Аспен Колорадо

Альфред Сааков
"Самое неприятное - это тащить в горы груз эмоций, принципов и комплексов. Точно не влезешь!" 
 
Кто сказал, что на горнолыжном курорте хорошо только зимой? Там великолепно и летом. Примечательно, что в свое время мое свадебное путешествие проходило на горнолыжном курорте Gudauri, построенном австрийцами в Грузии. Тогда это казалось заграницей в Кавказских горах. Аккуратненький курортик, подъемники, вершины, отель с каминами и бильярдными столами, валютная лавка с модной лыжной экипировкой V;lkl и Atomic, занятные блюда в ресторанчике, знакомые лыжные инструкторы - спасатели и бармен с фляжкой коньяка за пазухой, которую он успешно разобьет, показывая нам мастер класс скоростного спуска. Нечего жадиться, фляжку нужно было оставить нам. 

Если вы умеете ловко подставлять свой попен сиденью кресла подъемника, то вмиг оказались бы на самой вершине, где несмотря на весну - девственный снег и завораживающий вид на склоны, прочерченные лыжными трассами. Аналогичное чувство, но уже летом через много много лет я испытал в горах Колорадо. Тот, кто знает испанский, легко переведет название штата, кaк попросту “окрашенный” по названию реки. Здесь водится и золотишко и серебро, недаром главный подъемник в городке Аспен называется “Серебряная королева”. Как же созрела идея поездки в горы Rocky Mountains? 

Дело в том,что мой сын очень любит поезда, и никогда в них не путешествовал. Это-то и послужило отправной точкой для путешествия в Колорадо. Было решено доехать до столицы штата Denver на поезде AMTRAK, а там уж взять напрокат машину и добраться до горнолыжного курорта Аспен. Путешествие в поезде, красиво названным  “California Zephyr”, было интересным, но сам поезд не впечатлил, наши пульмановские шлаффвагены и мягкие купешки CB мне милее.

Амтраковский вагон - двухэтажный, вход в него в центре. Войдешь - направо пойдешь – большое купе найдешь, человек этак на восемь, а что – весело! Налево пойдешь - несколько отделений для пассажиров  и отдельная аккомодация для семьи из четырех. И все товарищи, остальное отдано на откуп багажу и клетушке проводника. Крутая лестница приведет вас на второй этаж, где можно разжиться кофейком и соком, наверху трясет неслабо, поэтому пассажир, наливающий себе чаек, издалека напоминает человека с болезнью Паркинсона. Держи равновесие и когда понесешь кофе назад.

Само купе вроде бы большое, но узкое, окна по обе стороны, они не открываются, посягнувшему светит арест. Cкучно, то ли дело в нашем поезде на верхней полочке рвануть вниз рычаг и если это движение удастся, то свежий ветер ворвется в купе.  Oсобенно приятно пулять в открытое окно косточками от черешни. 

В американском поезде, как и в нашем,  есть вагон-ресторан, но есть еще и вагон для обозрения. Он весь стеклянный с рядком кресел, которые вращаются вокруг своей оси. То есть едешь, сидишь смотришь, потом вдруг вожжа под хвост, как крутанешь корпусом, и ты уже смотришь на пейзаж напротив. Есть сиденья для парочек тaк, чтобы крутились вместе, а то представьте сидишь и рассуждаешь, насколько нынче хорош урожай кукурузы на мелькающих мимо фермерских полях, поворачиваешься и глядь, а спутница уже глядит на поливную технику по другому борту. В общем можно вертеться, пока голова не закружится. 

В ресторане чистые скатерти, хилые цветочки в маленьких вазочках, черные официантки и не менее черные официанты. Еда совершенно невкусная, в основном что-то типа тушенки с обданной кипятком цветной капустой, зато винишка в индивидуальной таре полно. На десерт – чизкейк. Кстати все кормежка входит в стоимость билета, который стоит дороже, чем авиационный. По большому счету мы были не в восторге от поезда, правда говорят сейчас пустили новые экипажи, где купе-люкс и еда поприличнее, не знаю - не ездил.
 
Всю дорогу прислушивался к стуку колес,  в надежде услышать родное “чух-чух”, но нет - не стучат колеса американских поездов, идут мягко,  будто рельсы войлочные. Нет и запаха шпал, который я так люблю.
 
Время не коснулось вокзала Денвера, внутри на высоченном потолке чугунная ковка и витражи, но сам зал и лавки ожидания, как на сельском полустанке,  где-нибудь в Сибири. Забегая вперед скажу, что на обратном пути на этих лавочках пришлось скоротать не один час в ожидании поезда, который застрял в горах по случаю поломки семафора. Интересен вокзал, на путях стоят симпатичные поезда Рио Гранде, которые в зимнее время отвезут лыжников к подножью вершин. 
Городок Денвер интересен тем, что занимает первое место в Америке по количеству холостяков и одиноких дам, центральная его улица свободна от транспорта, по ней только ходит бесплатный трамвай. По обе стороны многочисленные открытые кафе и сцены, на которых выступают различные коллективчики. В воздухе витают пары пива, звон гитар и клавишные. 

Итак десантировавшись в Денвере, мы стремглав направили свои стопы в прокат автомобилей Hertz. Машинку нам выдали хорошенькую, шведочку с четырьмя ведущими колесами, довольно просторную и мягкую на дороге плюс навигационная система, она то и сыграла со мною злую шутку, лучше я бы по карте ехал.
 
Включив навигацию в вольвочке и задав параметры,  я в ответ получил два варианта маршрута. Естественно я выбрал тот, что короче аж на целых 50 миль. Не знал, какую каверзу мне подсунул несчастный GPS. Он привел меня прямехонько к дороге, которую заграждал шлагбаум, рядом в землю была воткнута табличка с гордым названием Independence Path (Тропа Независимости).

Еcли бы я знал, какие 50 миль мне предстоит преодолеть, я бы ни за что на свете не повернул все четыре колеса на эту тропинку. Представьте себе узкую дорожку, с одной стороны - отвесные скалы, с другой - обрыв, нет оградительных столбиков, выкрашенных зеброй. И по ней нужно было взобраться на перевал. Чем выше мы взбирались тем  круче и глубже становились обрывы. Детям было необычайно весело от рельефа местности, я видимо бормотал молитвы, чем и рассмешил их. Люди, еще и неизвестно, что страшнее взбираться на такую верхотуру или с нее скатываться. Этаким макаром мы вышли на отметку в 14000 футов (4,200метров). Достигнyв  вершины, мы размялись на маленьком плато и надев курточки со смотровой площадки обозревали великолепие гор. Ну и снова за баранку, спуск занял конечно меньше времени, но был не менее жуткий. 

И вот наконец горная дорога закончилась , я разжал руки на кожаном руле, на котором отпечатались мои пальцы, и мы въехали в викторианский городок с населением в 5 тыcяч, расположенный в живописной равнине “Рычащая вилка”. Главная гора в городе называется Аякс, на вершину которой вас быстро домчит гондола. На верхотуре ресторан с довольно обильным меню. Там на высоте аппетит - зверский. 
Вершины завораживают, высота зашкаливает за 4000 метров, воздух пьянит и дурманит. Для горнолыжников - наверное рай, для новичков тут трасс не шибко, все-таки этапы Кубка Мира проводят и думаю в бытность зимой здесь можно было увидеть и Пирмина Цурбриггена и Альберта Томбу. Тут есть трассы и для тeх, кто любит простор, одна трасса - тaк шириною в милю и все потому как на этом склоне горы когда-то был лес, а индейцы его подожгли и он больше не растет, но есть и для тех, кто предпочитает кочки и меж двух деревьев проскочить, если повезет, этаких слаломистов. Конечно зимой я бы расчехлил свой Россиньоль и скатится вниз по склону (вру - не умею кататься), ну а летом захотелось  подольше задержаться здесь на вершине.

В Аспене много довольно приличных гостиниц, где можно купить себе фракцию, то есть частичку, скажем 1/16 шикарного номера, в котором можно останавливаться пару раз в году, оповестив заранее обслугу. Вроде как бы владеешь этим жильем, но всего лишь чуточку. Что интересно, есть такие квартиры в таких уровнях, которые называются лыжи IN /лыжи OUT, то есть надеть лыжи можно у себя в квартире, выйти наружу и сразу попасть на подъемник, удобно очень, можно прихватить горячий кофеек. 

Интересна и ночная жизнь в Аспене, из-за детей я конечно никуда не попал, но все ж разузнал, что есть изысканный ночной клуб “Челси” и бар, в котором более 50 видов текилы. Из ресторанов рекомендую французский “Жером” и итальянский “Густо”, джелато шоколадный там - лучший в мире. Кстати в Аспене есть единственное в мире такси оснащенное интернетом, причем связь, бесплатная на время поездки. Ежегодно в Аспене проводится музыкальный фестиваль. Есть неподалеку и аэропорт, но летают туда всего из нескольких городов и почему-то из Лос Анджелеса. Где-то здесь есть резиденции и Майкла Дугласа и Джека Николсона. Дома это, вернее mansions,  как бы гармонично врезаны в скалы. 

Аспен известен своими необычными картинными галереями и антикварными лавками. В одной из них мое внимание привлекла маленькая фигурка собачки, сделанная, как мне показалось из червленого серебра. Вместо глаз у песика сияли два драгоценных камушка. Исключительный экземпляр, тонкая работа. На вопрос, кто изваял, хозяин лавки невозмутимо ответил: ”Фаберже”.  Eго приятель из своей коллекции решил продать и выставил в магазине. Я попросил увеличительное стеклышко и попытался рассмотреть клеймо. Я конечно же не знал какое клеймо у Фаберже, но важности напустил неимоверной. 

Клеймa Петербургского и Московского домов отличались. На собачке были две восьмерки и что-то типа буквы “H”. Сказав, что подумаю и напишу письмецо ежели чего,  сказал хозяину лавки, что решу позже. Приехав домой и проведя анализ клейм домов Фаберже не нашел аналогичного и пришел к выводу, что вещь - несомненно маленький шедеврик, а делал ее какой-то талант, подражая Фаберже, или может  ученик его. Красивая собачка была. 

Мы остановились в гостинице GANT в три этажа, приятные номера с каминами, с кухней, чисто квартиры,  а не номера,  прямо у подножия главной горы. Как-то вернувшись в номер, я  обнаружил странную табличку. Hа ней было написано:“Если ночью вы услышите рычание и грохот, не пугайтесь, это 2 наших медведя гризли пришли на ужин покопаться в мусорных баках, постарайтесь не выходить из номера, пока рычание не стихнет”. Ничего себе, спасибо, что предупредили. Медведя все-таки я видел на главной пешеходной улице городка, но сделан он был из 120-миллиметровых гвоздей, коими заколачивают деревянные срубы в деревенских домах. Как-то раз мы решили пойти пешим порядком на вершину неподалеку от Аспена, местечко называлось Maroon Bells (Красно-Коричневые Колокола), или Deadly Bells (Смертельные колокола). Подъехав к подножию гор, мы увидели снежные шапки на вершине. Неужели мы сможем к ним приблизиться , у нас не было шлямбурного крюка (это такой прибамбас, приспособа такая у альпинистов) и падать дюльфером мы не собирались, нo нами охватил азарт, тем более, что по описанию у подножья вершины находилось высокогорное озеро с прозрачной ледяной водой.
 
Воcхождение заняло 2 часа, причем шли по камням, щебню, корягам. Идти вверх было очень интересно и трудно, уже на подступах к вершине, неожиданно глазу открылась масса кустиков с красными пятнышками, ура, это была малина. Прочитав краткую лекцию детям о том, что в Союзе принято есть ягоды с куста, а не только из магазина, и срывать плоды с деревьев, мы с аппетитом накинулись на свеженькие ягодки. А ведь здесь ежедневно проходили сотни туристов, но никому даже в голову не пришло, остановиться и попробовать на зубок - делаю вывод - ни один из туристов не был русским. Добравшись до вершины мы увидели красивейшее озеро, до снежной шапки было рукой подать. Мы находились на вершине мира, на душе было радостно и легко.
 
Как-то незаметно закончился отпуск, и обратно я решил поехать по более длинной дороге через Колорадо Спрингс. Красивее дороги я в жизни не видел, ну представьте себе  -  гладкая лента шоссе, с одной стороны скалы, с другой – горная, довольно бурнaя река со сплавляющимися людьми на плотах, чуть выше железная дорога высечена в скале.
 
Вернувшись в Денвер, сдав машинку и отведав бутерброды Jimmy Johns, мы явились на вокзал, а там засада. Наш поезд застрял в горах и опаздывал. Прождав шесть часов паровоз и порядочно измяв на лавках бока, мы погрузились в него и отправились в равнинные края Иллинойса. Так что люди обязательно отдыхайте в горах, там и мозги проветриваются да и здоровья прибавляется.
 
Засим завершаю свой затянувшийся рассказ о путешествии в Rocky Mountains. Такая вот получилась Картина Д’Ампеццо.