Часть 1

Маура Барановская
ЧАСТЬ 1 МАЛАЯ РОДИНА


  Просматривая Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона я нашел географическую карту дореволюционного времени. В ней оказались не только карты всех стран мира, но и карта Росси того периода, с её довольно подробным административным делением на губернии. Есть там и карта Псковской Губернии с моим населённым пунктом – Пыталово. Таким образом, адрес моего деда Баринова Ивана Ивановича, родившегося в1850 году, был Россия, Псковская губерния, Вышгородетская волость, Деревня Шелино.

  По историческим меркам события тогда развивались стремительно. В 1918 году, в результате Октябрьской революции и первой Мировой войны, под давлением стран Западной Европы прорубленное Петром I окно было позорно закрыто росчерком пера Ленина. Вся вековая борьба царской России за выход к берегам Балтийского моря пошла прахом. Зато взамен этого, ценой крови многих людей, был создан большевиками Советский Союз. Но уже без прибалтийских Губерний. Мой город Пыталово стал Латвийским городом Абрене, что в переводе на русский язык, Квашонка. Таким образом маленькая Латвия, населением в один с половиной миллион человек, стала моей Малой РОДИНОЙ с адресом, Латвия, Вышгородетская волость, деревня Шелино.

  В 1940 году латвийский народ был освобожден от оков капитализма и присоединён к Советскому Союзу. Теперь моя малая Родина, стала моей Большой РОДИНОЙ, по имени Могучий Советский Союз.

. . .


ЛАТВИЯ


  Первые представления о моей стране Латвии у меня начали формироваться в возрасте пяти-девяти лет. В эти годы мы проживали в деревне у бабушки Евдокии Павловой. Бабушка была глубоко верующей православной христианкой. По воскресным дням и по праздникам она ходила в город Абрене в церковь, чтобы помолиться. Идти было далековато (4 километра), но она все равно частенько брала меня с собой в попутчики на молебен и на другие праздничные мероприятия. Ежегодно летом местные власти проводили на стадионе детские праздники. В эти дни туда со всей округи собиралось множество детей. И я тоже! Для нас устраивались различные аттракционы и детские игры. Мы с удовольствием бегали наперегонки в мешках, проводили бои подушками, стоя на бревна и играли во множество других игр. В заключение нас, изрядно уставших и проголодавшихся, угощали очень вкусными мягкими пирожками с сочными сардельками. Иногда на праздник прилетал на самолёте типа У-2 сам президент здравствуйте.

  Каждый год в городе проводился праздник песни. Выступали различные хоровые коллективы. Такая традиция прививалась детям со школьной скамьи. В каждой школе был учитель пения, который обучал детей петь песни по нотам.
Помнятся мне и проводимые на рыночной площади ярмарки. Здесь играли шарманки, выступали скоморохи, давали представления цирковые коллективы. Но особым успехом у детей пользовались карусели! Среди взрослых же шла бойкая торговля и веселый праздничный разгул. В эти дни крестьяне привозили (уже накануне вечером) свою сельхоз продукцию. Вереница телег, нагруженных свиньями и клетками с домашними птицами, ожидала в очереди, чтобы оптом сдать свою продукцию на приёмном пункте.
В праздничные дни главная улица города сплошь была заполнена велосипедами , вставленными передним колесом в специальную решетку. Только на другой день утром гуляки забирали свои велосипеды. Утерявшие что-либо шли в полицию и находили там свои потери.

  Абрене - небольшой город одноэтажной застройки с населением самых разных вероисповеданий. В нем можно увидеть и церковь православных крестьян, и кирху лютеран, костел и синагогу. Город расположен на пути железной дороги Петербург-Брест с ответвлением на Ригу. Считается, что он имеет большое стратегическое значение. Имеется небольшое депо для заправки паровозов углем и водой. Для разворота подвижного состава на 180 градусов создан так называемый треугольник. Городское население занято преимущественно обслуживанием железнодорожного узла. Для обслуживания населения товарами первой необходимости имеется несколько небольших магазинов. Помнится, в одном из них у я купил у поляка за 20 сантимов пакетик в виде воронки полный леденцов, складной ножичек и кошелёк в виде каблучка - все по 2 лата за штуку.

  В то время в городе никаких промышленных предприятий не было. О канализации, централизованном водоснабжении и электричестве никто не имел представления. Зато керосиновых ламп, фонарей и керогазов было предостаточно! Позже я узнал и политическую структуру Латвии. Узнал что Ульманис является президентом нашего маленького государства, насчитывающего всего 1,5 миллиона человек. Латвия как и все прибалтийские страны, такие как Эстония, Литва, Польша и другие была в центре происходящих политических событий. По сути все они были заложниками борьбы крупных европейских государств за побережье Балтийского моря. Только в 1918 году Декретом Ленина они получили независимость. Но и тогда они оказались экономически зависимы от Германии, Англии и Швеции. Так, например, Латвия по английской лицензии производила велосипеды, а Швеция всё сельское хозяйство снабжала добротными обрабатывающими и уборочными машинами. Помнится, одна из моих тёток в 1946 году хвалилась своей швейной машинкой марки Зингер-Германия.

  Территория Латвии делилась на волости. Волость объединяла несколько деревень хуторного поселения. Какого-то особого влияния волостей на жизнь крестьян не наблюдалось. Похоже, что в обязанности волостной управы входил только сбор налогов (оброк) и контроль за состоянием дорог. Крестьяне обязаны были ежегодно одну неделю в году организованно работать на восстановлении дорожного покрытия межрайонных гравийных дорог. Полиции в деревнях мы не видели. В то же время преступность отсутствовала полностью. О замках крестьяне понятия не имели. Видимо, этому способствовал закон неприкосновенности частной собственности. Все непрошенные гости жестоко наказывались самими крестьянами. Наверное, это и играло роль саморегуляции порядка среди населения. В нашей пограничной зоне с СССР (ныне это 7 районов Псковской области) в основном проживало русскоязычное население. Латышей было очень мало. Условно по материальному положению всех хуторян можно было разделить на бедняков, середняков, зажиточных, богатых и фермеров-латышей. Бедняки имели надел земли порядка 4-5 гектара, небольшую избёнку с крышей покрытой соломой и не мог содержать лошадь. У середняка было 6-10 гектар земли, дом покрытый дранкой и он мог содержать одну лошадь. Зажиточные имели надел порядка 11-16 гектар земли, пару лошадей, хороший дом, несколько коров и порядочно другой живности. Богатые и мели ещё большие земельные наделы, а фермеры-латыши имели наделы 100 и больше гектар. В семи в деревнях (ныне районах) с русскоязычным населением жили в основном бедняки, середняки и очень мало зажиточных.


. . .


МОЯ ЖИЗНЬ С ПЕЛЁНОК 1930 – 1941 г.

  В 1930 году, по сложившимися обстоятельствам, мы перебрались жить в деревню Станские к бабушке Евдокии «санихи» (её мужа звали Санькой) Павловой. Своего деда Александра я уже не видел. Он рано трагически погиб при работе на железной дороге. В то время вдова бабушка осталась одна с младшим сыном шестнадцатилетним Леонидом. У бабушки было всего 4 гектара земли. У неё был маленький домик (6 на 7 метров) с крышей покрытой соломой и пристроенными сенями. Частенько по весне солому с крыши приходилось скармливать корове. Открыв входную дверь дома слева возле стены можно было увидеть сундук с бабушкиным добром. Далее, вдоль стены с окошком скамейка и большой угол с иконой в бронзовом окладе. На полу под иконой обеденный стол. На другой стене, рядом с иконой, висят часы с гирями и кукушкой. В правом углу за ширмой стоит двуспальная кровать. Весь ближний левый угол занят большой русской печкой с лежанкой. Лежанка была самым теплым местом и бабушка, я и сестра Валентина любили на ней греться и спать.

  Было под печкой и небольшое место с разными домашними принадлежностями. А зимой в холодное время там жил поросёнок Васька. Леонид спал на бабушкином сундуке. Стены и потолок избы были оклеены какими-то газетами. Нашим домашним любимцем был серый кот - Хоп. Он любил спать нами на печке. Леонида он не любил, не переносил его тренировки .Однажды, занимаясь с котом, Лёнька прицепил его когтями к потолочной слеге. Коту надоело там висеть и он, отцепившись от потолка спрыгнул Лёньке на голову а затем на пол оцарапав при этом лицо. Так Леонид поплатился за свои надоедливые игры.

  Жизнь Леонида для меня в тумане. Только помню, что у него был велосипед. Зимой вместо шапки он носил наушники и простую кепку. Где-то подрабатывал. Одно время у моего отца в бригаде. В 1938 году, поддавшись пропаганде, он перешёл через границу в СССР. С тех пор мы о нём ничего не слышали.

  Бабушка Евдокия была весьма набожной женщиной. Мне же в церкви было скучно и тягостно. А бабушка каждый год пешком ходила в Печорский монастырь поклониться святым мощам. До монастыря было далеко, так что при этом она изнашивала несколько пар лаптей. Она справляла все религиозные праздники, такие как пасха, троица и другие свои престольные. Троица была праздником поминания вех усопших. В этот день на кладбище собиралась вся родня с кутьёй и хорошей закуской. В день поминок кладбище гудело как пчелиный улей. Теперь о бабушкином хозяйстве.

  В метрах 20-и от дома под прямым углом к нему стоял хлев для коровы, поросёнка и курей. Вторая половина хлева предназначалась для хранения сена. Рядом с хлевом на длинной жердине крепился скворечник Каждую весну туда прилетали скворцы и распевали свои свадебные песни. Где-то под крышей жила стайка воробьёв. Воробьишки дружили с курами. Куры делились с ними кормом. Даже злой петух Петька не гонял воробышек. Детям же приходилось ходить возле него с палкой иначе, того и гляди, он на кого-нибудь из нас набросится. Туалет типа «сортир» находился за двором. Слева от домика проходила сельская дорога, отгороженная от нашего жилья заборчиком. Был у нас и огород с грядками. Возле дороги чуть дальше от домика росли три больших дерева. Одно из них был клён, листья которого мы использовали для подстилки при выпечке хлеба. В 150 метрах от домика был переезд через железную дорогу .Бабушкин участок на протяжении четырёхсот метров примыкал к снегозащитной полосе из ёлочек железной дороги Петербург – Варшава. Переезд через железную дорогу никем не охранялся, да и незачем было его охранять. Поезда в десять вагонов проходили по Латвии всего несколько раз в сутки. Граница Латвии со стороны Петербурга находилась от нас в двенадцати километрах. У переезда железной дороги стоял домик артельного. В его задачу входил надзор и ремонт на участке в два километра. Для этого у него в штате было несколько работников. Сам поляк-артельный с женой и сыном Вавочкой жил в одной половине своего домика, другая была занята рабочими. Вавочка был одного возраста со мной, и мы с ним подружились. Семья Вавочки жила значительно лучше, чем мы. Помню, как на Рождество они наряжали ёлку и приглашали нас на праздник.

  У моей бабушки своего колодца не было и мы ходили на переезд за питьевой водой. Четырех гектаров земли совсем немного, чтобы прожить семье в несколько человек. Нужно было где-то выращивать несколько зерновых культур, сажать картофель и заготавливать сено для коровы. В 1931 году отец вернулся из заключения и нам стало немного легче.

  В 1935 году родился мой брат Шурик. Отец тогда смастерил для него кроватку- качалку. С рождением нового ребенка всем прибавилось забот. На долю старших детей выпала роль нянек. Часто мне приходилось играть с Шуриком. Однажды он стоял у окна на скамейке и изображал лошадку. Я прикрепил к нему пояс в виде вожжей и, дергая ими, понукал Шурика как лошадку. Нам было очень весело. Вдруг я увидел за окном дерущихся кошек. Забыв, что у меня в руках вожжи я бросился их разнимать их при этом стащил Шурика на пол. Он упал со скамейки и сильно ушибся. За это отец в первый и последний раз в жизни здорово хлестнул меня ремнём. После этого случая в опасные игры с братом я больше не играл.

  Валентина занималась своими делами. Она любила шить из тряпок набитые ватой куклы и одежду для них. Однажды для платья очередной кукле понадобился поясок. Проявив сообразительность, Валентина отрезала от хорошей отцовской рубашки воротник. Получился хороший пояс! Валентина же получила от матери хорошую трёпку. Иногда мы с Валентиной вместе играли в куклы и состязались кто больше знает припевок. Состязание заключалось в том, что мы поочередно напевали припевки и кто больше не мог вспомнить, тот и проиграл. Припевкам нас научили бабушкины посиделки. В дерене было заведено проводить это мероприятие поочерёдно в каждом доме. На посиделки в назначенный день приходили женщины: кто с прялкой, а кто просто с вязанием. Женщины пряли льняные и шерстяные нитки и напевали различные песни. Молодёжь приходила сюда с музыкальными инструментами, потусоваться. Здесь они танцевали под музыкальное сопровождение, но чаще парни и девушки по очереди выходили в круг и пели частушки. Валентина и я в это время сидели на тёплой печке и пополняли свой запас частушек.

  В то время всю обувь и одежду производили сами жители. Из льняных ниток ткали полотно а шерстяные использовали для вязания разных необходимых для жизни изделий. Бабушкины посиделки этому очень способствовали. Чем нас тогда кормили и поили уже не помню. Видимо нас выручала корова Бурёнка. Хорошим подспорьем были и куры. Вскоре нас постигло горе. Наша коровка объелась молодым клевером и нам пришлось забить её на мясо. Только в 1938 году отец купил новую корову.
Как мы одевались, помню смутно. Всё лето бегали по двору босиком а зимой носили одни большие старые валенки на двоих, за которые у нас шла борьба, иногда переходившая в драки.

  В 1936 году сестра Валентина пошла в школу. Охоты особой не было. Ближайшая школа находилась в трёх километрах, и при том латышская. В те годы уже начал проявляться национализм, и в школе учили только на латышском языке. Даже на переменах на улице говоривших по-русски строго наказывали. Но Валентина, а позже и я, быстро осваивали латышскую речь. Уже тогда все домашние задания Валентины мы делали вместе, и у меня иногда получалось даже лучше, чем у нее. Мне очень хотелось пойти в школу, и родителям с этим пришлось смириться. Мама сшила из старой красной наволочки сумку в виде торбы с лямкой, купила тетради, пенал с карандашами, чернильницу непроливайку, и я стал полноправным учеником нулевого класса. В школе мне определили парту в последним ряду. Учительница давала мне отдельные задания, которые я быстро выполнял. Оставшееся время я слушал уроки вместе со всеми первоклассниками. Помню, в школе обязательным предметом был Закон Божий, преподавал русский старенький батюшка. Ученики но очень прилежно относились к этой науке и за невнимательность частенько получали линейкой подзатыльники.

  Вскоре мне присвоили статус первоклассника, и я закончил первый класс вместе с Валентиной. Для меня, наверное, школа началась рановато и находилась слишком далеко. Спеша за старшими учениками я, бывало, забывал свою сумку в гардеробе. Выяснялось это только дома. Матери приходилось идти в школу за моей сумкой. В то время мальчикам не полагалось ходить в длинных штанишках и мы зимой и летом носили шортики и чулки, которые резинками крепились к лифчику.

  В школу мы ходили по железной дороге .Летом шли по протоптанной тропинке на обочине, а зимой по шпалам .В снежные вьюжные дни дорога плохо просматривалась. Старшеклассники этим пользовались и заставляли меня приложить к рельсе ухо, и послушать не идёт ли поезд. В школу на радость шалунам я приходил со щекой сильно испачканной сажей. Так я успешно закончил за три года четыре класса латышской школы.

  В мои школьные годы всем нам жилось весьма трудно, бедно, и в летние каникулы приходилось гостить у дальних родственников, пасти гусей или скот. В семи- или восьмилетнем возрасте даже с гусями непросто было справиться. Гуси были злыми, так и норовили ущипнуть. Справиться с ними удавалось только с помощью палки. Хозяйский дом находился на пригорке, метрах в трехстах от поймы реки. Однажды гуси на меня обиделись и улетели к реке. Я очень испугался, но оказалось, они и раньше улетали даже от самого хозяина. Мне пришлось бежать и пасти их у реки. Вечером им надоело щипать травку и плавать, они сами поднялись на крыло и улетели домой. На другой год мне пришлось гостить у другого родственника, чтобы пасти коров и овец. Здесь всё было по правилам. В любую погоду меня будили, и с бутербродом в руках я выгонял коров в на пастбище. В дождливую погоду мне давали мешок, я делал из него капюшон и в нём прятался от дождя. Рано утром так хочется спать, что с этим очень трудно бороться. И однажды я заснул под шум дождика. Коровы очень скоро это почувствовали и забрели на посевы. Проснулся я от хорошей трепки. Больше я старался не засыпать. Несмотря на трудности, я вернулся домой с радостью. За лето я заработал два пуда ржаной муки! Это был мой первый вклад в семейную копилку!

  В 1939 году отец построил свой домик на берегу реки Утроя, и мы, забрав свой скарб и корову, перебрались в свой отчий дом.
Личная бабушкина жизнь складывалась весьма неблагоприятно. Она рано стала бедной вдовой с пятью детьми на руках. Младшему сыну Леониду было всего два года. Старшие его братья подросли, возмужали и, окрепнув, уехали в Ригу искать свое счастье. Позже, в мою бытность они со своими жёнами приезжали к матери в гости. Николай был статным серьёзным мужчиной , а Владимир был весельчаком и балагуром. Бабушка нам рассказывала, как в молодости он уходил жить в табор к цыганам. Сын Иван остался жить в деревне с матерью и помогал ей растить Марию и Леонида. Позже Иван переехал жить в Пыталово, там устроился на работу, женился и вырастил двух сыновей: Ивана и Владимира, и дочку Надю. Иван был годом младше меня и под моим руководством играл в войну с игрушками в виде настоящих боевых гранат, ракет, разных патронов и прочих довольно опасных вещей. Однажды он , играя с затвором от ручного пулемёта, ошибочно вставил в него боевой патрон. Выстрел оказался трагическим, патрон разорвался и серьёзно травмировал указательный палец правой руки. Он пострадал от патрона, а я получил хорошую взбучку от родителей за недогляд. Владимир иванович в детстве серьёзно травмировал себе ногу и остался на всю жизнь инвалидом. Дочь Надя, закончив школу , уехала в Ленинград получила высшее образование и осталась там жить.

  Бабушка, Евдокия Павлова, перед войной уехала в Ригу к сыновьям в гости и на грязи полечить ноги от ревматизма. В 1941 году началась война, и ей пришлось пешком возвращаться домой. В пути она серьёзно заболела и вскоре умерла.

. . .


СЕМЬЯ ДЕДА БАРИНОВА ИВАНА ИВАНОВИЧА


  Мой дед Баринов Иван Иванович как и его жена Матрёна родились примерно в 1850-1860 годах в Псковской Губернии. Его считали довольно зажиточным крестьянином. Земельный надел в 16 гектаров земли позволял ему иметь хороший пятистенный дом, покрытый шифером, пару лошадей, пять-шесть коров, стадо овец, два поросёнка и много разной птицы. Дом, пристроенный к нему крытый сарай для хранения конной жнейки, сенокосилки, грабилки сена и полного набора устройств для обработки земли. У него была большая семья. Жена родила ему крепких пятерых сыновей: Ивана, Григория, Фёдора, Василия и Алексея.

  Старший сын Иван был самым успешным земледельцем. Повзрослев, отделился от отца, получил земляной надел и вскоре женился на красавице Акурине. Иван и Акулина вместе обустроили крепкое хозяйство и родили двоих детей, Веру и Ивана. В 1942 году за связи с партизанами немцы его арестовали и отправили в концлагерь, где он и погиб. Жена дяди Ивана Акулина очень долго жила. Она пережила всех своих близких ( мужа и детей), переехала в свой домик возле Пыталово и там ещё долго жила. Я её очень уважал и на протяжении всей жизни периодически с ней встречался. Двоюродная сестра Вера уже после войны вышла замуж за приезжего жениха, но брак её был не долгим. Вторично она вышла замуж уже за пыталовского парня. С мужем она жила не дружно, заболела туберкулёзом и вскоре умерла. Двоюродный брат Иван любил возиться с лошадьми часто на них катался. Однажды он упал с резвой лошади и сильно ушибся. При падении он повредил позвоночник, долго болел и в возрасте 18 лет умер.

  Братья отца Григорий и Василй были менее успешными. Они имели небольшие земельные наделы, примыкающие земле брата Ивана. Жену Григория звали Дуней, а Василия Нюшей. Оба брата к земле относились с прохладцем – лишь бы кое- как обеспечить свои семьи. У Григория была одна дочь Оля. Она была значительно старше меня и с ней мы встречались редко. Василий имел двух дочерей – Зинаиду и Настасью, и сына Геннадия. После войны Григорий и Василий переехали жить в Пыталово. На этом и кончается их некая жизненная параллель. В начале войны Григорий ушёл вместе с отступающими войсками в СССР. Там работал в каких то силовых структурах. После освобождения нашей территории от немцев, вернулся в Пыталово и занял должность начальника милиции района. По экономической необходимости он организовал моему отцу броню от мобилизации в армию, вел активную борьбу с бандитами и в бою с ними погиб. Василий, переехав с семьёй в Пыталово, стал работать на разных хозяйственных работах. Одно время он работал на бойне, очень любил выпить, и его перевели на работу ассенизатором. Затем он работал грузчиком, и там по пьяни трагически и погиб. С их детьми я реже встречался, поэтому подробностей их жизни не знаю.

  Младший сын деда Алексей остался жить с отцом и принял большую часть хозяйственных забот на себя. Его рано женили на девушке Марии из соседней деревни. Они родили двух сыновей – Анатолия 1930 года рождения и Леонида, родившегося годом позже. Я с ними часто встречался, когда ходил к деду в гости. Алексей очень много приложил труда по обустройству хозяйственных построек. Задумав построить каменный хлев для лошадей, он целое лето заготавливал на реке материал и привозил его домой. Однажды, извлекая известняк из воды, он сильно промок, простудился и заболел менингитом. Его долго лечили но к нему так и не вернулись прежние умственные способности. На всю оставшуюся жизнь он остался инвалидом, но трудовые навыки не потерял. В дальнейшем он был хорошим помощником по хозяйству. В таком состоянии он ещё долго прожил и умер в 1945 году.

  Мой отец, Баринов Фёдор Иванович, родившийся в 1898 году, здорово отличался от остальных своих братьев. В жизни он был энергичным и решительным парнем. Имея три класса образования, он выбрал путь предпринимательства. В восемнадцать лет отделился от отца и начал собирать свой начальный капитал. Свой предпринимательский путь он начал со строительства завода по переработки льняных семечек в масло. Дела шли хорошо, льняное масло имело большой спрос. Заработав, на нём достаточно денег Фёдор Иванович продал свой маслозавод и приступил к строительству дизельной мельницы для помола зерна. Он купил небольшой участок земли возле Пыталова, в двух километрах по пути на Вышгородок и приступил к исполнению своей заветной мечты. В 1926 году мельница уже работала во всю свою проектную мощность. В 1927 году мой отец женился на Павловой Марии Александровне, а через год у них родилась дочь Валентина и мама вновь забеременела. Казалось, в свои 30 лет он уже достиг вершины своей деятельности. Мельница производит муку различного помола, обдирает зерно на крупу, работает чесалка овечьей шерсти, за окном большая пасека пчёл и красивая, беременная вторым ребёнком жена. А вдруг родит мальчика, вот тебе и наследник Но не тут то бело, вновь появился зуд совершенствования. Ему показалось, что его мельница не достаточно прибыльна. Мельница на воде менее трудозатратна. Она не требует покупки дизельного топлива и не гремит так сильно, как дизель. Всё решено, нужно мельницу заменить. Для этого он хорошо застраховал мельницу и подговори маминого брата Владимира её поджечь. Так и сделали. Вскоре мельница сгорела.

  Однажды, по молодости под выпивку он кому - то проговорился. Состоялся суд, и отец вместо страховки получил два года тюрьмы. Его жене уже с двумя детьми пришлось переехать жить к своей матери в деревню Станские. Из тюрьмы отец вернулся к семье в 1931 году уже не Бариновым, а Барановским. В тюрьме начальствовали латыши, а на латышском языке часто в конце фамилии вместо буквы -в, прибавляются буквы -скис. Таким образом, в его латышском паспорте было записано вместо Баринов - Бариновскис, что в переводе на русский звучит как Барановский. После службы в латышской армии его брат Григорий тоже ста Барановским, Таким образом в семье деда Баринова оказалось три сына Бариновых и два Барановских. Вернувшись из тюрьмы, отец продолжил жить мечтой о строительстве мельницы, работающей на воде. Большие задачи требовали больших капиталовложений. Начал он с малого. Вскоре он наладил производство так называемого постного сахара. Затем он перешёл на варку хозяйственного мыла. Эти товары он приноси домой, когда мы жили у бабушки Евдокии. Накопив достаточно денег, он купил в рассрочку две узкие полоски на двухберегах берега была примерно в ширину 50 и длину 150 метров, непригодной для сельского хозяйства земли. За эти клочки земли потом он ещё долго расплачивался. Зарабатывая деньги, чем он только ни занимался6. В этот период отец создал бригаду из мастеровых людей. Возглавляя свою бригаду, он возводил мосты через реки, строил деревянные, кирпичные и каменные дома, крыл крыши различным материалом, копал и бурил колодцы и так далее. На заработанные деньги, к 1940 году отец сумел построить фундамент под мельницу, закупить и привезти много брёвен на строительство здания мельницы и достал со дна реки и навозил целую поляну камней валунов для строительства плотины и построил временный домик у самого берега реки. Всё это время мы очень скромно жили. В 1939 мы переехали жить в наш Отчий дом.


. . .


Я У ДЕДУШКИ В ГОСТЯХ


  Переехав в свой дом, у реки, я стал чаще ходить в гости к деду Ивану. Отсюда до деда совсем не недалеко - надо пройти всего через два земельных надела, тут и его дом. Большой дом деда построен в виде пятистенка с сенями под одной крышей, покрытой шифером. Рядом сарай с навесом для всей сельскохозяйственной техники. Здесь стояли машины: конная жнейка, косилка, грабила и другой инвентарь для обработки земли. Рядом, под углом 90 градусов, стоял сарай для мастерской и хранения всякой конной упряжи. Далее пристроен амбар для хранения разного зерна. Рядом будка для рыжей собаки по клички Полкан. Полкан бдительно охранял амбар. Третья сторона двора начиналась с большого каменного хлева для лошадей. Затем стоял большой двор для другой живности: коров, овец, поросят и разного другого птичьего содружества. Четвёртая сторона начиналась с уборной. Дощатый забор с воротами замыкал хозяйский двор. Подходишь к дому и гадаешь, кто же первый меня встретит. Чаще всего это был мой хороший знакомый Полкан. Он встречал меня ласковым повизгиванием. Я радостно с ним встречался. Поиграв с собакой, я шёл в дом. Дом стоял на пригорке, на высоком фундаменте. Поднимаюсь по крыльцу, открываю дверь в коридор. Как всегда летом, там стояла кадушка с квасом. Дверь в квартиру на замок не закрывали. О замках в то время хозяева не заботились, потому что воровство отсутствовало. В доме деда, как и у всех хуторян, обязательно была печка у дверей и икона с лампадой в большом углу. У окна дальней стены, слева, был расположен , заправленный нитками, ткацкий станок. Справа у окна стояла ножная швейная машинка. Далее - за вторым окном стояла, отгороженная ширмой, бабушкина кровать и сундук. Тогда мы ещё не знали, что в нём лежит. После бабушкиной смерти мы обнаружили, на дне, большое количество различного достоинства бумажных денег. Там были и царские рубли с портретом Екатерины Великой и других царей. Очень много было склеенных в длинную ленту талонов по двести миллионов каждый. После, очень долго, мы играли этими деньгами в торговлю. Справа ,как войдёшь в комнату, стояла большая печка. Задняя её стена в виде нагреваемого щита, одновременно была частью стены второй комнаты. Зимой эта печка была для нас – детей хорошим прибежищем для игр. Посреди комнаты к потоку, в виде конуса раструбом вниз, подвешен мешок. Летом, внутри мешка, скапливалось огромное количество дворовых мух. Этот мешок являлся ловушкой для них. У левой стены стоял большой обеденный стол. Обедали на нём после команды деда прочесть молитву Отче наш. Во второй комнате стояла крова для сына и его жены. Посредине стоял стол, а за дощатой перегородкой спали дети. Из второй комнаты через дверь можно было выйти во двор. Обошёл весь дом, всё осмотрел, но ни одного человека не встретил. Где же они, надо поискать. С любой стороны подворья все поля просматриваются до самого края и можно увидеть, что на них делается. С какой либо стороны обязательно увидишь, где работает дедово семейство. Надо идти к ним на помощь и влиться в компанию к своим двоюродным братьям.

  Иногда бабушка давала мне обед для пастуха, а для меня бутерброд и отправляла на пастбище. Пока пастух обедал, ко мне приставал телёнок, требуя поделиться с ним бутербродом.

  Когда я приезжал в гости, Бабушка всегда старалась всё расспросить о моих родителях и угостить меня чем-нибудь вкусным. Дедушка тоже любил своих внуков и всегда старался чему-то нас поучить. В хозяйстве у деда было две лошади, четыре коровы, стадо овец, пару свиней и много кур и уток. Для их выпаса нанимался пастух. Дед охотно предлагал поездить верхом на лошади, отогнать её в поле на выпас, или съездить на речку для купания. При работе на поле мы могли погонять её при бороновании и перекатывать вспаханную землю. Дед учил нас одевать на шею лошади хомут и запрягать её в телегу или сани. Мы научились у деда и многим другим премудростям. Играя во дворе, мы обязательно заходили в амбар и набирали в карман горох. На чердаке дед хранил свой гроб и, подвешенные на бечёвке большие куски копчёной свинины. Нам разрешалось иногда отрезать от них по кусочку и полакомиться.



Конец первой части.