Вот что я вам хочу сказать

Стас Новосильцев
        (Оптимистическая поэма)

           Вместо вступления

    Предупреждаю сразу – ничего нового я не скажу. Ибо  все  давно сказано, все давно написано.  Об этом несколько тысяч лет тому назад объявили  древние  греки. И никто их ещё не опроверг, даже Интернет. Я только хочу напомнить себе и вам, люди, некоторые знания, давно всем известные, многими давно забытые, и почти всеми игнорируемые, часто не принимаемые всерьез.
    Разбросанные по разным местам  информационно-энергетического поля, они,  каждое в отдельности – незаметны  невнимательному, или занятому сиюминутным взгляду, а собранные вместе – заставляют задуматься о многом, что так или иначе составляет нашу жизнь; разделить главное и второстепенное,  пересмотреть ценности и приоритеты; увидеть, что мы совсем не такие, какими выглядим и кажемся самим себе; вызывают вопросы, на которые находятся неожиданные ответы.
    Эти записки можно озаглавить: Цитаты без кавычек. Для этого у меня есть основания.
    Первое – как я уже говорил, ничего нового я не скажу – буду цитировать сказанное и написанное, цитировать своими словами, наивно полагая, что некоторые из них  – мои.
    Второе – здесь не будет ни одной ссылки на автора и источник, откуда взято то или иное слово. Каждый, кто пожелает, отыщет любое, из здесь сказанного, в  существующем информационном пространстве. Кроме этого, я не хочу давить на читателя признанными и непререкаемыми (сегодня или когда-либо) авторитетами. Каждому дано право думать, право соглашаться,  или не принимать сказанное кем угодно.
    Таким способом  я защищаю себя и от обвинений в плагиате.
    И самое последнее здесь: "мысль изреченная есть ложь". Поэтому - прежде, чем мне поверить, думайте.
               
                1.Начало
   
    Вы знаете, читатель, или читательница, что когда вы родились, в первый миг вашего появления на свет, вам ваша мама вместе с жизнью подарила...Земной Шар?  Не игрушку, не школьный глобус, а настоящий  Земной Шар – тот, который мы всю жизнь топчем своими ногами, и  в  который  нас зарывают после смерти. Прекрасную планету Земля, всю целиком, со всем, что на ней находится и существует; с ее географией и историей, с  ее  прошлым,  настоящим  и будущим. Не знаете. Потому что вам никто об этом не сказал.
   
    Мне тоже моя мама его подарила. Подарила, но ничего мне не сказала. Скорее всего, она не знала об этом сама – в  двадцатом столетии и сейчас, когда все человечество, пораженное бешенством идеологического, националистического, экономического и расового безумия,  занимается  бессмысленным и безуспешным самоуничтожением; когда многие  поколения людей рожают, выращивают и воспитывают своих собственных детей, чтобы потом сдать их  на пушечное мясо в мировые бойни и революции;   когда    самое употребительное на всех языках мира  слово - смерть, когда планета Земля стонет  и содрогается в конвульсиях от землетрясений,  взрывов снарядов и авиабомб, задыхается от смрада дымовых газов и утопает в потопах-наводнениях.
      
    Никто мне не сказал о мамином подарке и тогда, когда человечество делало передышки в самоистреблении и занималось ликвидацией следов очередного припадка собственного (хронического?) безумия.
    Я рос и вырос, не подозревая о мамином бесценном подарке. И поэтому, пока я рос, у меня отняли этот подарок. Отнимали все: родители, родственники, школа, армия, университет, государственные структуры, включая органы внутренней и внешней ГБ. Медленно и постепенно, но упорно, и везде. Даже за рубежами моей родины.
    А я рос и зрел на одной шестой части суши под салютом всех вождей и неусыпным наблюдением  их подручных, выстроивших для меня и моих юных и взрослых современников  густой частокол из бесчисленных  нельзя  взамен того, что подарила мне мама.

    И все же я узнал. Я по крохам узнавал об этом подарке сначала случайно, а потом целенаправленно из разных источников, а когда пришло убеждение, было уже поздно. Мой Земной Шар так и не стал моим.
    Кто-то скажет: ну и что из того?
    А то! Если бы мне хоть кто-нибудь сказал об этом еще в детстве, моя жизнь прошла бы совсем по-другому.
    Я бы гораздо раньше понял, что из всего НЕЛЬЗЯ многое, все-таки,МОЖНО. А должен я только своей маме – за подаренную мне жизнь на прекрасной планете Земля, все еще прекрасной, несмотря на все надругательства над ней со стороны обезумевшей части человечества, должен самой Земле и тем ее обитателям, кто созидал и созидает, должен тем, кого сам создал.

    Я хотя бы попытался принять этот подарок, как подобает, и оградить его от каких бы то ни было посягательств.
    Я бы гораздо раньше осознал необходимость свободы – настоящей, человеческой, а не декларированной разного рода демократиями и диктатурами псевдосвободы, зажатой железными клещами многочисленных обязательств перед теми, кто якобы дал нам эту псевдосвободу.
    Я бы давно обрел оптимизм РАЗУМА, а не оптимизм, внушаемый всем нам с детства сочинителями красивых сказок о светлом будущем для всех тех, кто хорошо себя ведет.
    Я сделал бы собственный жизненный выбор, а не то, что мне предоставили мои наставники  и, увы,  мои собственные  родители.
                Я в детстве так хотел летать!
                Но мне взлететь так и не дали.
                Меня все время приземляли,
                И разрешали лишь мечтать...

    И я всю жизнь занимался не тем, чем хотелось мне, а тем, что выбрали за меня другие. Вначале мои протесты просто не замечались, а к тому времени, когда я научился настаивать на своем, мои возможности выбора сократились до того минимума, когда выбор вообще отсутствует. Меня, созданного по образу и подобию Божьему, пытались превратить в свой образ и подобие прежде всего мои родители по ошибочному убеждению, что я в какой-то мере их собственность, и принадлежу в первую очередь им, а потом уже себе и обществу.

    Общество же в лице многочисленных его органов и организаций предписывает  мне раньше думать о Родине, а потом о себе. Это внушалось нам, да и сейчас внушается так убедительно, что многие из нас потеряли свои жизни совсем не за Родину, а сколько нас, полагая, что думают о Родине, потеряли себя! И, в итоге, стали не нужны даже себе.

    Мне немного повезло. Я любил читать, а потом научился читать, в том числе и между строк; я любил слушать, а потом научился слышать, даже голоса пауз; я встретил в своей жизни  интересных и мудрых людей, которые в один голос предостерегали меня: не думая о себе, Родине станешь не нужен.
    И когда я понял, кому жизнь, кому любовь, а кому честь, мне стало легче на этом свете.
    А позже я понял главное: каждому человеку его мама подарила огромный мир – весь Земной Шар. Каждый человек слышит его своими ушами, видит своими глазами, и у каждого он свой, отличный от других. А вместе все человечество состоит из множества миров, где каждый мир – уникален, двух одинаковых нет, и для счастья всех требуется одно – гармония отношений.
       
    Раньше я знал, что я – русский, а потом понял: я русский  з е м л я н и н. И моя родина – планета Земля. Она так огромна, что я не смогу охватить ее всю  даже в мечтах – не хватит жизни. Вместе с этим я на первое место ставлю свою принадлежность стране, где я родился, людям, которые меня окружают с рождения,  и с которыми я говорю на одном языке. Это моя внутренняя, ближняя Родина - в  огромной  внешней.

    Каждый живущий на Земле человек способен изменить мир, сделать его чуточку  лучше, чем тот, в который его когда-то впустила мама, не ожидая, когда его изменят другие. Более того, другие его изменят не так! Конечно, Земной Шар один. Но он так огромен, что его хватит на всех.

    Когда нас, землян, было мало, когда мы жили на островках цивилизаций, окруженных огромными пространствами неизвестности, Земной Шар еще не испытывал нашей агрессии, не подвергался техногенным, идеологическим, политическим атакам, мы просто жили в своих деревнях, городах, странах, не принося существенного вреда человечеству и планете, и не называли себя ЗЕМЛЯНАМИ.

    Это была наша предыстория. А сейчас – в двадцать первом веке, назрел и требует своего осуществления переход к истории человечества. И человечеству – ЗЕМЛЯНАМ, нужно успеть провести его в этом же столетии, иначе ИСТОРИЯ человечества тут же закончится. А возврата к предыстории нет. В этом контексте обретение разумного оптимизма становится актуальным и жизненно необходимым каждому ЗЕМЛЯНИНУ.

    Над смыслом жизни, как правило, задумываются ученые-философы, а все остальные люди - лишь в состоянии депрессии после настигших бед и неудач, когда прошлое кажется неудавшимся, а будущее – беспросветным. А на самом деле глубинный, планетарный  смысл каждой человеческой жизни в том, чтобы не оборвался её след в конце пути, а стал точкой отсчета для других, чтобы его кто-то продолжил и дальше уже прокладывал свой собственный незаменимый след. Этот смысл не нами придуман и назначен. Мы просто его исполнители, если принимаем, даже не подозревая о его существовании.
    Сейчас мы уже не можем – не вправе, его не знать и игнорировать.

    Хочется  сказать всем живущим на Земле мамам и папам, дедушкам и бабушкам, тем, кто по разным причинам заменяет мам и пап тем, у кого их нет – как можно быстрее расскажите  своим детям о том, что каждому из них на всю жизнь подарен при рождении весь Земной Шар – не кусочек в виде родной деревни или страны проживания, а целый Земной Шар, вся без остатка планета Земля. Как можно быстрее и глубже впитайте эту истину в детские сердца и мозги, чтобы это знание стало неистребимой верой и  бесспорным убеждением. Но следует помнить, что это только первый шаг на пути к оптимистическому будущему наших детей.
 
    Один мудрец сказал: главная обязанность каждого человека перед своими родителями – быть счастливым.  Родители, помогите вашему дитяти стать счастливым, или хотя бы не мешайте ему. Но вначале сами до конца поймите, что такое истинное человеческое счастье, и растолкуйте ему. 
      
    Для скептиков и сомневающихся несколько доказательств  того, что мы все - земляне.
 
1.Библейский Ной не был таксистом, он не развозил французов во Францию, англичан в Англию, китайцев в Китай и так далее; он всех обитателей ковчега в одном месте высадил на сушу и отпустил на все четыре стороны с единственным напутствием: плодитесь и размножайтесь. И все разбрелись, кто куда – осваивать планету; более того – в то время вообще еще не было ни китайцев, ни французов, ни англичан с турками, евреями, японцами и россиянами; все поголовно были просто землянами, и каждый из нас чисто случайно оказался русским или индийцем, а не евреем или испанцем; никто из нас не знает, на каком повороте, и по каким  причинам наши пращуры повернули свои стопы, и пришли туда, где мы – их нынешние потомки, теперь живем.
    Библейский Ной напрасно к своему напутствию не добавил: только не истребляйте друг друга. Уже вполне цивилизованные европейцы уничтожили, вырвали с корнем целые народы на  американских материках. Кто скажет, что этим самым не был нанесен огромный вред остальному человечеству – всем землянам?
   
2. Во времена переселения (расселения) землян не было никаких границ,  кроме естественных.  Границы придумали предводители племен, князья, цари, императоры, диктаторы, а люди уже их возводили, укрепляли и защищали, тем самым на долгие времена обрекая себя на жизнь в изолированных от остальной своей территории ограниченных участках, впоследствии названных государствами. И пришло время истребительных войн, истребления народов.  К тому времени племена землян уже исковеркали и забыли свой единый праязык и, окруженные частоколами границ, перестали понимать друг дружку. Тем не менее, границы во все времена были проницаемыми для тех землян, кто интуитивно чувствовал, что он прежде всего землянин, а потом уже итальянец, японец, русский или грек.
   
    Сейчас границы между странами и государствами рушат мирно радио, телевидение, интернет, кооперации ученых, деятелей искусств, промышленников, средства связи и коммуникаций, сотрудничество людей и организаций в различных сферах полезной деятельности. И  эти процессы необратимы. Недаром кое-где еще достаточно громкий национализм теряет свои позиции, а расизм уже осужден и преследуется современными законами. Тем не менее, процессу мирного и гуманного разрушения границ препятствуют те, для кого смерти подобно объединение всех землян для совместного созидания, для сохранения планеты,  для ее облагораживания и облагораживания нашей жизни.
 
3. Ученые упорно ищут и находят корни единого праязыка во всех современных языках и наречиях, доказывая этим, что когда-то человечество было единым и каждому его представителю принадлежал весь Земной Шар. Как знать, возможно, мы вернемся к нашему праязыку на переходе от предыстории к истории, дополнив его  только современными научными и техническими терминами – ведь многие из них уже давно стали нашими общими. Но это, если и случится, то случится еще очень не скоро. А может и не случиться вовсе.
 
4.Зачем мы, русские, немцы и все остальные, изучаем в школе животный и растительный мир Амазонки, тундру Чукотки и Аляски, джунгли Мадагаскара и Гималаи – неужели только для общей эрудиции, или для будущих военных действий? Вряд ли. Просто мы еще не забыли до конца, что все мы сначала земляне, а потом уже каждый из нас – русский землянин, японский землянин,  и так далее. А еще за тем, чтобы знать – если один регион планеты сейчас болен войной, то страдает вся планета, последствия этой войны скажутся в той или иной степени в регионах, далеких от места, где кипит война. Не говоря уже о том, что метастазы этой войны дойдут куда угодно. Даже к тем, у кого «моя хата с краю...».

    Остался без своей снеговой шапки Килиманждаро. А мы и не заметили. И нам не интересно, почему. Сейчас идет интенсивная вырубка леса в Карпатах. И никто не знает, как повлияют лысые Карпаты на окружающий мир не только на Украине. Выгорают огромные таежные площади в Сибири и в других регионах Земли. Чем это отрыгнется для всех нас, никто не знает. Здоровье планеты Земля в руках всех землян, а не только в их маленьких, окруживших себя кордонами и границами частиц. Если нам все равно, что творится за околицей нашего города или деревни, зачем нам эти знания про Амазонку, африканские джунгли и скандинавские фиорды? 
   
    Климатологи утверждают, что все идет по графику, не нами, землянами, составленному. Ой ли? А может быть, этот график сейчас корректируется с учетом нашей избыточной техногенной агрессии?
 
5. Единственное на планете Земля живое существо – человек, которое способно жить  во всех погодных и природных условиях планеты, без особых усилий приспосабливаясь и к полярной стуже, и к жару пустынь, к высокогорной нехватке воздуха, к тропическим ливням. Для чего это нам? Наверное,  для того, чтобы мы (каждый из нас) могли на все сто процентов использовать заложенные в нас природой или Богом возможности. Может быть, все наши способности мы используем всего лишь на 5 – 10 % только потому, что живем в загонах, окруженных частоколами государственных границ? Вспомните рыбок в маленьком аквариуме, и рыбок той же породы в огромном естественном водоеме.

6. И,  наверное, последнее. Если  человек создан по образу и подобию Божьему – значит он – творец. А что он сотворит в ограниченном чужой волей пространстве, подчиняясь отнюдь не законам природы и Господу Богу, а тем кумирам, которых творить нельзя?

    Из компании тех, кто дочитал до этих строк, уже слышу: космополит, мы это уже проходили.
    Нет, господа, это не космополитизм Александра Македонского, и не космополитизм современной «исключительной нации» (США), решившей, что весь мир принадлежит ей, и должен лежать у её ног, в противном случае – вообще не существовать. Богатство, красоту  и блеск мира обеспечивают неповторимые миры землян, образующих народы, которые обогащают планету своими суверенными знаниями, своим самобытным видением всего мира, своими национальными выдающимися личностями и достижениями. Гибель одной нации и народности навсегда обедняет планету. Кто знает, что мы – земляне, потеряли в результате уничтожения американских индейцев европейским англосаксами? Не стоит  удивляться свержению памятника Христофору Колумбу в США, открывшему Америку для европейцев, стерших с лица Земли целые племена американских землян.

    Здесь речь не о космополитизме, а об интернационализме, потребность в котором, как в движущем позитивном мировоззрении, возрастает ныне с каждым днём. Хотя бы для решения глобальных проблем, с которыми в одиночку не справится ни одна любая страна без взаимодействия с другими. Свежий пример – пандемия Covid-19. Некоторые сражаются с ней в одиночку – до последнего своего гражданина, лишь бы сохранить своё (и так уже потерянное) лицо. Интернационализм не отменяет патриотизма.

    К общеизвестной истине «хорошо там, где нас нет» стоит добавить «а когда мы туда приходим, там становится так же, как у нас, или ещё хуже».

    РАЗУМНЫЙ ОПТИМИЗМ внушает  человеку нести в большой мир всё лучшее, что есть на его Родине, а без патриотизма это просто невозможно.

    РАЗУМНЫЙ ОПТИМИЗМ базируется на простых истинах: в окружении несчастных счастливым не станешь. Для того, чтобы быть счастливым, нужно поделиться своим счастьем с несчастными. Это вовсе не означает, что нужно отдать часть своего (добытого трудом или награбленного) несчастному соседу. Достаточно помочь ему обрести счастье, чтобы исчезла зависть, или хотя бы стала белой. Не случайно богатая буржуазия окружает свои обиталища высокими стенами-заборами от глаз соседей даже внутри своего поселения. Она знает -  быть счастливым за счет окружающих несчастных опасно.
   
    Это относится и к странам. Процветающей изолированной от всех  стране, равнодушной к своим бедным и неухоженным соседкам без укрепленных кордонов – границ, не обойтись.
    Патриотизм и интернационализм друг друга не исключают, в отличие от космополитизма и национализма. Космополиту не продать родины – про неё он давно и окончательно забыл, приспосабливается, как может, на чужих околицах, а националист делает окружающий мир враждебным, иначе теряет почву под собой и остается «не у дел».
      
    Основное условие обретения РАЗУМНОГО ОПТИМИЗМА – «Не сотвори кумира». Ни из себя, ни из кого бы то ни было.
      
    Я обращаюсь ко всем: не творите из себя кумиров для своих чад – они, как и вы, созданы по образу и подобию Божьему, не творите их по своему подобию и образу, не отнимайте у них их собственное «Я» (вам все равно это не удастся), свободу и возможность жить так, как им предназначено, как они хотят сами. Самая большая ошибка человечества в том, что на всем протяжении нашего развития мы творили своих детей по собственному образу и подобию, внушали им тем или иным способом – делай, как я, делай то, что я тебе велю. В результате мы получили бесконечно длящуюся и до сих пор не разрешенную проблему - "ОТЦЫ И ДЕТИ".
               
                2. РАЗУМНЫЙ ОПТИМИЗМ

    Мамины слова останутся словами, если не знаешь, как, имея подаренный тебе Земной Шар, обладать им. Всем известно: владеть - это еще не значит обладать. Обрести это знание поможет теория РАЗУМНОГО ОПТИМИЗМА. 
    Наша жизнь - движение в узком коридоре между бесчисленными "нельзя" и "можно", и в преодолении всевозможных препятствий, постоянно возводимых самими нами, а чаще – теми, кто присвоил себе право на это, независимо от нашего согласия или несогласия.

    Чего  нам  не хватает для того, чтобы  не выглядеть, а быть всегда такими, какими нас создали Господь Бог или Природа?  РАЗУМНОГО ОПТИМИЗМА, неотъемлемой принадлежности человеческого сознания и его бытия.

    Разумный ОПТИМИЗМ – это мироощущение свободного человека, осознавшего свою силу, свой разум и предназначение, чтобы созидать и не покушаться на свободу других, самодостаточность, чтобы минимально зависеть от кого бы то ни было и от чего бы то ни было,  чтобы  жить в полной гармонии с окружающим миром, и свою неповторимость, чтобы беречь себя и отдавать свое "Я" всему миру. Неповторимость каждого из нас – великое благо для всех остальных нас.

    РАЗУМНЫЙ ОПТИМИЗМ индивидуален, у каждого он свой, личный. В то же время, его нельзя обрести без общения со средой, в которой проходит наша жизнь, с людьми, которые так или иначе участвуют в нашей жизни  Коллективный  оптимизм, если сложен из РАЗУМНЫХ ОПТИМИЗМОВ членов этого коллектива, способен  горы своротить. Правда, разумный оптимизм никогда не станет сворачивать горы. Даже за очень большие деньги,даже за американские.
 
    РАЗУМНЫЙ ОПТИМИЗМ – это противовес оптимизму неразумному, рожденному не внутри собственного  сознания, а полученному извне, «приемному» - от временных кумиров (а кумиры все временные: сегодня кумир, а завтра - голова на плахе). Недаром Библия говорит – "не сотвори кумира".
    РАЗУМНЫЙ ОПТИМИЗМ неиссякаем, в отличие от оптимизма внушаемого, сообщенного с трибун пламенными "громкоговорителями".

    РАЗУМНЫЙ ОПТИМИЗМ понимает, что единственная свободная, ни от чего не зависящая, полностью суверенная сущность – время. Время нельзя повернуть вспять, нельзя остановить, оно не поддается никакому воздействию, никакому влиянию извне. Его только научили измерять -  для определения длительности процессов и событий, длительности нашего пребывания на этом свете, длительности наших физических и душевных состояний.
   
    Наконец, РАЗУМНЫЙ ОПТИМИЗМ – антипод пессимизма, морально сковывающего человека и даже целое общество, психологически лишающего способности сопротивления внешним негативным воздействиям, превращающего  человека - творца в немощного страдальца, вначале неприкаянного, а затем – в окаянного.

    Риск. РАЗУМНЫЙ ОПТИМИЗМ полностью его не отвергает, но рекомендует рисковать, если есть понимание – чем рискуешь, и во имя чего рискуешь, или, если  нет иного выхода, рисковать разрешает только самим собой, и ни кем больше.
 
    РАЗУМНЫЙ ОПТИМИЗМ – это не сегодняшняя выдумка. Он известен давно, и давно сформулирован. И в  русской поговорке: «На Бога надейся, а сам не плошай». Стоит к этому добавить: надейся только на Бога.
 
    РАЗУМНЫМ ОПТИМИЗМОМ не отвергаются  ни атеизм, ни религиозное мировоззрение. При этом десять библейских заповедей вписываются в его программу органически.
    Везение. В применении к Разумному оптимизму – это интуитивное чувство верно выбранной тропы, верного направления на пути к цели. Везение – только помощник.
 
    РАЗУМНЫЙ ОПТИМИЗМ умеет защищаться. Присущий ему пацифизм имеет пределы. И у него много уровней защиты от внешних воздействий. Самый  первый – знание того, что «мысль изреченная есть ложь». Одни лгут целенаправленно, другие – из-за неумения сформулировать словами внезапно вонзившуюся в голову мысль, третьи - по причине  банального косноязычия; есть и четвертые, и пятые. 

    Когда генсек Н.С. Хрущев объявил своё знаменитое: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», он сам себе верил и сам себе лгал. Думал только о материальной базе коммунизма, которую запланировали построить к 80-м годам двадцатого столетия, и не больше,  а пообещал  народу к этому времени  уже готовый коммунизм. Нормальные оптимисты восприняли эту оговорку вождя с юмором и проявили снисхождение. А  ближайшие соратники этого ему не простили, и напомнили, когда уводили на пенсию.

    Внушаемый извне оптимизм чаще всего бывает ложным, внушается с определенной целью, не всегда достойной.
      
    Если пересмотреть все "нельзя" и "можно", "должно" и "запрещено" с точки зрения РАЗУМНОГО ОПТИМИЗМА, то окажется, что из всех бесчисленных "нельзя" многое можно, а свои долги мы копим сами, и сами за них расплачиваемся, а больше никаких долгов у нас быть не может. И, наоборот – из всего того, что сейчас можно, многое  нельзя.
    Озвученный в 90-е годы принцип: «Разрешено всё, что не запрещено», легитимен в том случае, если уголовный и все остальные кодексы в полной гармонии с так называемыми неписанными  законами общества. И большинство этих законов продиктованы РАЗУМНЫМ ОПТИМИЗМОМ религий и организацией совместной жизни огромных людских масс.
 
    Считается, что человек использует свои физические и умственные способности, данные ему природой, всего на 5-10%. А сколько процентов  времени своего пребывания на белом  свете он тратит с пользой для себя и для остальных землян? Сколько своего времени – минут, часов, дней, лет своей жизни он живет, а сколько исключает из своей жизни,  просто выбрасывает, убивает?

    Наша жизнь отмерена песочными часами. В момент нашего появления на этом свете наши часы переворачиваются, и песок из верхней колбы начинает просыпаться в нижнюю. Его количество точно отмерено. Чем бы мы ни занимались, песок сыплется, наше время течет, количество песчинок – мгновений, минут, лет в верхней колбе уменьшается. И их не пересыпать назад. Когда-то просыплется последняя песчинка.

    Один советский ученый посчитал свое личное время, рассортировал свои минуты и часы на живые и убитые. Убитые он назвал отбросами времени. Своего времени, времени своей жизни. Его выводы были, скорее всего, неутешительными.
    И он полностью исключил свои отбросы времени до минимума, оставил только те, которые в нашей реальной жизни исключить невозможно по техническим и иным причинам. И наполнил свою жизнь «до краев» всем тем,что делает ее драгоценной. 
   
    РАЗУМНЫЙ ОПТИМИЗМ пересматривает многие установки, навязанные нам извне без нашего согласия, освобождает человека от многих псевдо-обязанностей, от всего того, что сковывает нас по рукам и ногам, не давая нам возможности раскрыть и проявить практически вложенную в каждого из нас глубинную сущность, проявить себя, и использовать свое невозвратное время не на пять-десять процентов, а на все сто, отпущенных нам Богом, природой и предками.

    Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы,  чтобы не жег позор за мелкое и подленькое прошлое. Я бы заменил в этой фразе «позор» на «стыд». Позор – это внешнее воздействие, его можно игнорировать в зависимости от того, от кого оно исходит. А вот стыд -  это внутреннее чувство, от него не избавишься без насилия над собственной совестью.
    Как бы ни относились люди к автору этих строк, написанных давно – в первой половине ХХ века, но кто скажет, что он не прав? Это, если хотите, кредо РАЗУМНОГО ОПТИМИЗМА.

    Наши бабушки и дедушки тоннами глотают таблетки от болезней и недомоганий. Сколько таблеток из этих тонн они глотают именно потому, что им «мучительно больно...», что не дает им покоя своя совесть, когда-то упрятанная в темные закоулки сознания, полузадушенная, а теперь вышедшая на свободу?  Индийские  йоги утверждают, например, что ложь вызывает  болезнь печени. Наука этого не отрицает.

    Винить бабушек и дедушек в данном случае, и говорить им «так вам и надо» ни в коем случае нельзя. Часто путают вину с бедой, а они – вина и беда,  часто  бывают вместе. Иногда беда родит вину, а иногда – вина беду. Беда многих в том, что они не слышали и не знали ничего о РАЗУМНОМ ОПТИМИЗМЕ.
    Стало общеупотребительным  самооправдание: «время такое». РАЗУМНЫЙ ОПТИМИЗМ дает человеку возможность не только не терять себя в «такое время», но даже само время сделать не «таким».

    Одной из причин падения СССР стало подавление «руководящей и направляющей силой», даже малейших ростков РАЗУМНОГО  оптимизма у советских людей. Эта «сила» присвоила себе право единолично распоряжаться их жизнью, стремлениями, судьбами и даже мечтами, и взамен первоначального оптимизма породила всеобщий пессимизм народа, не позволивший ему отстоять свою страну во время её уничтожения. Народ остался, а страны нет.
 
    В ХIХ столетии появилась теория РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА, согласно которой человек творит добро другим людям исключительно для своего морального удовлетворения (удовольствия). Эту теорию еще никто не опроверг. РАЗУМНЫЙ ОПТИМИЗМ ее полностью поглощает.
    Если делаете какое-то дело – делайте его, по крайней мере, хорошо. Это сказала одна мудрая дама в конце прошлого  ХХ столетия. Возразить нечего. Удовлетворение от совершенного дела мы получаем только тогда, когда оно сделано действительно хорошо.

    РАЗУМНЫЙ ОПТИМИЗМ – это посох,  который помогает страннику осилить путь длиной в жизнь. Многое из того, о чем будет речь, покажется некоторым наивным и банальным; авторитарные,  облаченные  властью лица и группы лиц встретят сказанное здесь в штыки. Но я знаю - есть у меня  и единомышленники.
    
    Сейчас, в ХХI веке, время летит гораздо быстрее, чем в  прошлые  тысячелетия. А  сделать нам сейчас за время пребывания на этом свете нужно гораздо больше, чем нашим отдаленным предкам. РАЗУМНЫЙ ОПТИМИЗМ помогает успеть сделать много дел на этом свете, более того – он позволяет продлить саму жизнь человеческую, чтобы успеть сделать как можно больше.
               
                3.ОТЦЫ И ДЕТИ

    Объявить своему ребенку об этом бесценном подарке и забыть – мало, почти ничего. Один мудрый человек сказал: главная обязанность человека  перед своими родителями – быть счастливым. Эта несомненная истина нуждается в дополнении: главная обязанность родителей пред своим чадом – помочь ему стать счастливым. Научить человека обладать подарком, который вы ему подарили.
    
    Как помочь?
    Никто не будет возражать, что все дети одаренные. Ни один родитель не скажет, что он не любит свое чадо. А что такое любить? Любить – значит изучать. Глубоко и постоянно. Открывать тайны того мира, который ты любишь. Мир ребенка такой же необъятный и многогранный, как и мир взрослого человека. Только он еще глубоко спрятан, и открывается каждый день по крупицам, вбирая в себя все пространство вокруг и одновременно заполняя собой окружающий мир. Сегодня  маленький растущий человек не такой, каким был вчера. А завтра будет не таким, как сегодня. Нельзя  пропустить эти перемены.
 
    Только что родившийся человек – драгоценный камень, только не ограненный. И отличается от камня тем, что сегодня он – сапфир, а завтра – изумруд, а послезавтра он может стать любым другим. Его, в отличие от всех драгоценных, полудрагоценных и иных камней, нельзя огранить, не повредив его сущность. И он сам ограняется. Задача гранильщика  - максимально точно выявить истинную природу этого драгоценного кристалла.
    
    Впрочем, кроме банальностей, ничего не смогу посоветовать. Следует только твердо усвоить: труд воспитания человека – самый трудный, потому что самый творческий. А настоящего творчества без мук не бывает. Но эти муки – сладкие. Помните выражение - сладкая каторга? Она сладкая, когда в конце приносит удовлетворение от созданного на этой «каторге». Тогда после короткого отдыха хочется еще и еще – этой «каторги».
    Был военный летчик, который не мог «доваляться» на морском пляже до конца своего отпуска. Едва выдерживал две недели, а потом убегал – в небо.
    И еще, что самое необходимое  в любом творчестве - терпение сердца, а при воспитании ребенка особенно.

    Каждый маленький человек развивается всесторонне сам, но часто «не туда», если ему в этом не помогают, или не так помогают  взрослые. Он вынужден адаптироваться в том мире, куда его пригласили вовсе без его согласия. И он адаптируется. Независимо от того, какой вокруг него этот самый мир – враждебный или доброжелательный. 
   
    Мир (люди) вкруг нас – всегда одинаков, и постоянно изменчив. Он может быть добрым, равнодушным и враждебным (это самая грубая шкала) – в зависимости от нашего к нему отношения. Чаще всего он добрый – добрых людей значительно больше на Земле, чем остальных, иначе всех нас было бы очень мало, или не стало бы совсем. Доброта в нас заложена тем социальным проектом «планета Земля», который  определил ее и взаимопомощь главным  условием существования человечества.

    Равнодушным мир по отношению к нам бывает тогда, когда мы ему – миру неинтересны, не знакомы. Поинтересуйтесь миром вокруг вас, вникните, хотя бы поверхностно, в его проблемы, попытайтесь поучаствовать в их решении, станьте хоть на немного нужными ему, и мир вами сразу заинтересуется, перестанет быть равнодушным. Вы сразу ощутите и сочувствие, и понимание, и уважение. 
   
    А враждебным спокойный и уравновешенный мир мы делаем часто  сами, когда твердо убеждены, что он враждебен. Враждебность – это реакция на все наши действия, вызванные этим убеждением, а они  - наши действия, не могут быть ни доброжелательными, ни равнодушными по отношению к даже мнимо враждебному миру. 

    Проблема отцов и детей была всегда и всегда будет. Иногда она вырастает до масштаба войны – когда происходит резкая смена времен, разбрасывающая детей и родителей, братьев и сестер, внуков и дедов, по разные стороны явных и мнимых баррикад. Но это – когда наступает форс-мажор. В обычной жизни отцы и дети стремятся к достижению компромиссов. Главное, что требуется понять каждому родителю: наше чадо никогда не станет нашим образом и подобием, даже при внешнем сходстве. И не надо стараться  заставлять  его становиться им. Отпустите его, дайте ему свободу выбора. Предварительно научите его твердо стоять на собственных ногах.

    Отец Чарльза Дарвина мечтал, чтобы его сын стал священником. Более того – он уже назначил ему путь к этому сану. А Чарльз не хотел. Он, видимо, интуитивно чувствовал себя ЗЕМЛЯНИНОМ, и, когда ему предложили участие в экспедиции на «Бигле», не раздумывая, принял его.
    Но отец этому воспротивился – оно не входило в   е г о  собственные планы. До войны типа «Отцы и дети» не дошло. Предотвратил её РАЗУМНЫЙ ОПТИМИЗМ. Не принимая во внимание доводы сына, отец принял «соломоново» решение – пообещал сыну отпустить его, если необходимость этого ему докажет уважаемый и авторитетный человек. Такой человек нашелся – дядя Чарльза,родной брат его отца. И Чарльз уплыл на «Бигле».
   
    А мы потом от него узнали, что произошли все, как один, от обезьяны. Если бы не он, кто-нибудь другой нас бы порадовал этим известием. Но учения «Дарвинизм» не было бы точно, если бы «Бигль» уплыл без Чарльза Дарвина. Не творите детей своих по собственному образу и подобию, и тем более, по образу, созданному вашим,  не всегда здоровым воображением.
   
    Все лучшее – детям. Этот принцип неоспорим. И чем больше этого лучшего, тем лучше. Только требует уточнения, как далеко или широко распространяется это лучшее. И сколько этого лучшего на самом деле требуется детям. А еще очень важно определить – что лучшее, что так себе, а что худое. И, конечно, большое значение имеет то, каким путём это лучшее добыто.

    Во всем лучшем, что необходимо детям, чтобы они стали счастливыми, самым главным представляется образование. Во-первых – самое лучшее, а во-вторых – сколько «влезет». По принципу: от каждого по способности, каждому – по потребности. Начиная с детского сада и...на всю жизнь. Это  становится жизненно необходимым, если мы хотим, чтобы уцелела наша планета и мы на ней.
   
    Вызывает тревогу, что «аттестат зрелости» - документ, свидетельствующий о наступившей зрелости человека, получают те, о ком говорят и родители, и выпустившие  их из школы учителя, и даже принявшие их же в ВУЗ преподаватели: «что вы хотите, они же еще дети!». Семнадцатилетние юноши и девушки, которые в некоторых вопросах разбираются лучше, чем их родители – еще дети.
    Инфантильность – так  называется результат чрезмерного потребления «всего лучшего» без вложенного в его добычу собственного труда, более того, без знания, откуда и каким трудом оно добыто.

    Двадцатилетний парень гвардейского роста и телосложения плакался в жилетку другому, что его мама и папа умерли и ничего ему, единственному сыну, не оставили, кроме...собственного дома. И что ему теперь делать, как быть, он не знает. И в суд подать на них нет возможности.   
   
    Сейчас начал входить в систему обучения и образования элемент, о котором раньше никто не думал и которым никто не занимался – развитие одаренности. Еще в детском саду педагоги с помощью определенных средств и методик принуждают (в самом хорошем смысле этого слова) детей применить свою одаренность для создания из подручных средств  копий-моделей реально существующих объектов. При этом, прежде чем начать создавать копию какого-нибудь объекта, детям показывают этот объект в его натуральном виде, рассказывают его историю и географию, для чего он создан и существовал, или существует ныне.

    А потом у человечка, собравшего конструкцию, еще и спрашивают, для чего нужна в этой конструкции та или иная деталь, тот или иной узел. Мало того, что его учат применять математику при сборке (он должен по чертежу-картинке определить, сколько нужно первичных элементов-кирпичиков для полной сборки, и выбрать их все из «склада»), но он еще должен ответить на кучу вопросов, которые ему зададут после завершения работы.

    В программу развития одаренности входит и воспитание умения работать в команде. Когда каждый член команды вносит в общий результат свой индивидуальный вклад, частичку своего неповторимого «я», все остальные члены команды проникаются сознанием нужности этого человека в своей команде. Одним из эффектов программы обнаружилось развитие целеустремленности у этих, еще маленьких, людей. Отмечено также, что ребята после года такой «обработки» становятся по уровню эрудиции  и мышлению (анализ и синтез) старше своих сверстников, лишенных этой возможности. Они, конечно, остаются сорванцами, не прочь пошалить, но быстрее переключаются на серьезные дела, поскольку все созданы по образу и подобию Божьему, а это значит – все они – творцы по своей природе, их не нужно принуждать к творению.
   
    Эту программу в той или иной модификации необходимо продолжать и дальше – в школе. Дальше школьнику будет легче выбрать из огромной массы занятий то единственное, что потом будет его делом, его жизнью, найти свое призвание.
   
    Первое, что должны сделать педагоги – научить человека  учиться. Чтобы учеба была не каторжным непосильным трудом, или скучным времяпрепровождением, а интересным занятием, подобным хобби. Научившись учиться, человек будет учиться всю свою жизнь. Это  проверено. К сожалению, этому почему-то не учат. В этом смысле мы все – самоучки.

    Девочка-отличница без всяких проблем после школы поступила в престижный технический вуз на престижную специальность. Её предупреждали: в этом вузе преподаватели – «звери беспощадные», программы – не все студенты выдерживают. Девочка не испугалась. А к концу первого семестра пожаловалась дома:
   - Я уже не могу.
   Отец, сам прошедший когда-то эти «муки», спокойно ответил:
   - Значит, бросай, тебя предупреждали.
   - Да ты что, папа?!- с возмущением возопила дочь.
     Тогда папа ей посоветовал не хныкать, не падать духом, а присмотреться к лидерам в своей группе, постараться  понять, как они  успевают -   сдавать все зачеты, коллоквиумы,  рефераты,  и не пропускать студенческие  «тусовки».  А еще лучше – подружиться с лидером.  Не  для эксплуатации, а для заимствования опыта.
    
    Студентка послушалась, нашла в группе подружку, которая «левой ногой» справлялась со всеми заданиями, сблизилась с ней. А потом они организовали своеобразный тандем: одну и ту же зачетную работу они делили на две части, первую выполняла одна, вторую – её коллега. А потом обменивались и прорабатывали полученный готовый вариант. В итоге времени на эти работы стали тратить значительно меньше. А когда стали понимать друг дружку с полуслова (в результате постоянного тесного общения), учеба превратилась в простой труд без страха и сопутствующих ему стрессов. Отпала необходимость писать на коленках и ладошках шпаргалки.

    Обе закончили ВУЗ с отличием, а девочка, о которой речь, устроилась на работу в фирму, где требовалось, кроме других, глубокое знание английского и немецкого языка. Она освоила логистику, и целыми днями по телефону и скайпу переговаривалась со всей Европой, минимизировала транспортные расходы на движение товаров «туда-сюда».

    За три года работы в этой фирме девочка объездила многие европейские страны, не на отдых, а «по работе». Интернет – отличное средство связи, но реального (не виртуального) общения никогда не заменит. Она побывала в Словении, Хорватии. Германии, Венеции – по приглашению фирм-изготовителей продукции, которую она «завозила» в свою страну. В Испании участвовала в празднике, который называется «томатина», когда развесёлые дяди, тёти и дети забрасывают друг дружку спелыми красными помидорами. А в Германию (во второй раз) её пригласили на чемпионат мира  по футболу  - на матч с участием  сборной её страны.
 
    А когда она целую неделю провела в Южной Корее по приглашению фирмы Samsung, поверила, что мама ей таки подарила Земной Шар. И уже потом она с мужем и детьми катались на лыжах в Швеции, загорали на пляже Андорры, Турции, бродили по Парижу, Копенгагену, дважды побывали в гостях у дальних родственников в Германии.
    А когда возвращалась домой, на вопрос: как там? отвечала -  в гостях хорошо, а дома лучше.
     Те, кто очень хотят научиться, сами учатся этому делу – учебе. У многих получается. Другие – сдаются. В науке учиться нуждается каждый из нас.   

     Классик русской литературы устами своего героя высказал мысль, что  каждый человек сам себя воспитывать должен. Только нужно его этому научить. Научите. Дальше он будут с удовольствием учиться сам. Чтобы научиться  по праву землянина обладать всем, что есть на планете. И сам себя правильно воспитывать в современных условиях, напичканных таким количеством  всяческих «-измов», что выбрать верный жизненный ориентир становится все труднее.
               
                4. ПЛАНЕТА НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ

    РАЗУМНЫЙ ОПТИМИЗМ помогает каждому человеку определить и выбрать приоритеты: что достойно его внимания и труда, а на что не следует тратить время своей не бесконечной жизни. Капиталистический либерализм прямо и косвенно внушает всем, что главный и основной смысл жизни каждого человека – потребление, удовлетворение своих реальных и мнимых потребностей во всех сферах существования.
 
    Для капитализма жизненно важным является рост уровня потребления, или хотя бы, не снижение этого уровня. Объемом  национального ВВП измеряется экономика каждого государства. И никто не задумывается, чем материальным наполнен этот ВВП. А он в так называемых развитых странах наполнен огромным количеством лишних, ненужных вещей, без которых человек – потребитель, может спокойно обойтись. Он не гнушается даже производством смертоносных «вещей» Оглянитесь вокруг, и вы увидите, сколько бесполезных предметов вас окружает, без чего вы могли бы спокойно обойтись, если бы не стадный инстинкт и соображения ложного понимания статуса и престижа.

    В качестве справки. Пять лет российские сапёры освобождают Сирийскую землю от смертоносных вещей. За это время обнаружено и обезврежено более ста пяти тысяч мин. В это число не входят другие, не менее смертоносные предметы, произведенные и разбросанные по городам и селениям Сирии. А сколько их ещё лежит в земле Донбасса – вокруг ДНР и ЛНР -  в так называемой «серой зоне», необитаемой, потому что опасной – неизвестно никому. Украинские «миноносцы» их кладут, не считая.

    Эти ненужные предметы, и другие смертоносные изделия производят в огромных количествах люди, за свой, между прочим, счёт. Производство смертоносных средств – ненужное занятие на планете Земля. При этом часть землян с удовольствием и даже с охотой занимается этим, а другая вынуждена предаваться этому занятию – для собственной защиты.      
    Либеральная рыночная экономика превратила Земной Шар  в планету ненужных вещей.
    Но либеральная экономика не в состоянии обеспечить потребности всего человечества в ненужных вещах.

    Одна дама впала в такой пессимизм, хоть топись, когда узнала, что её бывший то ли супруг, то ли кто ещё, оставил её, и в качестве компенсации назначил ей содержание – всего...три миллиона российских рублей в месяц. Умножим  на 12 месяцев, получим 36 миллионов. Но этого ей мало. Как она рыдала навзрыд!:
    - Ну как я проживу месяц на эти три миллиона?!
Она живет одна, у неё нет папы и мамы, которым нужно помогать, нет детей, нет братьев и сестёр, нуждающихся в её помощи.
    Рыдающая дама не знает, сколько землян на собственной планете живут впроголодь, а сколько их умирает от голода в то самое время, когда она рыдает.
 
    На земном шаре сегодня живет 7,8 миллиардов человек. Сможет ли вся планета Земля содержать на таком уровне всех её обитателей? Однозначно нет. Об этом хорошо знают те, которые на всех перекрестках кричат: «Обогащайтесь!». Чтобы потреблять, чтобы вращалось колесо, движущее капитализм в его современных формах.
     Альтернатива – потребление с позиции РАЗУМНОГО  ОПТИМИЗМА, который препятствует наступлению того, что называется пресыщением, потребляет только полезное, и в количестве, ограниченном здоровым образом жизни – телесной и духовной.

    В соц. сетях промелькнуло сообщение: спускающийся лифт с пассажирами в престижной многоэтажке содрогнулся от хохота пассажиров, услышавших, что Президент своим указом сделал всем российским малышам в возрасте до семи лет включительно новогодний подарок – по пять тысяч рублей на каждого ребенка. Пассажиры хохотали от неразумного эгоизма. Ни у кого из них, привыкших по пять тысяч рублей давать на чай «человеку» в трактире, не возникла мысль передать эти пять тысяч, если их чада гнушаются этой «мелочью», детям в детские приюты, детдомовским сиротам, «домашним» детям, родители которых влачат вместе с ними жалкое существование за чертой бедности.
   
     Только сразу скажу – не дождётесь. Пять тысяч чаевых – это «статусные» расходы, предусмотренные бюджетом «хохотушек» и «хохотунов». К тому же, они всё время существуют в шаге от пессимизма, поскольку постоянно находятся в зоне риска – потери дохода , как шоу-бизнес при ограничениях из-за пандемии коронавируса. А благотворительность у них – как налог на добавленную стоимость. Занимаются ею не от доброты души, а потому что вынуждены.
      
    Производители ненужных вещей вынуждены поддерживать уровень спроса на свою продукцию, чем они и озабочены постоянно. А средств на это у них достаточно: выпуск товаров одноразового или краткосрочного пользования, реклама (затраты на неё вы оплачиваете, приобретая разрекламированный товар), красочная (и не дешевая) упаковка ненужной вещи, индустрия моды, которая предписывает вам, что носить в этом сезоне, а что в следующем, и что можно просто выбросить – оно вернется в моду через несколько лет, но к носке будет уже непригодно.

    Для того, чтобы понять, сколько ненужных вещей у нас и вокруг нас, достаточно посмотреть на свалки всевозможных отходов за городами и поселками. Мусороперерабатывающие заводы «вошли в моду» гораздо позже на постсоветском пространстве, чем в либеральном европейском «раю». И не потому, что европейцы раньше стали быть озабоченными экологическими проблемами. Просто они гораздо раньше организовали рыночную экономику, которая наводнила пространство огромной массой ненужных вещей, и породила потребность в утилизации и нейтрализации отходов, или их вторичной переработки.
      
    Оптимизация личного потребления – проблема, которую решает РАЗУМНЫЙ  оптимизм. И чем больше разумных оптимистов, тем меньше природных ресурсов расходуется на производство ненужных вещей, на организацию и проведение ненужных зрелищ (здесь свирепствует шоу-бизнес, а он поставляет именно не всегда нужное зрелище, которое идут посмотреть под звуки песенок- пустышек).
   
    Разумный оптимизм перераспределяет средства – высвобождает их из сферы неразумного потребления в сферу полезного. Тогда этих средств  хватит на всех, наша планета пока ещё богата.
    Но для этого требуется организация государственной ВЛАСТИ  на принципах РАЗУМНОГО ОПТИМИЗМА, а это  -  народовластие. Только оно ему не вредит, а наоборот, служит основой и прочной базой разумный оптимизм.
   
    Тема народовластия и современных демократий требует отдельного обсуждения, и будет предложена  под грифом «Мы и власть». Здесь только хочу сказать: Россия открыта для установления народовластия, и уже делает первые шаги на пути  к нему. Именно это и беспокоит либерально-демократический Запад, да так, что он, кажется, готов на всё, чтобы этого не случилось.