Телевизор убьет в детях всё творчество и фантазию

Милюхин Сергей
Казалось бы, десятки хороших статей написаны на тему пагубного влияния телевизора на наших детей тем не менее сотни родителей продолжают держать перед экранами своих зомбоящиков этих крошечных созданий, впитывающих любую информацию, как губка (нет, не губка Боб)...

Мы часто думаем и поступаем хитрым образом, пытаясь усадить своего ребенка перед телевизором, включить ему что-нибудь, лишь бы он сидел там и смотрел в экран, пока мы будем убираться, мыться, готовить, заниматься своими делами. И пусть ребенок сидит 1-2-5 часов перед телевизором, только не мешал бы нам заниматься своими делами.

Правда мало кто задается вопросом, насколько это отрицательно – оставлять ребенка одного перед телевизором без ограничительного режима. И речь здесь идет как о физиологическом воздействии телевизора на организм человека, так и воздействии психологическом. Маленькая личность человека находится в руках большого экрана с бегающими картинками, объемным звуком, сменяющими кадрами и впечатлениями, которые остаются в памяти ребенка НАВСЕГДА.
Вот некоторые данные об исследованиях ученых, которые опубликовали информацию о вреде телевидения на детей за последние 20 лет. Ученые сделали удручающие выводы – телевизор влияет на ребенка точно так же, как влияет алкоголь на взрослых людей: рассеянность, забывчивость, скученность внимания, уход в себя, расстройство и много других проявлений, которые повергли ученых в шок.

Телевидение полностью тормозит развитие творческих способностей у детей, препятствует общему развитию ребенка, начинающего смотреть телевизор в больших количествах. Дошкольный ребенок, просматривающий телевизор более 1 часа в день, имеет шанс развития нарушений памяти более чем на 10% процентов. Американские педиатры рекомендуют родителям отказывать своим детям до 2?х лет просмотр телевизора вообще, чтобы не тормозить общее развитие ребенка.

Сцены насилия и агрессии, которыми в последнее время стали изобиловать телепрограммы, телефильмы, оставляют на детей неизгладимые впечатления, и родители даже не пытаются как-то объяснить или вместить в какие-то рамки понимания ребенка. После просмотра телевизора ребенок предоставлен сам себе и даже не может отдавать себе отчет в увиденном, сделать какие-то анализы и выводы.

А оставленный в руках ребенка пульт можно сравнить с пистолетом, приставленным к виску. Особенно если у вас дома больше 30 каналов. Постоянная смена кадров негативно влияет на развивающийся мозг, итак, достаточно перегруженный жизненными обстоятельствами и личным опытом ребенка, с каждым новым днем неуклонно растущим вверх. Когда познавательные функции мозга ребенка притупляются, он с трудом усваивает новую информацию, теряется связь с родителями и ежедневными делами. Эмоции сбиваются в кучу и ребенка постоянно начинают посещать резкие перепады настроения. Только что ваш ребенок смеялся и уже через несколько минут он плачет и бьется в истерике по совершенно непонятным причинам.

Многие ученые сходятся во мнении, что за последние годы многие дети стали терять речевые навыки, наряду с приобретенными зрительными навыками. Ребенок воспринимает в разы лучше зрительную информацию, в то время, как на слух информация доходит с трудом. Многие сходятся во мнении, что это связано с дефицитом речи у ребенка. И в общем-то, это не удивительно, когда ребенок днями-вечерами сидит перед телевизором и всё, что у него откладывается в голове – картинки...

Пока ребенок сидит перед телевизором, в диалоге и общении он не нуждается – ему нужно только слушать и кивать головкой, а большой брат сделает за него все дела. Молчание перед телевизором усугубляет еще и тот факт, что предоставляемая телевидением информация представляет собой утвердительный поток знаний и событий, который совершенно не побуждает ребенка к какому-либо анализу, развитию собственной фантазии и представлений. Творческие способности ребенка остаются где-то в углу, пока ребенок приобретает совершенно ненужный ему теле-видео опыт.

Нам кажется, что просмотр ярких, красочных мультфильмов как-то стимулирует фантазию ребенка, помогает познавать ему что-то новое вокруг себя, однако по мнению доктора П. Райнера, написавшего в 2003 году книгу “Застывший взгляд”, просмотр мультфильмов и фильмов не вызывает у ребенка никаких побуждений и мотивации к фантазии. А вот книги, которые ребенок читает и понимает на слух, оставляют в нем гораздо больше полезной информации, побуждая ребенка обращаться к собственному внутреннему миру.

Многие родители сейчас так заняты на работе, что на общение с ребенком остается 30 минут с утра и пару часиков после работы, в то время как телевизору ребенок предоставлен чуть ли не весь рабочий день, пока он сидит у бабушек, дедушек, нянечек и т.д. Расстройство речи, нарушения артикуляции, отсутствие внимания, недостаточное понимание диалогов и прочие дефекты зачастую связаны именно с обратной связью, которую мы бы должны получать от наших детей, но как-то не получаем.

Отдельных слов заслуживает тот факт, что у детей, ежедневно проводящих большое времени перед телевизором, образуются проблемы ожирения и других болезней, связанных с отсутствием естественного движения. Двигательные способности ребенка притупляются, физическая активность уменьшается, однако количество потребляемой пищи даже если и не увеличивается, то должным образом не преобразуется в энергию, а откладывается в лишний жир... Ребенок, страдающий ожирением. Раньше такого просто не могло быть, а сейчас это повседневная практика во многих семьях.

Пока ребенок набирает лишний вес, он теряет свои двигательные навыки, реакция на внешние раздражители становится замедленной, а это ведет к торможению творческих способностей, фантазии и интеллекта.

Еще немного об исследованиях. Еще в 1996 году английский логопед С. Уорд опубликовала результаты своих исследований, в которых она отметила, что 20% обследованных детей в возрасте 9 месяцев отстают в развитии, если их родители используют телевизор в качестве нянечки. А если дети продолжают смотреть телевизор, к трем годам задержка их развития составляет уже 1 год. Вот и задумайтесь.

Вы спросите, есть ли какая-нибудь польза от телевизора? Конечно есть. Можно избавить от ребенка на несколько часов и заняться своими делами. (Это шутка, в которой есть доля правды)

Исключить телевизор из жизни ребенка вам все равно не удастся. Хотя бы потому, что вы сами смотрите телевизор вечером, в обед, с утра перед работой. У каждого человека свое время общения с телевизором. Для ребенка это время можно тоже организовать правильным образом, чтобы не быть тираном в его глазах, а также одновременно контролировать получаемую ребенком информацию и дозировать ее в правильных количествах.

1) Обратите ваше внимание на какие передачи ваш ребенок больше всего тратит время. Нет смысла отрицать, что некоторые программы могут быть действительно полезными для вашего чада. Постарайтесь сами или совместно с ребенком определить, что из программ для него действительно нужно и важно, а что является мусором, на который и время то тратить жалко.

2) Время проведения перед телевизором можно считать одним из наиважнейших пунктов. Для начала вы можете посмотреть, сколько времени сам ребенок готов проводить перед телевизором и уже исходя из этого создать для него пользовательский лимит, который будет ему действительно полезен. Психологи считают, что ребенку вполне достаточно около 1.5 часа времени в день, чтобы получить необходимую “дозу информативного облучения, но не быть при этом смертельно зараженным”. Попробуйте создать план действий и уже по нему урезать или добавлять время вашему ребенку.

3) Не бойтесь быть тираном для своего ребенка. Поверьте, пусть это окупится через 5-10 лет, но вы увидите полноценного ребенка, который идет в ногу со временем и окружающими его сверстниками, занимается спортом, гуляет с друзьями или подружками, как-то развлекается, а не сидит зажато дома, не зная, какое применение себе найти. Может быть, ребенок сразу и не поймет всех ограничений для себя, но сдаваться и идти на поводу у него смысла точно нет. Сегодня он будет смотреть телевизор 2 часа, завтра 4, а послезавтра он будет лежать на диване в порванных штанах, грязных носках, с большим животом и вы поймете, что нужно было быть строже.

4) Когда вы совместно будете просматривать «запрещенные» фильмы или передачи, лучше всего прокомментировать происходящее на экране. Важно Ваше мнение! Так ребенок поймет, что такое хорошо и плохо, где добро, а где зло. Или уводите детей от телевизора при просмотре ужастиков и т.д.

5) Вам необходимо научить ребенка обходиться без телевизора. Найдите ребенку достойную замену телевизору, но пусть это будет не компьютер. От него пользы тоже не так много, как вреда, особенно для ребенка. А вот запретить ребенку смотреть телевизор во время еды – отличное решение. Или переставьте телевизор из центра комнаты куда-нибудь в угол и он сразу перестанет быть центром вселенной и решающим звеном в вашей жизни.

6) Также стоит упомянуть про простые правила пользования телевизором. Нельзя позволять детям находиться у телевизора и смотреть его на расстоянии ближе двух метров. Поберегите глаза ребенка, пока он не стал слепым. Дети должны находиться немного ниже уровня телевизионного экрана.

Поверьте, лучше потратить свое время на прогулки и общение с ребенком, чем на посиделки перед телевизором. Вы также можете попросить ребенка помочь вам по дому, оказать какую-то важную помощь, сходить в гости к родителям или поиграть с “живыми” друзьями. Отличной заменой телевизору станет чтение книжек, детской литературы, какой-то спорт или совместные игры, походы на каток и другие увлечения, которые могут быть отличной заменой для современного зомбоящика.

Источник blogpoeta.ru