар. пока она сама не возьмет себя в руки, ничего не изменится. я тут ни при чем.
- она говорила, что ты учил ее отрезать себе голову. и это была не метафора.
тут я осмелела. я вижу, что он мнется и думает, что мне сказать.
- ты знал многих из моего окружения, я могла бы перечислить по именам. и у меня ощущение, что со всеми, с кем я знакомлюсь, даже посмертно, ты либо уже знаком, либо познакомишься в ближайшее время. все имеют от тебя какой-то отпечаток. как же так получается?
ответа не последовало. Шаманыч махнул рукой, и марево разъело уже меня.
очнулась я в своей постели. вся комната пропахла сыростью, мхом, лишайником, ягодами. все тело затекло и "шумело".
в коридоре стояла обувь, сплошь покрытая болотной тиной. в плотно сжатой руке я ощущала ключ.
октябрь, 2020