Суть изобретения и нюансы. Часть 2

Кларита Арта
В первой части тему "Суть изобретения и нюансы" я рассмотрела в общих чертах. В последующих частях раскрою тему подробнее.

Изобретение новой октавы 8/16 в заявке на изобретение рассматривается в системе, как целое, внутри которого есть согласованность всех его составляющих. Если нет этой согласованности, нет и изобретения, его качественного признака, выражающегося словосочетанием "музыкальная соразмерность". Изобретение характеризуется также словом "простота". Простота - это НОРМА, отсутствие лишнего и присутствие необходимого. Необходимое проявляет себя не только в общем, но и в частном, деталях, нюансах. Простоту или норму необходимо было не только обозначить, но и объяснить, представить экспертам в доказательной форме. Именно, "Математическое доказательство", переданное в Роспатент 22.04.2019 свидетельствует об истинности предложенного способа.

Поскольку в изобретении заявлен способ модификации универсальной октавы фортепиано, невозможно было автору представить изобретение не на способ, а как конкретное устройство. Способ – шире, предполагает универсальный взгляд и по нему могут создаваться экспериментально конкретные формы реализации. Такие формы могут просуществовать какой-то период, отсеяться, поменяться и т.д. А способ останется единственно возможным. Конкретное устройство, предложенное мною, стало бы сужением задачи, её усечённым, «кастрированным» решением. Уровень изобретения, его масштаб и в целом назначение новой универсальной октавы не вписывается в узкие рамки авторского устройства. Общая задача и её конкретные воплощения – это разные стадии реализации изобретения.

Впервые в истории мною был предложен СПОСОБ модификации исторически сложившейся музыкальной единицы, предложена универсальная октава следующего уровня. Эта октава, логически рассуждая, тоже может быть принята музыкальным миром на долгий исторический период. По этой причине в изобретении надо было дать определённую свободу для ряда конкретных решений по выбору акустических значений для нот звукорядов широкого круга музыкальных инструментов с фиксированным звуком (дискретными значениями нот в звукорядах РТС). Нельзя было, предлагая модифицированную октаву на долгий исторический период, ограничить выбор каким-то конкретным значением нот без учёта мнения музыкантов и производителей музыкальных инструментов. Мною было лишь предложено одно из возможных вариантов реализации октавы (значение для отправной ноты до первой октавы – 256 Гц).

Никто в мире до сегодняшнего дня не смог предложить новую универсальную октаву, были лишь предложения «слепого» поиска количества нот в октаве. Но музыкальному миру нужен не случайный перебор количества нот более 12-ти, а аргументированный, доказанный способ создания новой универсальной октавы с новой музыкальной соразмерностью как следующий исторический шаг создания модифицированной музыкальной единицы.

Строй И.С.Баха был несовершенным, но для своего времени достаточно прогрессивным. За основу я беру не строй Баха, а классическую современную универсальную октаву фортепиано (фортепианного типа). Звукоряд фортепиано имеет равномерную темперацию (РТС). К ней тоже у музыкантов есть претензии. Я предложила новое количество нот в модифицированной октаве, что даёт в результате новую полноту октавы и улучшенный РТС.

Октава фортепиано как музыкальная единица (цикл) является повторяющейся часть в звукоряде инструмента. Простым образом объясню как модифицируется октава фортепиано.

Чтобы не запутаться в понимании материала, необходимо прежде всего дать объяснение терминов.
Одно и тоже слово «октава» обозначает в системе фортепиано два понятия:
– октава как набор нот
Это всем известные 7 основных нот (до ре ми фа соль ля си). Есть ещё 5 нот (чёрные клавиши), всего в октаве 12 нот. Седьмая основная нота си (белая клавиша) в общем количестве нот октавы будет по счёту двенадцатой.
– октава как музыкальный интервал 1:2
Это «священная корова музыки» – основной консонантный интервал. Слово «октава» в переводе с лат. означает «восьмая». Священную корову музыки фортепиано надо рассматривать в хроматическом ряду, в котором она имеет 13 ступеней (до1 – до2).

В модифицированной системе я разделила понятия: для набора нот остаётся термин «октава» (как у фортепиано), а музыкальный интервал 1:2 назван условным названием «лактава». Модифицируется октава фортепиано в двух случаях: как набор нот и как музыкальный интервал.
 
Октава в модифицированной системе в первом ряду имеет 8 нот, во втором ряду имеет тоже 8 нот. В хроматическом ряду октава имеет 16 нот. Восьмая основная нота йо (условное название) является в первом ряду последней нотой (8-ой). Нота йо# во втором и хроматическом рядах является последней нотой (16-ой). Лактава в первом ряду имеет 9 ступеней, в хроматическом ряду имеет 17 ступеней. 9-ая ступень и 17-ая ступень – это нота до2.

Как конкретно осуществляется модификация? Прежде всего берётся количество основных нот октавы. Их 7. К этому количеству добавляется ещё одна нота (7 + 1 = 8). Во втором ряду ноты удваиваются (8 х 2 = 16).
Затем надо рассмотреть модификацию октавы фортепиано как музыкального интервала 1:2. Модифицируется октава из 13 нот с получением лактавы в 17 нот (1 + 15 + 1 = 17).

Отправной или камертонной нотой можно назначить любую ноту. Когда-то исторически октава начиналась с ноты ля и она была отправной, камертонной. Сейчас принято начинать октаву с ноты до и по этой причине логично было сделать её в новой октаве отправной, камертонной.
Камертонная нота это такая же нота, как и все остальные ноты звукоряда. Как и все ноты в звукорядах с фиксированным звуком, она имеет своё специфическое звучание (акустическое значение в герцах). С отправной ноты начинают построение звукоряда и настройку инструментов.

На стадии создания инструментов я предложила производителям отправной нотой сделать ноту до1 строго по предложенному способу. Её значение, выбранное производителем, подставить в формулу для вычисления значений всех остальных нот звукоряда. Это и есть главное назначение камертонной ноты на стадии производства. Мастерам-настройщикам будет легче настраивать инструменты с новой октавой: октава и звукоряд имеют симметрию.

Главное – это порядок в рассмотрении заявки. Надо начинать не со значений нот в герцах в модифицированной октаве, а разобраться с их количеством (количественный аспект) и тоном/полутоном (качественный аспект, выраженный в условно-музыкальных единицах), а потом уже насыщать ноты звуком на стадии производства музыкальных инструментов по предложенному автором СПОСОБУ с помощью использования известных, выведенных физиками, формул. СПОСОБ не может быть изменён, а конкретных его воплощений может быть несколько (зависят от конкретного выбора акустического значения одной из нот, для новой октавы – ноты до1). Воплощение изобретения – это стадия производства у конкретного производителя музыкальных инструментов. И производителей может быть несколько.

На количественный и тоновый аспекты я обращала главное внимание в описании заявки. Это в основном и было необходимо указать для СПОСОБА. В основу объяснений легла десятичная система счисления, как основа счёта и принятая повсеместно. ДСС имеет 10 цифр от нуля до 9 (0123456789). Классическая октава имеет 7 основных нот, в музыкальном интервале «октава» имеется у фортепиано 8 нот. В модифицированной октаве получается 8 нот (7 + 1 = 8), а в музыкальном интервале «лактава» (условное название) получается 9 нот (8 + 1 = 9). Таким образом, автор «задействовала» полный модуль десятичной системы счисления, который имеет 10 цифр (ноль, естественно, учитывать не надо) и получила полноту у модифицированной октавы.

Рассмотреть надо также качественный аспект (тоновый). Тон/полутон это расстояние между нотами. Классическая октава имеет 12 полутонов или 6 тонов (5 тонов и 2 полутона). Модифицированная октава имеет на 4 полутона больше (8 полутонов х 2 = 16 полутонов). 8 тонов модифицированной системы – это использование восьми цифр модуля десятичной системы счисления. А куда же «исчезла» девятка (цифра «9»)? Феномен её «исчезновения», а именно, в модифицированной октаве имеется 8 основных нот, в лактаве – 8 тонов, и был назван автором ДМСС («Десятичная матричная система счисления») или ДМ («Десятичная матрица»).

Теперь надо уделить внимание внешней форме модифицированной октавы.
Октава фортепиано имеет в первом ряду 7 нот, во втором ряду - 5 нот, т.е. два «пробела». Если бы все ноты октавы фортепиано (12) располагались в один ряд и исполнялись однотипно белыми клавишами, то звукоряд фортепиано был бы слишком длинным (диапазон, естественно, при этом не изменился бы) и невозможно было бы понять, где начинаются и заканчиваются октавы и не различимы были бы ноты октав. Играть на таком инструменте стало бы невозможно. Исторически 5 нот октавы фортепиано были вынесены во второй ряд. Невозможно было вынести 6 нот и получить 6 чёрных клавиш. Так как в первом ряду стало 7 нот, а во втором ряду – 5 нот, получилось два «пробела». В тоновом отношении, естественно, пропусков нет (между всеми нотами - полутон).

Какие ноты были вынесены во второй ряд и исполнены хорошо различимым чёрным цветом? Если обозначить ноты (клавиши) номерами, то это будут следующие ноты: 2-ая нота, 4-ая нота, 7-ая нота, 9-ая нота, 11-ая нота. У фортепиано ноты второго ряда не имеют специальных названий, обозначаются знаками альтерации (диезами, бемолями). Во втором ряду идут сначала две чёрных клавиши, а после пробела расположены три чёрных клавиши. Такой порядок сложился исторически. Могло бы быть и наоборот: сначала три клавиши, потом две клавиши.
               
Во всех звукорядах, предложенных изобретателями с разным количеством нот в октаве, количество нот их октав охватывает по количеству 12 нот фортепиано, а остальные ноты выходят за рамки этого количества свыше 12-ти. Если, например, изобретатель изобрёл октаву, имеющую 56 нот в октаве, то его ноты в количественном отношении будут охватывать, например, 50 нот 50-ти нотной октавы другого изобретателя и ещё плюс 6 нот. Клавиши в изобретённых клавиатурах могут располагаться самым разным образом.

Я предложила модификацию октавы фортепиано не по форме, а по сути, основе, внутреннему содержанию, не стала копировать идею с промежутками (пробелами), они не органичны для новой октавы. Форма и содержание в модифицированной системе – едины, согласованы. Другие варианты возможны, я их прорабатывала, но они не соответствуют предложенному способу, не объясняют внешним видом модифицированную лактаву. Новой октаве в полной мере соответствует только, предложенная в п.2 формулы, форма.

Я не могла во втором ряду все ноты сделать чёрными (сплошной чёрный ряд). Внешним видом нот второго ряда йо# – йо# показана лактава (как образ любой лактавы звукоряда от любой нижней ноты). Лактава смысловым образом выделена двумя крайними клавишами чёрного цвета. Это «рамки» музыкального интервала 1:2. Нечётное количество ступеней в лактаве (17) дало возможность выделить срединную ноту фа# рисунком, орнаментом или инкрустацией. Остальные ноты лактавы во втором ряду предложено сделать серыми (две пары по 3 серых ноты с обеих сторон от срединной центральной ноты). Октавы и ноты стали хорошо видны при игре, лактава своим видом «объясняет» суть изобретения.
 
В октаве получились небольшие, хорошо различимые участки (о делении на участки, части или объекты сказано в описании изобретения на стр.15). В описании я отмечала, что внимание рассеивается, если нет чёткого деления цикла на определённые небольшие фрагменты или участки. Новая октава и лактава структурированы самым оптимальным образом. Преимуществом сделанной формы является то, что лактава является симметричной, стройной, чётко разделённой на участки. С симметричной формой связаны различительная функция и в будущем – возможность выбора формы нотации теоретиками музыки и музыковедами (запись нот на определённом количестве линеек), при производстве – возможность введения коэффициента смещения к краям диапазона.

Белый и чёрный цвет присутствует у фортепиано. Нота йо – это белая клавиша первого ряда в новой системе. Передо мной стояла задача минимальным количеством вариантов цветов обозначить ноты второго ряда, таким образом, чтобы исполнитель различал октавы и ноты, а также через внешний вид понимал структуру лактавы. Внешняя форма согласована с сутью способа. В арсенале уже были белый и чёрный цвета, и логично было добавить серый цвет из той же ахроматической гаммы. А центральную ноту не было смысла делать каким-то новым цветом (красным, зелёным или синим), я использовала белый и чёрный цвета из той-же палитры, но как рисунок или орнамент чёрного на белом.

В старину было принято расписывать корпус инструмента различными цветными изображениями, букетами цветов, лентами, птицами, ангелами и т.д. Это художественное оформление корпуса музыкального инструмента, элемент эстетики. Внешний вид нот второго ряда – это насущная необходимость, функциональное оформление звукоряда.