Счастливый человек 19

Нина Джос
   Дедушка с бабушкой воспитывали меня, каждый по своему, старательно лепили из единственной внучки хорошего человека. Дед приучал к порядку и дисциплине. Он, как бывший военный моряк, завёл в семье строгий распорядок дня. Просыпался рано и двадцать минут делал зарядку. Беспокоить его в это время было категорически запрещено. Он занимался утренней гимнастикой всю жизнь, до глубокой старости и неизменно оставался бодрым и здоровым.
  Я не помню, чтобы дед когда-нибудь серьёзно болел. Были лёгкие простуды, радикулит, но он быстро справлялся с недомоганием с шутками и насмешками над собой.
 
   Меня он будил в восемь утра, даже на каникулах, когда можно было поспать дольше.
 
   - Подъём! - командовал дед, - Нинка вставай! - я продолжала нежиться в постели - очень уж хотелось поспать ещё. Тогда дед срывал с меня одеяло! Становилось холодно, обидно, и приходилось одеваться. Сдёргивать одеяло было его любимым приёмом. Мама рассказывала, что с ней в детские годы он проделывал тот же фокус. Но дочка проявила изобретательность и отучила отца будить её подобным способом. Однажды, когда Лиде было лет семь, отец пришёл будить дочку. Она заранее сняла трусики и притворилась спящей. Отец, привычным движением, сдёрнул со спящей одеяло...
 
   - Фу, какая бесстыдница! - закричал он и выбежал из комнаты. Так она отучила строгого отца срывать одеяло. Я повторить подобный опыт не решилась по причине природной стыдливости, и дед продолжал будить меня по утрам столь варварским приёмом.
 
    Когда пошла в начальную школу, к утренней экзекуции добавился стишок про петушка, который дед выучил ещё в дореволюционной школе.
 
 Дети! В школу собирайтесь,
Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь -
Смотрит солнышко в окно!
Человек, и зверь, и пташка -
Все берутся за дела;
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела.
Ясно поле, весел луг,
Лес проснулся и шумит,
Дятел носом тук да тук!
Звонко иволга кричит.
Рыбаки уж тянут сети,
На лугу коса звенит...
Помолясь, за книгу, дети!
Бог лениться не велит!
 
    Как же я ненавидела в детстве этого "Петушка!"  Дед декламировал его очень ехидным голосом, будто злорадствуя, что мне надо идти в противную школу, а ему нет.

    Не имея сына или внука, дед на мне отыгрывался в мужском воспитании - заставлял пилить с ним брёвна, брал с собой в далёкие прогулки и запрещал хныкать от усталости, учил даже стрелять из ружья. Говорил, что в жизни всё может пригодиться. К счастью, стрелять из ружья мне до сих пор не пригодилось.
 
   По воскресеньям дед с бабой ездили в Ульяновск на базар, продавать яблоки или смородину. Торговать оба хорошо умели. Однажды я поехала, вдвоём с дедом, на рынок и наблюдала, как шёл процесс.
 
   Дед громко вещал в пространство, зазывая народ:
 
   - Покупайте смородину! Витамин А, Витамин С! Витамин Е! Витамин Ф!
 
   - Простите, - поинтересовался один гражданин, - а что за витамин "Е"?
 
   - Это витамин для укрепления супружеской жизни! - бодро ответил дед.
 
   - А что за витамин "Ф"?  Я про такой не слыхала, - удивилась одна покупательница.
   
   - Это ещё не открытый и не исследованный витамин, но в моей смородине он точно есть! - весело просветил даму дедушка. Вокруг него быстро образовалась толпа и ягоды быстро раскупили. Торговавший рядом унылый старик, глядя как у деда весело идёт продажа, тоже решил проявить активность:
 
   - Кому на компот? На компот... - громко загундосил он. Но старику явно не хватало дедовой харизмы. 

    У бабушки был особый дар к торговле. Она могла продать любую ненужную в доме вещь и весьма выгодно. Когда мама, с дипломом товароведа, которая торговать совершенно не умела, спрашивала в чём секрет, бабушка отвечала: - "Просто нужно знать, кому предложить".
 
    Приучали к торговле и меня. Уже в десять лет я ходила на базар в Новоульяновск, продавать ягоды в одиночку. Вырученные деньги отдавала деду.

    Торговля мне в жизни очень пригодилась в девяностые годы, когда все выживали, кто как мог. Вспоминаю бабушкины слова: - "Учись торговать, всегда будешь иметь живую копейку!" Я и сейчас продаю свои книги и разные поделки на выставках.
 
    Дед учил меня преодолевать трудности. "Жизнь - она не родная бабушка, - говорил он, - нянчится с тобой не будет! Жизнь - суровый учитель".

             Продолжение http://proza.ru/2020/12/22/1013