Сказкотерапия в помощь родителям. Ч. 16

Елена Прудиус
   Глава пятнадцатая
   ВООБРАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ, ПОСРЕДНИКИ И СКАЗКА НА ВЫРОСТ

- Но ты же понарошку?
- Это вы все тут понарошку, а мы тут испокон веку живем!   
(диалог  домовенка Кузи и девочки Наташи из м/ф по сказке Александровой)

   Надя поссорилась с мамой. Потом, через несколько лет, они не в силах были вспомнить предмет своей ссоры. Теперь же тринадцатилетняя дочь крикнула: «Я ухожу из дома!», хлопнула изо всей силы входной дверью и выбежала из подъезда. Мать, прячась за занавеской, плакала в голос. Прошло три часа, начинало смеркаться. Мать пыталась заняться делами, сама себя успокаивала, что Надя  вернется, но беспокойство все сильнее грызло ее. Она уже собралась выйти из дома искать дочку, как вдруг раздался звонок. Мать открыла дверь – на пороге стояла делегация: впереди – Надя с опущенными глазами, за ней – парень со скверной репутацией, поодаль – несколько ребят и девочек. Парень с подмоченной репутацией сказал: «Вот, привели… Еще не хотела идти, пришлось нести на руках…». Потом мама и дочка долго сидели, сначала молчали, потом мать задала мучивший ее вопрос:
- А с чего это они тебя привели?
  Дочка подняла на маму растерянный взгляд:
- Он мне говорит: «Ты что, с ума сошла, что ли? У тебя такая мама хорошая…» И потащил меня домой. А остальные – заодно. А вот Толикову маму он называет Рэмбо… Ну, она их круто выгоняет все время. 
 
   Через несколько лет дочка этот случай вообще не могла вспомнить, а мать все думала, как хорошо, что она тогда не гнала прочь ее «сомнительных» знакомых. Почему-то знала, что дочка плохо не сделает. Вспомнила, как муж пришел домой и тревожно-восторженно сообщил ей, что видел дочь на улице в сопровождении двух таких здоровенных гоблинов (и как она с ними управляется?). Не гладко жили и дальше. Опять были ссоры, по целому дню не разговаривали с дочкой. Большего срока ссоры мать не выдерживала – писала дочке письма, в которых рассказывала ей о своих переживаниях и просила прощения за грубость. Почему-то они помогали лучше, чем разговоры. После них мириться было гораздо легче. Дочка сама подходила и в ответ просила прощения сама.

   Теперь дочка выросла. Ее страшные знакомые – тоже. Теперь они вполне похожи на нормальных людей. Жизнь постепенно все расставила по своим местам. А мы увидели появление посредников, нежданных-негаданных, и все же неслучайно возникших. Они есть всегда, если их не выпалывать, как сорняки, из окружения вашего ребенка или подростка. Но могу сказать, что некоторые родители все же занимаются этим из страха, что кто-то может дурно повлиять на их замечательного ребенка, что он может попасть в скверную компанию. И, на самом деле, палка всегда о двух концах. С одной стороны друг  - это необходимость, это стимул к развитию и утешение в трудную минуту, это дверь в мир, полный захватывающих приключений. Это часть собственного мира ребенка или подростка, куда он может пустить своих родителей или может там обитать, никого не пуская. Это то обстоятельство, которое делает ребенка хозяином своей жизни, даже если родителям кажется, что их сын или дочка идут на поводу у друга. Во всяком случае, наличие друга означает факт выхода за пределы маленького мирка, в котором когда-то уютно жил малыш со своими родителями, его взросление. С другой стороны – друзья иногда объективно не соответствуют привычкам и даже нравственности семьи, в которую они входят благодаря билетику дружбы. Например, они могут совершенно невинно и по привычке сквернословить, потому что так принято в их семье. Они не умеют вести светские беседы с родителями друга, а только нехотя буркают свое «здрасьте». Они могут уже курить и угощать друга пивом или того хуже. Эти темноватые и сомнительные личности оказываются представителями чуждой нам субкультуры, но чуждой лишь в поверхностных явлениях. Когда дело доходит до действительно важных вопросов, именно «оторва» может проявить мужество и бесстрашие, гибкость ума и способность к верности. Его «дикие» качества помогают ему выживать в непростой реальности. Мы же помним, кто был лучшим другом Тома Сойера – маленький изгой Гекльберри Финн, благодаря которому Том многое повидал и научился. Гек Финн мог то, что было недоступно чистеньким и опрятно одетым детям из хороших семей. 
 
   А теперь о воображаемых друзьях. Бывает, что ребенок реально одинок или его богатое воображение создает потребность в особом, его собственном мире. Тогда он создает свой мир сам, населяет его вымышленными персонажами, дружит с ними, участвует в приключениях, совершает подвиги. В подростковом возрасте эта потребность принимает форму увлечения кумирами, когда подросток «фанатеет» на расстоянии, влюбляется в звезду, наделяя ее всеми воображаемыми и желаемыми свойствами.
 
   Как тогда быть взрослым, если у Малыша появляется невидимый никому Карлсон, а подросток увешивает все стены в своей обители портретами кошмарных рок-звезд? Что ж, самое время расширить свой кругозор. И если родитель вправду хочет понимать своего ребенка, то он непременно с интересом отнесется к его «культурному слою», почувствует себя в роли археолога, путешественника в новую, еще неведомую страну. И, возможно, если это делается с уважением и бережно, аборигены не откажут вам в месте у своего костра и трубке мира. Это знак величайшего доверия, которое может быть целительно для ребенка, заблудившегося в своем одиночестве.
 
   В фильме «Богус» пятилетний мальчик остался без мамы (она трагически погибла), а отца он никогда не знал. И тогда появился Богус – большой и добрый человек, которого никто больше не видит. Но с мальчиком он всегда разговаривает, он веселый и всегда помогает ему. Мальчику некому рассказать про Богуса, даже когда его забирает к себе сводная сестра его мамы, Харриет, одинокая женщина, у которой нет своих детей, и как строить отношения с внезапно свалившимся в ее жизнь малышом, она не представляет. Их отношения не складываются, у них нет ничего общего, и малыш убегает из дома. Только когда Харриет вспомнила, как она сама была одинока в детстве, и к ней приходил Богус. Только так она смогла поверить своему воспитаннику, а он поверил ей.
  Маленькая Элизабет, героиня фильма «Вредный Фред» не желает подчиняться маме, как это делают многие дети 3-4 лет, и, чтобы выходить сухой из воды после своих шалостей, придумывает себе «Вредного Фреда», на которого можно свалить все, что она нашкодила. Ей никто не верит, кроме ее товарища по играм, Микки, но Микки уезжает, и Лиз остается сама в своем придуманном мире. Вместе с Фредом она ведет борьбу с мамой, не терпящей ее шалостей, и в этой борьбе побеждает мама, которая совершает символическое действие, заклеивая Вредного Фреда в коробку и запрещая Лиз раз и навсегда играть с ним. Это сработало, девочка поверила в силу матери и смирилась. Став взрослой, она совершает множество нелепых поступков, ее бросает муж, она чувствует себя несчастной – она неосознанно крушит свою кукольную жизнь. И тогда Вредный Фред появляется снова, чтобы, проведя ее через безумие, вернуть самой себе.
 
   Вредный Фред и Карлсон, который живет на крыше, Пеппи – Длинный Чулок и домовенок Кузя, друг девочки Наташи – все это не просто воображаемые друзья, а та часть внутреннего мира самих детей, которая дарит им свободу и целый мир, в котором они счастливы. Не всегда реальный мир достаточен для них, его можно отнимать и ограничивать, в своем же мире ребенок властелин и творец.
 
   И если мы верим в то, что является реальностью для ребенка, будь то настоящий или воображаемый друг, то у нас есть хороший мост для отношений с ним. У одной девочки, Алисы, был такой друг, точнее, обычно она его слышала как голос, причем, он ей казался очень сильным, гораздо сильнее ее самой. Поэтому когда он ей предлагал или даже заставлял сделать что-нибудь (а это было, например, обозвать маму или «врубить» музыку в то время, когда усталая мама уже легла спать), она не могла сопротивляться. Девочка при этом испытывала очень сильное чувство вины, ведь маму она любила и все время огорчала. Было ясно, что у Алисы с точки зрения психолога (меня) синдром воображаемого друга. С точки зрения психиатра это были галлюцинации, она и наблюдалась в психиатрическом диспансере (т.о. мы наблюдали девочку параллельно и взаимосвязано), получала медикаментозное лечение, но прием медикаментов помогал лишь ненадолго, и голос возвращался. Тогда я сочинила для Алисы сказку, сюжет которой должен был помочь девочке найти общий язык с ее внутренним другом, по сути дела, важной и свободолюбивой частью ее личности. Этот сюжет не должен был усугублять и без того чрезмерное и бесполезное чувство вины, а подсказать возможный вариант развития событий. У нас с Алисой был на самом деле серьезный шанс, если принять предположение, что у нее все-таки болезнь ребенка, «короткие штанишки», которые по мере роста и развития ее личности становятся малы. Развитие личности у девочки происходило несомненно, критичность к собственному состоянию присутствовала. Потому появилась такая сказка.

   СКАЗКА ДЛЯ АЛИСЫ

  Жила-была одна девочка Алиса. То есть, конечно, не одна. Были у нее папа и мама. И жили, они, как положено, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Жизнь у них от нашей, в общем, сильно не отличалась. Папа и мама каждый день ходили на работу, а девочка – в школу. И, поскольку родители были почти целый день заняты, воспитанием Алисы занималась одинокая бездетная тетка. Была она женщина строгая и, хотя очень любила Алису, воспитывала девочку в твердых правилах:
- Не кричи, не прыгай, не сори!
  И так целый день. Хотя Алиса тоже очень любила свою тетю, но иногда так сильно злилась на нее, что сжимала кулачки и стискивала зубы. Самое интересно, что эта тетя была немного волшебница и в хорошем настроении могла наколдовать замечательные вещи – плюшки да ватрушки, а уж в плохом могла устроить такую непогоду с дождем, градом и молниями, что Алиса тут же кидалась ее уговаривать:
- Ну, тетушка, ну, миленькая, пусть опять будет солнышко!
  Настроение у тетушки портилось обычно от того, что Алиса шалила, ведь она была очень подвижная и шустрая девочка. Вот и приходилось ей несколько раз в день просить у тети прощения, например, за прыжки по дивану. А назавтра она уже забывала об этом или думала, что тетка не заметит, если она попрыгает еще немножко.
  Вы, наверное, поняли, что Алиса любила делать все наоборот, не так, как ее учили. А быть плохой ей все же не хотелось. И однажды появился Дрон. Алиса услышала его голос, а потом даже стала его видеть. Вот Дрон-то и подбивал ее на всякие «подвиги», поэтому она назвала его вредным Дроном. Они вдвоем убегали в соседний двор, на стройку, и там жгли костры, искали клады, лазали через забор, дома прыгали по дивану и часами смотрели телевизор, тайком покупали мороженое, когда болело горло, словом, жили в полное удовольствие. Кроме Дрона, у Алисы был еще один друг, настоящий. Звали его Димка, был он на пару лет старше Алисы и жил в бабушкиной деревне, так что Алиса могла с ним видеться только на каникулах. Он единственный из всех верил в ее Дрона и не осуждал.
  И вот что случилось однажды на летних каникулах у бабушки в деревне. Алиса поехала туда вместе с тетей. И там был Димка. Лето началось просто замечательно. Свободы в деревне было намного больше, чем в городе. Алиса за два месяца так выросла, что ее платьица стали короткими. С Димкой и Дроном они бегали на речку – ловить рыбу, кататься на тарзанке, играть в путешественников и много чего еще. Дрон летом вел себя намного лучше, отбивался от рук он только дома, где царила строгая тетушка. Бабушка пыталась защищать Алису, но тетя была неумолима.
- Тот, кто балует детей, тот их портит, - все время повторяла она.
  Близился тетушкин день рождения, и Алиса решила сшить ей в подарок фартук. Она сама раскроила его, как учили в школе, достала швейную машинку и начала строчить. А Дрон тут как тут – «помогает» ей, советует, как лучше шить. И насоветовал так, что все нитки позапутались, и машинка перестала работать. Алиса давай распутывать, да только еще хуже стало. А Дрон суетится вокруг и подначивает:
- Тут колесо крутани, там толкни, держи покрепче и дергай!
  Алиса расплакалась от огорчения, а тут еще тетушка явилась сердитая, как гроза:
- Это что еще здесь происходит? – грозно спросила она. Тогда Алиса крикнула:
- Это все он – вредный Дрон!
  Тетушка высоко вздернула брови, зорко осмотрелась вокруг, но никого не обнаружила. Тогда она сердито сдвинула брови и щелкнула пальцами. Тут же прямо из воздуха, в одно мгновение, возник мальчишка, на вид совершенно настоящий: ростом примерно с Алису, с выгоревшими белобрысыми патлами, с бедовыми зелеными глазами, облупленным веснушчатым носом, оттопыренными грязными ушами, босыми грязными ногами и такими же руками в цыпках. Ну, точь-в-точь, Алисин Дрон. И одет очень удобно – в рваные короткие джинсы с обтрепанными краями и клетчатую ковбойку. Из кармана у него что-то торчало, больше всего похожее на рогатку.
  Тетка хмуро и недоброжелательно уставилась на него.
- Так это и есть твой Дрон? Ну, что же… А теперь – убирайся!
  И опять щелкнула пальцами. И Дрон исчез. Только теперь и Алиса его не видела, как ни вертела головой.
- Тетя, а он еще вернется? – растерянно спросила Алиса.
- Надеюсь, что нет, - ответила тетя и вышла из комнаты.
  Дрона не было ни в тот день, ни на следующий. Такого еще не было никогда. Алиса сидела целый день необыкновенно тихая и послушная. Димка, увидев ее печальные глаза, сказал:
- Ну, ты как неживая сегодня. Пошли на стройку!
- Нет, что-то сегодня не хочется. Дрона нет.
  Вечером тетя сделала Алисе подарок – очень красивое колечко с голубым, как глаза Алисы, камешком. Подарила и сказала:
- Носи его всегда. Оно всегда будет тебе напоминать о совести и поможет оставаться хорошей девочкой. Колечко очень понравилось Алисе, только немножко жало безымянный палец, а на мизинце болталось.
  Вечером Алиса осталась одна в своей комнате и любовалась на колечко. И вдруг появился Дрон.
- Дрон! – радостно закричала Алиса. И вдруг колечко больно укололо ее.
- Ой, что это?
  А Дрон подбежал к ней и посмотрел на колечко.
- Бедная Алиса, теперь я должен уйти совсем…, - сказал он, понурив голову. Это кольцо будет напоминать о том, что ты должна быть хорошей девочкой. А я – плохой… И слезинка скатилась по его грязной щеке. Тогда Алиса крикнула:
- Нет, Дрон, подожди, я сейчас!
  Она попыталась снять кольцо, но оно продолжало крепко сидеть на пальце и колоться. Тогда Алиса вспомнила, как мама снимала тугое кольцо с мылом и побежала в ванную. Быстро намылила палец – и кольцо соскочило. Алиса бросила его в карман и вернулась к Дрону. Он стоял тихий, сам на себя не похожий. Алиса обняла его и сказала:
- Я не хочу тебя терять, ведь ты мой друг. Лучше я тоже буду плохой!
- А как же твоя тетя? Ты ведь ее тоже любишь?
  Тут Алиса расплакалась:
- Неужели я должна выбирать между вами? Тогда я выберу тебя!
  Она подбежала к открытому окну и выбросила кольцо на улицу. Оно ослепительно сверкнуло на солнце и пропало. Вдруг послышались шаги. Дрон схватил Алису за руку:
- Это она!
  И исчез, как всегда. Вошла тетя. И сразу заметила, что на руке Алисы нет кольца. Алиса быстро заговорила:
- Я его нечаянно потеряла, я не хотела…
  Но старая волшебница покачала головой. Она все сама уже знала.
- Мне очень жаль, что ты сделала такой выбор. Без совести ты не сможешь стать хорошим человеком, а, значит, все мои труды не впрок.
- А что же мне теперь делать? – тихо спросила Алиса.
- Теперь тебе придется узнать об этом самой, - ответила тетя и ушла.
- Дрон! Что мне делать?
  Но тут же появившийся Дрон только грустно покачал головой.
- Я умею прыгать, драться, висеть на заборе, искать клады, защищать тебя – ну, ты же знаешь. Но я не умею думать о таких трудных вещах. Тогда Алиса вспомнила: «Димка»!
  Она выбежала из дома. Димка был возле ее крыльца и разглядывал что-то блестящее в руке. Это «что-то» оказалось Алисиным колечком. Алиса все рассказала Димке. Он оказался настоящим другом – вытер ей слезы и усадил на скамейку.
- Знаешь, у меня раньше тоже был такой друг, как у тебя. И мне все время влетало за то, что мы вместе делали. И его-то никто не видел. А однажды в день рождения мне дедушка подарил набор настоящих плотницких инструментов. И разрешил мне сделать скамейку. И когда я ее закончил, то увидел, что мой никому не видимый друг стал меньше ростом. Оказывается, расти мог только я, но не он. И как будто я стал главнее его. Ведь он не умел делать таких вещей, какие стали у меня получаться. А теперь он приходит ко мне, но уже редко, ведь мне и без него теперь не скучно. Сейчас у меня есть ты и твой Дрон.
  Алиса вытерла слезы, сказала Димке спасибо и взяла у него колечко. Дома она продела сквозь него шнурочек и повесила на шею. Так колечко ей не мешало. А потом Алиса дошила фартук, и он получился очень красивым. Ведь именно у Дрона возникла идея украсить его разноцветными лоскутками, сделать из них карманы. Когда фартук был готов, Алиса с удовольствием посмотрела на него, а потом на Дрона. Он стал как будто меньше ростом. Или это она выросла? Тетушка была рада, а про кольцо словно и забыла. Алиса его потом положила в свою шкатулку.
  Потом Алиса выросла еще больше и вышла замуж за Димку. И своих детей они воспитывали сами. Уж они-то сразу поняли, когда в детской завелся Вредный Дрон.
  Хотите знать, что дальше было, приходите в тридевятое царство, тридесятое государство.

***
  Мы с Алисой эту сказку тоже шили. Можно сказать, что я ей предложила фасон и цвет к лицу, а уж она выбирала ткань и примеряла эту сказку. А я ее подкалывала и наметывала, пока не получилось то, что Алисе хорошо подошло и понравилось, нигде не жало и было даже немного на вырост. Как об этом узнали – да у Алисы глаза радостные стали.
 
   Прошло время - она действительно выросла и во многом переросла свои проблемы и болезни. Голоса исчезли. И со своим «Дроном» управлялась все лучше. Психиатры называют это клиническим улучшением, а детские психологи - просто развитием, при котором личность ребенка растет и перегоняет его детские проблемы. Оно есть у всех детей, если им не мешать и заниматься вос-ПИТАНИЕМ, т.е. питанием их тем, что им действительно необходимо. Иногда им бывает нужна сказка на вырост.