Падение на льду, или... покрестился. Рассказ. ч1

Олг Николаев-Зинченко
                - ч1 -

Дело идёт к концу декабря. И к концу всего этого вирусного года. Вчера, наконец-то, встретил я эту зимушку-зиму, "покрестился", так сказать. А проще говоря, в первый в эту зиму раз грохнулся на голом льду. Подскользнулся и упал. Да и не просто упал, а долбанулся так, что искры из глаз. Это и называется "покрестился".

Вообще-то, я каждый год так "крещусь", каждый год валюсь, как мешок с мукой, на скользком месте в начале зимы. Обычно это происходит в конце ноября - начале декабря. До Нового Года. Хоть и стараюсь я уберечься, как могу, стараюсь быть внимательным и осторожным. Но! - Человек предполагает, а жизнь, а судьба... располагает.

И вот: чуть-чуть, на мгновение забылся, чуть ступил на предательский свежий пушистый снежок... и на тебе! Под белым снежком коварно прячется вчерашний злой голый лёд. Раз! И готово! И я лежу на спине или на боку и первым делом щупаю себя, свои кости, руки и ноги, прежде всего.

Сам я, - по институтскому врачебному моему образованию, - общий хирург и травматолог. Работал хирургом и травматологом с 1984 по 1990 год (после 1990 года я сменил свою врачебную профессию, прошёл первичную специализацию уже по другой, смежной с хирургией профессии).

И я знаю цену сломанным шейкам бедренной или плечевой костей. Сломанным локтевым отросткам. Ужасно. А сломанные рёбра? Тоже не сахар! Ну и сотрясение мозга, конечно же, как дополнение. Как вишенка на торте.

Но если падение моё прошло без перелома и без сотрясения мозга, то как-то это даже и смешно становится самому. - Ну вот, чертяка старый, - вот и обновил ты эту зиму, и в очередной раз "покрестился", - думал я, тяжело поднимаясь после очередного падения на лёд.

И так каждый год, с началом новой зимы - очередное падение. Без этого - никак.

***********

Вот и вчера: решил я прогуляться до города из нашего пятиэтажного посёлка. Получить какие-никакие денежки из банкомата. Как ни удивительно, в нашем городском посёлке нет банкомата. Поразительно даже!

Практически на краю огромного мегаполиса Питера, а вот поди ж ты - нет автомата по выдаче денег. Дальше нас, через 2 км по шоссе, в крупном посёлке Гатчинского района - есть банкоматы. Хоть тот посёлок даже чуть меньше по населению, чем наш. То ли два, то ли три их там, этих банкоматов. В отделении Сбербанка, в местном сетевом "Магните" (около ж/д станции), и ещё где-то. Не помню точно, где ещё. Мне и этих двух вполне хватало, когда я туда за своими деньгами ходил или ездил.

А вот у нас, в нашем городском посёлке - нет ни одного банкомата. Хотя посёлок наш немаленький. И очень даже богатый по областным меркам. В смысле бюджетов там всяких, поселковых. Просто безобразие какое-то. Куда ж смотрят начальнички посёлка нашенского. Видимо, куда-то в другую сторону смотрят. Туда, где наживкой пахнет. Наварчиком. 

Посёлок наш сплошь застроен пятиэтажками. Пятиэтажек целых двадцать штук в нашем посёлке. Да плюс ещё и частный сектор, - многочисленные сельские жилые дома и коттеджи. Население около 3,5 тыс. Может чуть поболее, может чуток поменее.

Ну что ж, приходится таким как я, за деньгами ехать или идти: или в ближайший городок, который является сейчас частью Петербурга (это около 3х км по гатчинскому шоссе в сторону Питера), или же, наоборот, - ехать или идти в тот соседний посёлок Гатчинского района, о котором я уже только что упомянул (до него тоже где-то 2,5-3км по той же дороге, только в обратную сторону, в сторону Гатчины).

Вот и пошёл, почапал я в городок. Бывший когда-то, в царские времена, военной столицей империи. По обочине трассы. Погулять решил, значит. Подышать свежим воздухом. На улице около  -1°. Мимо - машины свистят и рычат. А я иду. Топаю-шлёпаю в своих летних туфлях, скользких, что твои лыжи, как оказалось.

Пью по дороге, беззаботно этак, баночку забористого пивка, "Балтика-9". Даже малость подзахмелел я от него. Годы всё-таки. Крепких напитков вовсе не пью. Меня и от слабых теперь уже цепляет, тОркает в голову. Что уж там говорить про крепкие.

***********

Пройдя около пол-дороги, я заинтересовался огромным камнем-валуном недалеко от дороги, коих здесь немало. Захотел подойти к нему и потрогать. Есть такие причуды у меня.

Ледниковый период их оставил здесь во множестве, миллионы лет назад дело было. Ледник тогда частично уполз, частично растаял. И остались от него огромные и не очень огромные камни-валуны. Мореной называемые. Вернее, составной частью этой самой морены. Понятие морены много шире, чем эти отдельные валуны, по полям и лесам рассеянные. Много таких камней-валунов гранитных по всему нашенскому Северо-Западу, по Карелии и Финляндии, по всей остальной Скандинавии.

Вот на одном из таких валунов и стоит знаменитый "Медный всадник" в центре Санкт-Петербурга. Притащен нашими работягами тогдашними с окрестностей Питера и обтёсан под основание этого памятника. При Екатерине Второй дело было. Скульптором заграничным Фальконетом, французом.

***********

Пошёл я к валуну гранитному, огромному, как бы познакомиться с ним, как визуально, так и тактильно, так сказать. И нет, чтобы в летний сезон, когда не скользко. По закону подлости, попёрся я к нему, когда снег и лёд под снегом мокрый, и, соответственно, скользкий.

Я сошёл с шоссе на боковую, тоже частично асфальтированную дорогу, примыкающую к шоссе в этом месте. Наступил на свежий снежок, под которым маскировался скользкий коварный лёд. И... хрясь! Упал. Чебурахнулся. "Покрестился" в эту зиму.

Упал довольно неудачно, на правый бок, на локоть. Инстинктивно подставил его под удар о поверхность смеси льда и мелких заледеневших острых камушков. Падение. Искры из глаз. Краткий "отдых" на коварной ледяной поверхности, чтобы хоть как-то прийти в себя. Лишь бы не перелом и не сотряс (сотрясение головного мозга).

А ведь учили меня падать правильно когда-то, в питерской школе борьбы самбо, в которой занимался я несколько лет в отроческие и юношеские годы. Учили тогда меня не подставлять локоть под себя при падении, а падать с вытянутой вбок рукой, и как можно сильнее хлопать-шлёпать всей поверхностью руки о поверхность падения.

Это смягчает удар о землю и исключает травму локтевой, лучевой и плечевой костей, и мелких костей запястья. Исключает травму т.наз. олекрАнона (локтевого отростка локтевой кости).

Вобщем, падать надо всем телом на бок, хлопая при этом прямой вытянутой нижней рукой по земле. Хлопая рукою как можно сильнее. Это гасит силу удара тела о землю. И не на локоть: он ломается, и очень даже легко.

Тому же учили меня и в погранвойсках, на срочной службе, когда мы занимались на погранзаставе рукопашным боем. Два года с хвостиком офицеры-инструкторы нас дрессировали в рукопашке.

Но это было уже очень давно. Молодость моя ушла, как она уйдёт и у любого другого человека. Бессмертных не бывает. Боевые и борцовские навыки мои со временем подзабылись. И я упал на скользком льду, как самый обычный человек, как обычный мужик в годах. Со всеми, вытекающими отсюда последствиями.

**********

Лёжа на спине, я первым делом ощупал правый локоть, правую тазовую кость и место проекции правой шейки бедра на ягодице. Было больно, но терпимо. Не привыкать. Хруста не было, и то хорошо. Подвигал, подрыгал правыми ногой и рукой. Всё двигалось и дрыгалось как надо. Рёбра мои правые тоже оказались целы. Голова не болела, не "трещала". Не тошнило.

Только ободрал кожу на ладонной поверхности правой кисти в области тенара и гипотенара (ниже большого пальца и мизинца ладони).

- Ничего, до свадьбы заживёт. Бывало и похуже. Гораздо хуже. При таких же падениях. В прошлые годы.

***********

Я повалялся и покорчился на снегу, как раздавленный червяк, выругнулся матом (это обязательно в таких случаях в нашей славной "Рашке"), и встал. Сначала на четвереньки, а затем и полностью. Надел на кровоточащую правую ладонь шерстяную варежку, чтобы не пачкать кровью рукав своей куртки, карман, да и саму тёмно-синюю куртку.

Ладонь ещё довольно долго кровоточила от ссадин и порезов кожи мелкими острыми камушками и твёрдыми льдинками. Варежка мне оказывается всё-таки пригодилась. А ведь не хотел я её брать, когда выходил из дома. Считал её лишней при нуле градусов. А теперь вот - заместо бинтов всяких.

Затем я отряхнулся, как топтанная бравым петухом курица, и поплёлся дальше. Сначала к моему валуну. Осмотреть его всё-таки. И всё-таки его потрогать. Не зря же ведь я пострадал из-за него. Из-за своего любопытства. И из-за своей неосторожности на ледяной скользкой дороге. И из-за скользких подошв своей летней обуви, - туфлей, - опрометчиво, не по сезону надетых мною.

***********

А затем, я довольно бодро поковылял дальше. В город. В сетевой маркет "Пятёрочка", что на краю города. В нём меня дожидался банкомат - автомат по выдаче денег.

- Всё нормально. Всё о'кей. Живой и неполоманный. Двигаться могу. Не хуже других. Что ещё надо простому смертному в нашей суровой и неприветливой, немилосердной для обычного своего гражданина, стране Московии. А ссадины и мелкие порезы на ладони заживут несомненно, как на собаке.


(Продолжение следует)

***********

221220