Умопомрачение. Гл. 8 Светлый день Сани

Лена Широкова
  Марк затормозил машину у комплекса зданий под названием «Институт Энергобезопасности и Энергосбережения», возвышающегося над зеленым конусом лесопарка. Припарковал ее в ряду стоящих автомобилей, и они с Саней спортивным шагом пошли в направлении входа. Аллея кончилась. Открылся вид на большой цветник у центрального входа в здание.
  Друзья с вечера составили перечень вопросов к ученым, разрабатывающим межотраслевые технические правила по эксплуатации электроустановок потребителей, а еще раньше отправили электронный запрос для официального ответа. Визит был согласован.
 — Присядем, — предложил Марк, указывая на скамью у цветника. — Мы пришли несколько раньше назначенного времени.
 — А зачем ты решил ехать за Правилами по эксплуатации электроустановок именно сюда? В технической библиотеке и соответствующем книжном магазине эти Правила стоят на полке.
 — Видишь ли. Этот институт является ведущим в разработке межотраслевых правил по эксплуатации электрических сетей. По его Правилам работают все электрохозяйства и система Государственного Энергонадзора. Выпускаемые им документы не позволяют иных толкований вопросов, связанных с энергетикой. Меня заинтриговала настойчивость Максимовой запросить через суд технические требования этой организации по надзору за содержанием электрических сетей в контексте положений Основного закона. Как ты знаешь, там в одной из статей указано, что межотраслевые разработки по вопросам ЖКХ имеют прямое действие. Хочу убедиться в том, что суд несправедливо отказал в их запросе, требуя подкрепить его доказательствами по устранению аварийных ситуаций в доме. А что может быть убедительней заключений ученых, десятилетиями работающих над вопросами энергетики. И для Шацкого это весомый аргумент на продвижение наших предложений в Думе.

     Саня взглянул на часы: Пора! - Они прошли контроль и поднялись на четвертый этаж в кабинет начальника Управления Государственного энергетического надзора. Навстречу им поднялся высокий светловолосый мужчина с небольшой бородкой. Голубые глаза, открытый взгляд. Поздоровались.
 — Петр Васильевич, — представился хозяин кабинета.— Садитесь и задавайте интересующие вас вопросы.
  Марк подал собеседнику копию рабочего плана электросети на перекрытии многоквартирного дома и фотографию стены со шнурковым выключателем и обычным заводским выключателем скрытого провода.— Разъясните,пожалуйста, как выразделите эти части электроустановок?
  Петр Васильевич повернул рабочий план лицом к гостям и сказал: На чертеже показана токоведущая часть электроустановки, находящаяся под постоянным рабочим напряжением. Что касается фотографий — на них части сети с включаемым и выключаемым напряжением. По иному, элементы вторичной разводки сети.
 — Что, на основании данной схемы, вы можете сказать про установку основного провода, подводящего энергоресурс к квартирам?
 — Электропроводка выполнена путем монтажных работ после установки каркаса здания. Место ее монтажа — плита перекрытия.
 — Вопрос вызван утверждением оппонентов, что провод замоноличен и не сменяем, — пояснил Марк.
 — Помилуйте. Какой абсурд! На данном чертеже токоведущие части не замоноличены. Кроме того, по общему правилу электропроводка в жилом помещении выполняется разными способами, но в любом случае — сменяема. Замоноличенная несменяемая электропроводка допускается в зданиях со строительными конструкциями, выполненными из негорючих материалов. По серии панелей, использованных при застройке дома, обратите внимание на код в чертеже — заделка строительных конструкций жилого дома не отвечает этим требованиям. Применение несменяемой замоноличенной прокладки проводов в панелях стен, перегородок и перекрытий, выполненной при их изготовлении на заводах стройиндустрии или выполняемой при монтаже жилых зданий, не допускается! - Я вам приготовил официальный ответ на ваши вопросы, в том числе о замоноличенности и сменяемости электропроводок. — Петр Васильевич пододвинул Марку файл с документом. — Вот возьмите.

    — Спасибо. Еще вопрос. На кого распространяются требования Правил технической эксплуатации электропроводок потребителей?
 — Я так понимаю, что вопрос поднимается вами в связи с приватизацией квартир и изменением форм управления многоквартирными домами? — спросил ученый.-  Марк утвердительно кивнул.
 — Требования Правил технической эксплуатации распространяются на организации независимо от форм собственности и организационно - правовых особенностей предпринимательства, — разъяснил Петр Васильевич.
 — А какие-то особенности диспетчерского управления у потребителя электрической энергии есть?
 — Нет. Организация диспетчерского управления у потребителя осуществляется в соответствии с требованиями действующих правил, при этом потребители, включенные в реестр энергоснабжающих организаций, осуществляют свою деятельность в соответствии с правилами технической эксплуатации станций и электрических сетей.
 — Какие обязанности возлагаются на ответственного за состояние электросети в доме?
 — В обязанности ответственного субъекта входит ведение документации по вопросам эксплуатации электроустановок; обучение, инструктирование, проверка знаний и допуска персонала к работе; контроль за безопасным проведением всех видов работ с оборудованием и сетями; организация оперативного обслуживания электроустановок и ликвидация аварийных ситуаций; проверка соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным показателям не реже одного раза в год. Все это и многое другое расписано в должностной инструкции и утверждается вышестоящим руководством.
 — Необходимо сменить электропроводку ввиду ее повреждения во время ремонта. Какие способы следует применить, чтобы не нарушать права третьих лиц?

    Петр Васильевич подошел к книжному шкафу и взял справочник по установке электропроводок. Открыл закладку.— Здесь указано несколько способов выполнения сменяемых электропроводок. Скрытая, проложенная внутри конструктивных элементов зданий: в стенах полах, фундаментах, перекрытиях, а также по перекрытиям в подготовке пола, как например, на вашей схеме. Непосредственно под съемным полом, в замоноличенных трубах. Во всех случаях провода легко заменить в случае аварийной ситуации.
 — Понятно, — ответил Марк. — Как раз следующий вопрос касается авариной ситуации в общей системе энергообеспечения квартир. Что регулирует восстановление поврежденной коммунальной электросети?
 — Наши документы прямого действия: Приказ Министра энергетики, Инструкция по устранению аварийных случаев и СниП монтажа электропроводок. Энергоснабжение — опасная деятельность по многим параметрам. Поэтому наши документы носят межведомственный характер. Их применение повсеместно и обязательно. В том числе и в ЖКХ. Они утверждены соответствующими Министерствами и подписаны их руководителями. Форма собственности значения не имеет. В подборке вы найдете рабочие Инструкции и технические условия по монтажу электропроводок для разных ситуаций. Допускаю, что они могут вам пригодиться.
 — Спасибо. На кого договор энергоснабжения возлагает обязанность по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования?
 — Технические функции и безопасность по содержанию электрических сетей обязан обеспечивать абонент. В жилищно-коммунальном комплексе эта обязанность возложена на обслуживающую компанию. Она же следит за соблюдением установленного режима потребления энергии и немедленно сообщает энергоснабжающей организации об авариях, неисправностях приборов учета и иных нарушениях. Когда абонентом по договору выступает частное лицо, использующее энергию для бытового потребления, надлежащее техническое состояние и безопасность сетей возлагается на энергообслуживающую организацию. Так что, если вы имели в виду энергоснабжение квартир многоквартирного дома, то к этому процессу жильцы не причастны, кроме как рублем.
 
    — В электрических сетях дома аварийная ситуация, а их продолжают эксплуатировать. Ваше заключение?
 — В электроснабжении недопустимо дилетантство, невежество, своеволие. Об эксплуатации поврежденной сети и речи быть не может. Об аварии должны быть поставлены в известность не только руководство управляющей компании, но и энергоснабжающая организация. При аварийной ситуации сразу производится отключение поврежденного участка и вызывается аварийная служба. Только после монтажа на поврежденном объекте, пусконаладочных работ и испытаний системы происходит их прием и допускается включение электрооборудования. То, о чем говорите вы, скорее — криминальная ситуация. Разрушение, повреждение или приведение в негодное для эксплуатации состояние объектов жилищного и коммунального хозяйства или других объектов жизнеобеспечения из корыстных побуждений наказывается штрафом, либо исправительными работами, либо лишением свободы сроком до трех лет — так сказано в Уголовном Кодексе. В зависимости от обстоятельств — одним лицом, по сговору группы лиц или лицом с использованием служебного положения — от пяти до восьми лет. Здесь ничего нового не открыто.
 — Ваши документы и разъяснения применимы в судах?
 — Безусловно. И даже обязательны к исполнению!
   Задав еще пару вопросов по акту аварии и функциям комиссии Госэнергонадзора, Марк достал из файла официальный ответ и стал быстро его просматривать:
 — Извините. Это для того, чтобы ничего не упустить... Пока он этим занимался, Саня в контексте управления электрохозяйством в ЖКХ по понятиям чиновников задал вопрос:
 — Проверяющие донимают жильцов за выключатели в квартирах, выдавая их за общедомовое имущество. Какие требования существуют к установке выключателей электроосвещения?
 — Специалисты этого делать не будут, — ответил ученый. — Они знают, что особых требований здесь нет, поскольку выключатели — часть вторичной сети и частная собственность граждан. Их установка подчиняется принципу целесообразности и комфорта. Выключатели ставят где удобно и сколько требуется.
   
    Следователи еще раз поблагодарили Петра Васильевича и завершили визит. На улице Марк неожиданно похлопал Саню по плечу:— А ты случайно не забыл про свой День рождения?
 — Пока я живу с родителями это трудно такое представить. Они меня еще сонного поздравили.
 — А какие желания есть у новорожденного?
 — На этот вопрос новорожденный ответить не может, — засмеялся Саня.
 — Предпочитаешь, чтобы я самостоятельно разбирался с твоими мыслями? — Так тому и быть, — и Марк притормозил у большого супермаркета. — Выходи!
  Друзья прошли в отдел мужских товаров.
 — Ну, хоть глаз положи на что-нибудь тебя привлекающее, — уговаривал Марк. Саня безучастно обвел глазами витрины. — Тогда за мной, — и Марк устремился в зал спортивных товаров.
 — Как тебе? — спросил он Саню, подведя его к стенду с дорожными велосипедами.
 — Класс! — выдохнул Саня.
 — Тогда берем! Марк подозвал консультанта и пожелал, чтобы тот подобрал Сане шлем, перчатки и оформил покупку. Через двадцать минут велосипед и коробку с вещами доставили к машине.
 — Через день с шести утра на сорок минут, — серьезно напутствовал Марк друга.
 — А почему через день? — удивленно поднял брови Саня.
 — Потому, что велосипед целесообразно чередовать с пробежками.

    Саня по-детски испытывал радость. В пути их застал дождь с сильными порывами ветра, но это не испортило настроение. Яркое солнце сменило грозовую тучу, лужи быстро подсыхали, побитые дождем цветы на клумбах дружно поднимали «головки».
 — Есть хочешь? — спросил Марк. — Лично я очень голоден, — пояснил он, настраивая навигатор на старый Арбат и делая заказ по телефону.
  Официант провел друзей к уже сервированному столику и пожелал приятного аппетита. Друзья символически подняли бокалы с минералкой за День рождения Сани и приступили к салату и жареному картофелю с индейкой.
 — Как тебе нравится работа? — осторожно спросил Саня, удостоверившись, что Марк утолил чувство голода.
— Работа ответственная, руководители толковые, коллектив дружный.
— Я к тому, — пояснил Саня, — чтобы знать, не передумал ли ты с отъездом? — Он пронзительно смотрел в глаза Марка.
  Тот промолчал.
 — Отвечай! — потребовал Саня.
 — Скажем так: я еще не принял решение. Но обещаю, ты будешь первый, кто о нем узнает.
  Саня уткнулся в тарелку. Его охватила растерянность. Он не хотел, чтобы Марк уезжал.
 — А что ты скажешь о Рите — неожиданно спросил Марк. — Какая она по-твоему?
  Вопрос вывел Саню из оцепенения.
 — Красивая, умная, хороший товарищ, — медленно перечислял Саня, и друг спросил:
 — Она тебе нравится или ты влюбился?
   Марк засмеялся.
— Да вот сам пытаюсь понять.
  Саня даже успокоился. Ведь если Марк влюбился, то, возможно, он никуда не уедет. «Возможно», — поймал он себя на сомнении. Ну, по крайней мере, не скоро уедет.

   — Э-й!- О чем думаем? Почему замолчал?
  Саня улыбнулся.
 — Думаю о тебе. Ведь, если ты намерен уехать, я лишусь единственного друга.
 — Здесь ты неправ. Не сможешь меня часто видеть — да. Но лишиться меня, как друга и старшего брата, у тебя не получиться. Мы останемся навсегда друзьями. И обещаю, что буду приглядывать за тобой даже издалека.
  На этой приятной для Сани ноте друзья закончили обед и вернулись на работу. Здесь сюрпризы для Сани не закончились. Как только они вошли в кабинет, «новорожденного» сразу окружили, подтолкнули к журнальному столику. Рита сняла с него бумажную салфетку. Саня, который все еще находился под впечатлением разговора с Марком, удивленно раскрыл пушистые ресницы. С портрета на него смотрело собственное лицо, согретое стихами коллег, а рядом лежал миниатюрный смартфон и флешка с записями любимой музыки. Застенчивый Саня растрогался.
На выручку пришел Соколов.
  — По местам, — скомандовал он.— Сегодня мы не будем задерживаться. Вечер в вашем распоряжении.
 — Родители ждут нас на ужин, — объявил новорожденный.

   После работы следователи отправились на дачу родителей Сани. Гостей приветливо встретила пожилая пара. Небольшой экскурс по садовому участку с деревянным домиком и множеством редких растений. Изобилие цветов. Под одной из раскидистых яблонь длинный стол, уставленный домашней снедью.
 — Моя кухня, — осмотрев стол, сказал Денис, усаживаясь с краю и не отводя глаз с румяных пирогов. — Отдохнем на славу!
   Но трудоголики, как известно, отдыхать не умеют. Молодежь ела, нахваливая пироги и салаты, говорила о спорте, о новых театральных афишах, о предстоящем отпуске, в который они уходят одновременно, и вот уже мозг, на пике удовольствия от расслабления, снова входит в рабочее состояние и поднимает вопросы, ожидающие своего часа в недоступных сейфах Следственного Комитета. Только теперь, об этом говорят иносказательно, без имен и конкретных обстоятельств. И первым начал разговор Саня:
 — Как вы полагаете, нам удастся раскрутить мошенников и тех, кто их прикрывает?
 — А то? - Мы их уже раскрутили, — бойко ответил Денис.
 — Не скажите. Слишком сложная и хорошо придуманная система защиты преступления,
 — заметила Маргарита.
 — Меня больше всего поражает реакция правоохранительных органов, — отозвался Денис. — Кажется все на виду. Множество фактов. А заключение: «У нас — нет доказательств»?!- Здесь, либо что -то не в порядке с методикой доказательств, либо с мозгами тех, кто находится на пике конечного результата работы.
 — Но сейчас методика работы зависит от нас. И у наших старших с головой — все в порядке, — возразил Саня.
 — Да, это так. Только мы не последнее звено, принимающее решение.
 — На этом можете остановиться и успокоиться, — не допустил полемики Марк.— Ваши старшие товарищи умные и честные люди. Они делают все, что в их компетенции и силах. И это — уже большое везение.
 — Но ведь это так естественно полагать и затем убедиться, что результаты работы соответствуют усилиям, — не унимался Денис.
 — Тебя понимаю. Но и ты пойми,— урезонил его Марк. — Мир, в котором мы живем, — непредсказуем. Не мы им правим. Мы — собиратели фактов. Так сказать, теоретические правоприменители закона в своем деле. Но компетенцией практического поворота дел в русло справедливости мы не обладаем! Это воля другого лица.

    Денис, явно недовольный ответом, сосредоточился на еде. Постепенно осадок беспомощности на его лице «растворился» и он весело сказал:
 — Как- то скучно, братцы, с вами! В кои-то веки захотел поговорить по душам, и на тебе — говорить не с кем.
   Он достал телефон, набрал дом и сообщил родителям: «Скоро буду». Поредевшая компания вышла его проводить, а потом решила прогуляться по цветущим аллеям вокруг дач.
 — Ты, наверное, устала? — спросил Марк Риту.
 — Пустяки. Мы просто все устали от дел, от неопределенности их исхода, и нам сложно переключиться на что-то еще. Вызови, пожалуйста, такси для меня. Завтра напряженный рабочий день Голова должна быть ясной, — пояснила Рита.
 — Зачем такси? Сам отвезу тебя домой.
   В машине молчали. Каждый боялся оборвать ту тонкую ниточку связи, которая неожиданно возникла между ними. Для Марка это было сложнее вдвойне. Он еще так и не определился со своим будущим, мысли о котором волновали все чаще. Заводить семью при подобных обстоятельствах считал не вправе. А к случайным отношениям относился отрицательно.
   Простившись с Ритой, Марк посмотрел на часы. Десять!-  Быстро развернул машину и на приличной скорости поехал к себе. Вошел в квартиру, взял спортивную сумку и спустился в тренажерный зал в цокольном этаже. Вот уж где можно скинуть усталость и отвлечься от назойливых мыслей!

  Продолжение следует. https://e-shirokova.ru/