ЦБ 9. Интеллект против Разума

Виктор Ротт
  Животная власть - тоже от Бога. В стае, в прайде, в первобытном племени организующая сила действует через альфа-самца, вожака. Он устанавливает правила взаимодействия и наказывает нарушителей.Он же защищает семью и возглавляет оборону. Но как существо, индивид он также борется за сохранение своего места в сообществе.
  Животная власть - первичная ступень в реализации программы усложнения живых систем.
  В большом сообществе функции управления и обеспечения единства постепенно приобретают формы социальных подсистем, государственных и общественных институтов.
  При этом меняется - под влиянием нового идеала - дух сообщества.
  В примитивном сообществе доминирует Страх и его производные - устрашение, наказание, борьба на смерть.
   В современном обществе, построенном по модели Христовой общины,коллективное сознание и менталитет личности должна определять Любовь и её вариации - взаимное уважение и доверие, содружество, солидарность, милосердие.
   Социальный институт - подсистема, выполняющая моральную оценку жизни общества - это Церковь. Разумеется, в этическом осмыслении современности участвует всё общество, но именно Церковь - закваска и соль, обладатель опыта и методики деятельности морального сознания.
  Однако как "необязательная" с инерционной точки зрения, этическая подсистема подвергается постоянно физической и информационной блокаде со стороны властных подсистем.
  Политике ослабления авторитета Церкви способствуют внутренние, в том числе и её идейные инерции. Так, Страх долго боролся за акцентацию христианского мировоззрения. В какие-то периоды истории Страх, закутанный в ветхозаветный плащ
наказания, с факелом адского огня в руке, властвовал над робкими душами. Но со временем в массовом сознании верующих победила Любовь.
  Становление самой системы затормаживается сопротивлением элементов и подсистем неадекватного качества.
  Это - вселенский механизм воплощения Вечной Жизни в конкретных сферах существования и существах, на всех этапах которого преодолевается сопротивление материала, неразвитости или ущербности их качества. В любой системе происходит  старение и обновление элементов. От того, каким будет процент здоровых,хорошо обученных и осмысленно работающих элементов, зависит существование системы.
  Таково и человечество, как большой механизм. Динамика структур власти, их интеллектуальное и духовное состояние влияют на судьбы общества и людей.
  С этой точки зрения взглянем на историю России.
  К 1917г управляющие подсистемы страны накопили критическую массу механически работающих элементов - бюрократии. Первая мировая война ускорила наступление социально-экономического кризиса - в экстремальных условиях власть не смогла управлять эффективно. Стихийно дряхлую бюрократию сменили молодые большевики, не обладавшие никаким управленческим опытом, разве что только военным.В результате  страна почти 40 лет пребывала в коллапсе, пока не возродились научная,инженерная и культурная подсистемы.
  Каждая страна по-своему переживает кризис компетенции власти.
  В глобальном масштабе само развитие движется всё той же инерцией механических сил - конкуренцией, борьбой за первенство, за рынки сбыта -  с опорой на растущие мощности оружия.
  Важная особенность современности: из эпохи господства физической силы мы давно перешли к господству научно-технических сил.
  Интеллект, вовлечённый в гонку вооружений и созданию информационного хаоса, сегодня противостоит Разуму - Духу Господню, усиливает атмосферу недоверия между странами, поставил человечество перед  катастрофой.
  "Смерть! где твоё жало?"(1Кор.15:55). Вот оно! - ракеты, нацеленные в наши столицы - наши сердца. Вот она, машина смерти с тысячами жал, готовыми вонзиться в нас.
  "Жало смерти - грех; а сила греха - закон"(1Кор.15:56).
  Конкуренция - механизм сохранения жизни, воплощение закона естественного отбора. Но для человека слепое подчинение этому закону - грех. Разум требует, чтобы конкуренция протекала не в опасных формах, а в жизнесберегающих. Именно такое напоминание нам - пандемия коронавируса. Перед опасностью массовой смерти от инфекции мы оказались солидарны. Почему же мы перестали чувствовать опасность оружия массового уничтожения?
  Если мы зададимся вопросом - какая же экономическая модель соответствует христианской социальной модели, то в сущности это должна быть система ответственная за планету, сберегающая живой труд и все явления Жизни.