Рационализатор

Любовь Шифнер1
Много лет мой отец проработал токарем на крупном химическом предприятии. На своём универсальном станке он мог вытачивать не только примитивные гайки и болты. В случае поломки прессовых агрегатов, ему приходилось вытачивать сложные запчасти. Времени на раскачку не было, цех должен был выполнять план выпуска пластмассовых изделий. Поэтому работа у отца всегда была срочной и трудоёмкой.

Имея пять классов образования, он самостоятельно научился читать чертежи, что помогало в работе.  Иной раз чертежей под рукой не было. Тогда отец зрительно изучал поломанную деталь, делал нужные замеры штангенциркулем и успешно справлялся с заданием.

Продолжительная творческая деятельность не прошла бесследно. Нередко отец был новатором по совершенствованию деталей и оборудования в цехе.
Чтобы представить своё изобретение специальной комиссии по рацпредложениям, нужно было запечатлеть его в виде чертежа, чего отец делать не умел. Но всегда находились желающие помочь из представителей инженерно-технических работников. Зачастую, большая часть премии доставалась не самому отцу, а его соавторам.
Но отец не обижался.  Для него был интересен сам творческий процесс. Иногда он вообще не получал денег за своё новаторство, а довольствовался стаканом водки, которым его награждали "помощники". Может по этой причине он так пристрастился к алкоголю.

Отец был рационализатором не только на работе, но и дома. Как-то мать пригласила на обед соседей. Из старого валенка она достала спрятанную от отца бутылку самогона и разлила содержимое по стаканам. Пригубив стаканы, гости застыли от изумления.
- Почему ты, Ольга, решила нас угостит водой? - поинтересовалась соседка.
Мать осуждающе посмотрела на благоверного – тот лишь весело рассмеялся. Пришлось гостям довольствоваться чаем.

У матери была давняя мечта приобрести круглый стол с шестью драпированными стульями. Накопив достаточно денег для покупки, она осуществила задуманное. Два стула она поставила рядом со столом, остальные расставила по комнате.

Моя младшая шестнадцатилетняя сестрёнка решила использовать один из стульев в качестве гладильной доски. Видимо, она чем-то отвлеклась и вышла из комнаты, оставив горячий утюг на сидении стула. Когда сестра вернулась и подняла утюг, то ужаснулась, на месте драпировки зияла прожжённая дыра.

- Почему, дочка, пахнет чем-то горелым? – встревожился  отец, войдя в комнату.
Сначала Вера попыталась закрыть амбразуру своей блузкой, но быстро сообразила, что это бесполезно, и решила надавить на жалость.
- Пап, я нечаянно это сделала. Теперь от матери мне достанется, - всхлипнув проговорила она.

- Хорошо, что её дома нет. Сейчас что-нибудь придумаем, - успокоил отец.

Немного поразмыслив, добавил:
- Давай-ка я этот злополучный стул  в сарай отнесу и спрячу на сеновале. Там мать его никогда не найдёт. А ты быстренько расставь стулья подальше друг от друга. Может, она и не заметит.

Отец оказался прав. Мать не заметила пропажи.
       
***
Фото отца из семейного альбома.