Лушников И. Качество транспорта и его количеств0

Сергей Лушников
.Взаимосвязь качества общественного транспорта и количества автомобилистов
Уважаемые читатели, здравствуйте! Наверняка многие из вас пользовались и пользуются общественным транспортом, и часто ли вы думали о взаимосвязи качества общественного транспорта с количеством автомобилистов городе. Полагаю, что нет, давайте же я объясню, как количество автомобилей сочетается с качеством транспорта.
Первое и самое важное, на мой взгляд, что в сфере общественного транспорта формула спрос рождает предложение не работает, наоборот, качественное предложение будет рождать спрос.
Второе следует из первого, если городские власти не занимаются и не регулируют эту сферу, то большинство жителей пересаживаются на личные автомобили, что увеличивает нагрузку на транспортную инфраструктуру, что приводит к еще большим пробкам и денежным потерям.
 
Хорошо, предположим, мы поняли, что необходимо развивать общественный транспорт, однако что необходимо для этого сделать?
Обычно, у мэрии есть несколько способов влиять на количество жителей, которые используют общественный транспорт: административные, политические и физические.
Административные - это создание пешеходных улиц, обновление транспортного состава, введение платной парковки, разработка магистральных, дополнительных и обычных маршрутов.
Политические - запретить машины с уровнем экологичности ниже Евро-6
Физические - перекрыть дорогу бетонными блоками, сузить проезжую часть, сделать временное благоустройство улицы.
На практике чаще всего применяются административные и физические, в случае развития общественного транспорта - ограничение бесплатных парковок, параллельно сокращая количество полос для автомобилей, создание выделенных полос для транспорта и пешеходной инфраструктуры к остановочным комплексам, приоритет на светофорах, обновление транспортной схемы.
Окей, администрация города поняла, что вышесказанное необходимо начинать реализовывать, однако что это дает городу, какой выигрыш получает муниципалитет, тратя деньги на хороший общественный транспорт? Тут необходимо уточнить, что “хороший” - это когда транспорт делится на магистральный(трамвай, метро, городская электричка), обычный(троллейбус, автобус), и подвозящий(автобус). Магистральный соединяет центральные районы города между транспортными хабами, обычный - также отчасти выполняет функцию магистрального, однако, обычно, имеет меньшую среднюю скорость движения и его маршрут более длинный. Подвозящий - понятно из названия - курсирует из жилых кварталов к транспортным хабам.
Первый плюс от модернизации транспортной системы и наверное самый логичный - сокращение пробок и как следствие - увеличение средней скорости на дорогах. Почему?
Давайте рассмотрим максимальную провозную способность каждого вида транспорта в час при интервале раз в 2 минуты, то есть час-пик.
Маршрутка: 480
Автобус/троллейбус: 4500
Трамвай:9000
Скоростной(выделенная линия) автобус/троллейбус: 11000
Скоростной трамвай: 27000
 
 
Второй следует из второго - если увеличивается средняя скорость, то люди быстрее добираются до работы, снижается нагрузка на дорожную инфраструктуру, также снижаются издержки на доставку тех или иных товаров, что приводит к большей прибыли у бизнеса и расцвету последнего.
Третий - появляется возможность организовать правильный транспортный сервис, что это значит? Это прозрачные остановочные комплексы, которые имеют расписание, места сидения, освещение, транспортную схему и т.п.
Вышеизложенные моменты являются основными принципами обновления общественного транспорта по современным урбанистическим стандартам, преимущества которых уже были описаны.
Недостатки? Пожалуй, возможное первоначальное возмущение автомобилистов, для того, чтобы его преодолеть, у мэрии должна быть политическая воля и развитые СМИ, что позволило бы объяснять свою позицию населению.
В конце бы хотелось привести конкретный пример с трамваем: что необходимо для того, чтобы его развивать. Прежде всего, это банальное увеличение зарплаты работникам депо, чтобы остановилась текучка кадров, затем обновление путей, подвижного состава, столбов с электросетями. После этого необходимо обустроить правильный остановочный комплекс и пешеходные подходы к нему, настроить расписание и т.д. Параллельно с последним пунктом стоит задуматься о создании обособленном трамвайных путей, что позволило бы увеличить среднюю скорость движения, а также перенастройка светофоров в пользу трамвая.
И ещё, наверняка у многих из вас возникнет логичный вопрос, где взять столько денег. Ответов море: это и федеральные программы по обновлению общественного транспорта, и экологические программы Мин.природы(например Чита закупила троллейбусы, объясняясь тем, что они экологичные), есть возможность переименовывать остановки и зарабатывать на этом, привлекать бизнес и часть расходов по постройке новых, например, трамвайных линий отдавать ему(Санкт-Петербург), вариантов много, было бы желание городской администрации с этим работать…
На этом все, до свидания!
Источники:
1)Книга “100 советов мэру”
2)Городские проекты