14 Визуализация знания и визуальное мышление

Лариса Болотова
                Из книги «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

 (стр.49) «Какое значение имеет проблема визуализации знания применительно к реализму, достигаемому при помощи принудительных (определённых) действий законов мышления?»

                Не поэтому ли строение материи из элементарных частиц дано человеку для визуализации знания, которое можно воспринять только интуитивно, то есть через высшие чувства.

«Наглядный образ относится не только к фактам и эмпирическим основаниям теории, но также и к самой теории, причём не только к теоретическим положениям, но логике и методологии построения теории».

                Если бы не было образа, как бы мысли человек? Интуитивно?  Если человек не способен отличить правду от лжи (интуитивно), вряд ли о сможет расширить своё сознание. Так ли это?

«Иллюстрированию поддаются не только словесные описания чувственных данных, но и все структурные уровни мышления и динамика связи между ними».

                Каким образом можно изобразить образно чувства любви, ненависти и другие?

«Опредмечивание логики и методологии при помощи наглядных образов вносит свой вклад в дело формирования реалистического видения мира у познающего.

… в серьёзных психологических журналах широко обсуждался феномен так называемых мысленных вращений. Речь идёт о способности человека вызывать в уме наглядные образы и манипулировать ими без слов».

                То есть человек у себя в сознании создаёт особое пространство, в котором может производить действия с образами.

 «Хотя это происходит в пространстве самонаблюдения (интроспекции), она поддаётся измерению и объективному контролю. При помощи усилия воли человек может  производить операции с вещами в мысленном пространстве, то есть без того как физические действия производятся в физическом пространстве (без прикасания к ним руками?)».

                Хочу обратить внимание на существование, по крайне мере, двух пространств: мысленного пространства и физического пространства.

                Является ли подобным процессом (мысленные вращения) математические вычисления в мозгу человека? Что происходит при этом? Чем насыщается мысленное пространство? А физическое?

«Даже в простой житейской практике, чтобы пронести, например, журнальный столик через узкий дверной проём, мы предварительно планируем  предстоящие свои действия в чисто умственном плане: сначала столик переворачиваем на бок, так, чтобы две ножки прошли через проём, потом уж поворачиваем на другой бок и выносим целиком.

Возможность мысленно представлять предметы и их перемещение в пространстве имеет большое когнитивное значение в планировании предстоящих действий и предсказании их результатов первоначально в уме. Именно в этом заключается феноменология (и суть) визуального мышления».

                «Когнитивный – (от лат. cognition, восприятие, познание) относящийся к познанию, к функциям мозга, которые обеспечивают формирование понятий, оперирование ими и получение выводных знаний» (Интернет).

«Известно немало случаев, когда серьёзные учёные отмечали необходимость манипулирования мысленными образами в процессе абстрактного мышления. Понятие структуры молекулы бензола (замыкание отдельной цепи в кольцо) возникло у Ф. Кекуле вначале как чисто наглядный образ в виде символического змия (дракона), кусающего свой хвост. Химики в то время ещё не имели перед собой конкретного образа молекулы бензола, мыслили лишь абстракциями. Образ змея – это не абстракция, а вполне осязаемое наглядное представление реальности. В лице этого образа геометрическая абстракция замкнутой цепи приобрела статус реального понятия.

Психологи обычно относят термин «визуальное мышление» к сфере субъективной преобразовательной деятельности относительно объекта восприятия.

Визуальное мышление охватывает и сферу преобразовательной деятельности ума над мысленными образами, извлечёнными из памяти. Именно при помощи представления происходит превращение абстрактного мышления в предметную модель предстоящего действия.   Представленность чувственного и рационального в составе интегральной системы, каковой является визуальное мышление, весьма условна, она существенно зависит от уровня постижения индивидом.

Формирование наглядных образов, динамическое оперирование ими в ходе решения задач в идеальном поле сознания являются основной характеристикой визуального мышления. Чем выше степень абстрактности рассуждений, тем более абстрактным становиться образ – основа визуального мышления».

                Так астральное тело в нашем визуальном мышлении мы представляем в виде овального образа, ментальное  в виде образа сферы.   То, что мы не можем увидеть глазами, мы можем представить образно. Например, строение атома.

«От уровня к уровню меняются и причины срабатывания этих образов, и удельный вес их участия в решении умственных задач.

Существуют  как внешние, так и внутренние детерминанты активности образов визуального мышления. Когнитивная карта мысленных образов, соединяющих чувственное и рациональное в познании, является тем загадочным звеном, благодаря которому противоположности совпадают друг с другом (зеркальный поворот?), переходя одна в другую. Такие промежуточные члены (в этом их особенность) включают в себя только отдельные свойства, присущие противоположностям, но не сами противоположности. Промежуточный член отличается от крайних членов качественно».

«Слово «рациональное» латинского происхождения, означает разумное, осуществляющееся благодаря разуму, доступное его  пониманию. Согласно рационализму …, научное знание, обладающее логическими свойствами, достижимо только посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности».

«В когнитивной системе чувственно-рациональное, включающее в себя промежуточное звено – визуальное мышление, распределяется так: чем ближе данное промежуточное звено к чувственному, тем меньше у него свойств, общих с рациональным, и, наоборот, чем ближе визуальное мышление к рациональному, тем меньше у него свойств, роднящих его с чувственным.  Это обстоятельство имеет прямое отношение к дидактическим приложениям данных теории познания. Там, где обладает абстракция, необходима более яркая и очевидная модель, и, наоборот, где доминирует чувственность в образах, необходима более скромная наглядность.

Рано или поздно противоречие между чувственным и рациональным разрешается образованием обобщённого образа, инварианта, который преобразуется, например, в геометрический образ сущности (в модель атома) или образ будущей экспериментальной ситуации, в которую втянуты наглядно представляемые материальные объекты. Мысленные образы, всплывающие перед внутренним взором субъекта, видимо, и есть не что иное, как образы воображения».