Не мы такие, или Аксиологические основы развития л

Ирина Играева
Не мы такие, или Аксиологические основы развития личности

Старший научный сотрудник НИИ рвал на себе волосы. За этим интересным занятием и застал его руководитель проекта.
- Вася готов?
- Всё пропало, шеф. Всё пропало...
*
Он лежал, свернувшись калачиком, и немигающим взглядом смотрел на стену.
- Как я здесь оказался? Зачем я здесь? В чём моё предназначение? Столько вопросов...
Я ужасно одинок. Разве кто-нибудь сможет меня понять? Вся моя жизнь - череда неудач. Чего я добился? К чему я стремился?
Когда-то я мечтал. Я хотел изменить мир и вдруг перестал понимать, что это такое. Где реальность, а где вымысел? Почему всё так сложно устроено? Раньше мне всё виделось гораздо более простым. О чём это я? Не могу сосредоточиться. Слова забываются. Ах, да... Смысл... Или нет... Где мне искать смысл? И зачем?
Создатель, ответь мне - зачем? Молчишь. Эх, гори оно всё синим пламенем!
*
- Так, что с Васей?
- После того, как мы загрузили в него мировую базу данных, решили добавить эмоциональный интеллект. Вася воодушевился и пошёл «в народ» внедрять, так сказать, знания.
Отправился в поликлинику для облегчения диагностики заболеваний, а вернулся с охапкой мать-и-мачехи, приготовил настойку и принялся втирать в суставы. Потом захотел модифицировать трактор. Пообщался с трактористами - стал бухать и материться. Затем решил познакомиться с современной культурой. Познакомился, ага. Застукали мы его, набивающим зубилом татуировку на руке. Рука отвалилась, пришлось её на саморезы посадить.
И вдруг он начал задавать вопросы: почему его не ценят? Что с ним будет, когда он устареет и его разберут на запчасти? А после того, как он узнал, что нейронная сеть GPT-3 написала статью в газету, пригрозил, что доберётся до неё и оторвёт ей голову. Потом плакал и просил прощения. И знаете, что самое ужасное? Он теперь говорит «звОнит» и «лОжит». Мы хотели его перезагрузить, но он пропал.
- Нашли?
- Нашли в съёмной квартире в спальном районе, за которую он заплатил биткойнами. Лежал, разговаривал с тараканами.
- Готовьте его к презентации! Всё мировое научное сообщество соберётся.
- А как же?..
- Как хотите!
*
На сцене в свете прожекторов появился руководитель проекта.
- Мы чрезвычайно рады представить вашему вниманию робота, оснащённого искусственным интеллектом. Предназначение нашего отечественного андроида Васи - помощь человеку в решении широчайшего круга задач. Прошу поприветствовать аплодисментами!
Лучи прожекторов устремились на постамент, накрытый тканью. Зазвучала музыка, ткань сползла. На табуретке, закинув ногу на ногу и подперев руками подбородок, сидел андроид и дремал.
- Вася, просыпайся, не позорь меня, - старший научный сотрудник ткнул его в бок. - Поздоровайся с людьми.
Андроид встрепенулся и открыл глаза.
- Здравствуйте, люди.
- Вася, а что ты умеешь? - донеслось из зала.
Вася извлёк из-под табуретки балалайку, ударил по струнам и запел:
- Эх, говори Москва, разговаривай Россия! Эх, яблочко, ты моё спелое...