Сказка о медведе БезУмке и диссоциативной фуге

Константин Матаков
                ***

Однажды белый медведь БезУмка пропал. Поначалу этого никто не замечал, ибо друзей у него практически не было. Но через четыре дня морж Сломанный Клык начал все-таки бить тревогу, потому что БезУмка регулярно навещал его. Встревожился и старый знакомый медведя волк Длинный Хвост. И вскоре БезУмку начал искать уже весь остров – к поискам подключились и медведи, и тюлени. Но все было без толку. Исчезновение медведя было очень странным. БезУмка вообще отличался странностями, и потому его недолюбливали собратья-медведи, но остров он никогда в жизни не покидал, и даже вроде бы боялся его покидать. А тут - неделя, другая, третья, - и ничего. У Сломанного Клыка спрашивали, не заметил ли он чего-то подозрительного, но тот отвечал: нет. Так прошло два месяца, и о БезУмке уже начали забывать, считая его погибшим: поскольку обыскали весь остров, и его не нашли, то решили, что он утонул в океане, провалился в какую-нибудь трещину, и не выбрался. Однако на следующий день на острове появился медведь Большая Голова, который, хотя и был родом из этих мест, часто путешествовал по разным островам. Узнав, что происходит, он сказал, что прибыл с одного отдаленного острова, в десяти днях пути отсюда, и там мельком видел БезУмку: тот быстро пробежал мимо, и поговорить им не удалось. По словам Большой Головы, БезУмка сильно исхудал, и вид у него был дикий. После этого на остров, где, как предполагалось, находился БезУмка, снаряди команду из медведей и волков; увязался с ними и Сломанный Клык. Достигнув того острова, они через несколько дней действительно нашли БезУмку, вот только.. он не отзывался на свое имя. И вообще не считал себя медведем. Он называл себя Жирафом по прозвищу Единорог, и при этом утверждал, что у него сердце Олененка. Старый Морж Сломанный Клык не выдержал, и сказал:
- БезУмка, неужели ты все забыл?! Это же я нашел странные кости, похожие на кости Жирафа. И мы с тобой решили, что этот жираф обитал на небесах, а потом упал на землю. Ты еще говорил, что такие животные на земле не могли бы обитать, потому что непременно поскользнулись бы, и умерли, ударившись об лед. Ты медведь, а никакой не жираф, которых, может, вообще не бывает..
- Не знаю, кто ты, но ты говоришь неправду. Я белый жираф с одним рогом, я сияю ночью и становлюсь прозрачным как воздух днем – так что вы не можете меня видеть. Наверно, из-за сегодняшнего тумана, я стал немного видим..
- Какой туман, ты о чем?
- Это такой дым, когда в воздухе много-много капель дождя.
- Какого дождя, у нас никогда не бывает дождей, а только снег..
- У вас – может быть. Но в той стране, где я сейчас нахожусь, часто идут дожди.
- И что это за страна?
- Она называется Фуга. Здесь синяя земля, черные облака и зеленая кровь.
- Какая еще зеленая кровь?
- У меня. Недавно я поранился о куст растения крепелин, и у меня из ноги шла кровь – она была зеленая как полярное сияние.. Было так больно, что я упал на синюю землю, и долго не мог встать.
- Постой, ты хотел сказать: на синий лед? И какие тут растения? Никаких кустов, - сплошная ледяная пустыня!
- Нет, в моей стране не бывает льдов. Обычная синяя земля, как везде. И на ней растет все, что может расти.
- Не везде. У нас нет никакой синей земли.
- Ну нет – так нет. А у нас  2+2=5, 6;6=37.
- Но это неверно! Вот смотри: у медведя две лапы спереди и две лапы сзади – сколько всего у него лап?
- Не знаю. Это может знать только само это существо, которое ты называешь медведем. И потом, может лапы и вовсе нельзя сосчитать? Тебе не приходило в голову, что мы живем в мире, где ничего посчитать невозможно?
- Ой.. Ладно.. А у тебя самого сколько лап, взгляни!
- У меня не лапы, а ноги – я ведь жираф. И я не собираюсь их считать, что за глупость. Я просто знаю, что 2+2=5. На моей синей земле все именно так.
- БезУмка, хватит уже! Пойдем к нам обратно! Посмотри на себя: ты, наверно, почти ничего не ешь, скоро идти не сможешь!
- Нет, я прекрасно питаюсь – тут так много вкусных и сочных растений! Некоторые можно увидеть только в свете полярного сияния.
- Но ты же сказал, что в твоей стране не бывает льдов, и идет дождь – откуда тогда там полярное сияние?!
- А кто тебе сказал, что полярное сияние там не может случаться?
- Так оно бывает только на крайнем севере, как у нас – а раз у тебя там дожди и растения, то, значит, это не север.. Правда, я не верю, что такое возможно..
- Тебе просто с детства внушили эту сказку: где плюс, там холодно и льды. И еще сказку про полярные ночи и дни. А на самом деле север – это дожди, падающие на синюю землю, из черных облаков. И туманы, огромные туманы, напоминающие гигантских зверей. Эти звери и есть основное население севера. Иногда с ними даже удается пообщаться, но вообще-то они молчаливые.. Мое сердце олененка подсказывает мне, что лучше общаться с солнцем. Но я не уверен, что тот розовый ромб на небе за моей спиной – является солнцем..
- Там нет никакого ромба, и солнце вовсе не розовое!
- Не знаю, из какой страны вы прибыли, чужестранцы, но солнце такое.. Оно постоянно меняет форму и цвет, и ни один миг нельзя быть уверенным, какое оно сейчас.. Оно может представляться кем угодно, и только если разгадать загадки, которое оно постоянно сообщает, можно понять, солнце оно в данный момент, -  или нет.. Кто же вы такие.. Я ведь раньше никогда таких зверей не видел. И всегда думал, что звери должны быть как туман или как облака.. Наверно, вы из космоса? И хотите меня забрать с собой? Нет! Я все равно убегу от вас!
Медведь-жираф БезУмка-Единорог стремительно побежал куда-то, и вдруг остановился.. «Я воткнулся своим рогом в синюю землю, я не могу его вытащить, помогите мне!» - закричал он. Медведи подбежали к БезУмке, не зная, что делать: ведь он не падал, и никакого рога у него не было. Кончилось тем, что они взяли его с собой. Но когда они еще не покинули этот остров, БезУмка вдруг сказал: как холодно сегодня, медведи, - неужели снова метель? Так окружающие поняли, что он пришел в себя. Правда, он так и не мог вспомнить, что с ним было эти месяцы. БезУмку оставили на попечение Сломанного Клыка. Это было трудным делом: медведь почти ничего не ел, и все равно отвечал на реплики, обращенные к нему, как-то странно:
- Что с тобой, БезУмка?
- Сердце болит.
- А что случилось?
- Ну, мое сердце не приспособлено к такому холоду.
- Как это? Ты же белый медведь!
- Но у меня сердце олененка.
- Как это у медведя может быть сердце олененка?
- Просто когда-то я был оленем. И вот до сих пор чувствую, что у меня шкура медведя, душа медведя, а сердце – олененка.
- Разве сердце и душа – это не одно и то же?
- Нет. Вот посмотри на солнце: у него огненная душа, нет тела, - ибо оно постоянно сгорает дотла, и – полярное сердце. Не будь у него полярного сердца – у нас было бы невыносимо жарко.
- Раз у тебя сердце болит, может дать тебе какое-нибудь лекарство? Рыбу хочешь?
- Нет, мне нужно свободное время.
- И как ты будешь его проводить?
- Я попытаюсь провести свободное время, но разве его проведешь? Это оно проведет меня! Оно проведет меня до многих мест и явлений, где я стану существом, потому что пока я не существо, а шкура медведя с сердцем олененка..