7. 2 Смерть Сократа

Лариса Болотова
                Из книги «Великие Посвящённые»  Эдуарда Шюре:

(стр.317) «Через три года после того, как Платон стал учеником Сократа, последний был приговорён к смерти Ареопагом; выпив спокойно чашу с ядом, он умер, окружённый своими учениками.

Мало исторических событий, которые были так плохо поняты, как казнь Сократа. Вошло в обычай смотреть, что решение Ареопага было вызвано необходимостью, что оно состоялось в виду того, что Сократ, отрицая богов, являлся врагом государственной религии и тем самым расшатывал основы афинской республики. Мы сейчас покажем, что в этом утверждении кроются две ошибки…

Попробуем установить более справедливую точку зрения на религию и философию древних Греков.

В Греции все преследования, направленные против философов, никогда не исходили из храмов, а только от политиканов. Эллинская цивилизация не знала между священниками и философами той борьбы, которая играет такую большую роль в нашей жизни с тех пор, как был уничтожен христианский эзотеризм.

Фалес мог спокойно утверждать, что мир происходит от воды, Гераклит – что он возник из огня, Анаксагор – что солнце есть масса раскалённого огня, Демокрит – что всё происходит из атомов. Ни один из храмов не тревожился этим. В святилищах храмов истина была известна. Там твёрдо знали, что философы, отрицающие Богов, не в состоянии уничтожить их в сознании народа, и что истинные философы верили в Богов так же, как и посвящённые, и видели в них различные ступени божественной иерархии, того  божественного Начала, которым проникнута вся природа, того Невидимого, которое управляет Видимым.  Таким образом, эзотерическая основа служила связью между истинной философией и истинной религией. Вот факт глубочайшей важности, который объясняет их полную согласованность в эллинской цивилизации.

Кто же осудил Сократа? Элевзинские жрецы, проклинавшие виновников Пелопонесской войны, не произнесли ни одного слова против него. Что касается Дельфийского храма, он выдал Сократу самое прекрасное свидетельство, какое только может быть дано смертному человеку. Пифия, спрошенная о том, как думает Аполлон относительно Сократа, отвечала: «Нет человека более свободного, более справедливого и более разумного».

Два главных обвинения против Сократа: развращение молодёжи и неверие в Богов, были,  следовательно, одним лишь предлогом. На второе обвинение осуждаемый ответил своим судьям: «Я верю в свой собственный разум, тем более должен верить в Богов, которые являются разумными духами вселенной». Откуда же непримиримая ненависть к мудрецу? Он боролся против несправедливости, срывал маску лицемерия, указывал на ложь многих тщеславных претензий своих современников. Люди прощаю пороки и все виды безверия, но они не прощают тем, которые срывают с них маску. Вот почему заседавшие в ареопаге вынесли смертный приговор невинному и справедливому, обвиняя его в преступлении, причастными к которому были они, а не он, ибо они были настоящими атеистами.

В своей превосходной защите, переданной Платоном, Сократ объясняет всё сам своей обычной простотой: «Мои безплодные поиски, направленные к тому, чтобы найти мудрых людей среди Афинян, вызвали против меня всю эту опасную вражду; отсюда и все клеветы, распространяемые против меня; ибо все понимающие меня думают, что я многое могу раскрыть и тем обнаружить невежество многих… Интриганы, деятельные и многочисленные, говоря обо мне с красноречием, которое способно легко соблазнить, и наполняя ваши уши самыми ложными шумами,  продолжают безостановочно свою систему клеветы. Сегодня они напускают на меня Мелитоса, Анитоса и Ликона. Мелитос представляет поэтов, Анитос – политиков и художников, Ликон – ораторов».

Поэт без таланта, злой и фанатический богач, и неразборчивый демагог были причиной смерти лучшего  из людей, и смерть эта сделала его безсмертным. Он гордо мог сказать своим судьям: «Я верю более в Богов, чем кто-либо из моих обвинителей. Настало время   расстаться: мне – чтобы умереть, вам – чтобы жить. Кому из нас даётся лучший удел? Этого не знает никто, кроме Бога».

Далёкий от того, чтобы расшатывать истинную религию и её национальные символы, Сократ делал всё, чтобы укрепить их. Он был бы величайшей опорой для своего  отечества, если бы отечество могло понять его. Подобно Иисусу, он умер, прощая своим палачам, и стал для всего человечества образцом мудреца – мученика. Он представляет собой пришествие в мир индивидуального посвящения и науки, открытой для всех».

                В чём причина того, что произошло? Запрограммирован ли ход истории?