Оазис свободы, творчества...

Галина Щекина
 О Воропанове, о картинной галерее

Воспоминания о картинной  галерее и о ее директоре Владимире  Воропанове  относятся к 1997 году. Они связаны с появлением поэтической  книги В.Гальского
 Творчество В.Л.Гальского, поэта "незамеченного" поколения первой волны эмиграции, чей скитальческий путь пролег от орловских просторов - через всю Европу - до Африки, почти неизвестно в России. Его стихотворения, опубликованные под одной обложкой с признанными мастерами слова - А.М.Ремизовым, Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, М. А. Алдановым и др. - были рассеяны в периодике русского зарубежья 1930-50-х годов ( "Русские записки", "Возрождение", "Грани":) и в коллективных сборниках: "Литературная среда" (Белград, 1936), "Стихи" (Мюнхен, 1947) и др.  В 1992 году сын поэта, Константин Владимирович Гальской, воплощая нереализованный замысел отца, издал (по сохранившемуся авторскому плану) книгу стихотворений "Путь усталости" (Вологда: Грифон, издатель  Татьяна Прилежаева, исполнительный  директор Сергей Щекин).В «Грифоне»  работал  супруг, Сергей Щекин (литературный  псевдоним  Сергей  Фаустов). Благодаря  ему  я и узнала про  эту книгу. С Щекин общался с Константином  Гальским лично во время  подготовки книги  к печати. В  то время  уже востанавливали усадьбу Гальских в Череповце…
Итак, в 1997 в картинной галерее прошел  большой вечер поэта В. Гальского. Я в то время  работала в  Центральной  городской библиотеке, встреча, посвященная Гальскому, была и там тоже, на  Панкратова 75. Но в картинной галерее  стал возможен  довольно высокий уровень общения – там присутствовали и выступали Владимир  Воропанов, Владимир Аринин. Юлия Бабичева, Татьяна Никитина (сотрудник череповецкого музея). Вечер  Гальского – уникальное историческое событие, благодаря которому имя  поэта  было возвращено городу, стихи поэта зазвучали  во весь голос, о  нем самом и о его наследии заговорили серьезно. Городской тетр-студия «ПодРосток»  (ЦДТП, Ленинградская,  5) под руководством  Владимира Шахова и Татьяны  Слинкиной  осуществил в 1997 году отдельную сценическую  версию  этой книги,   позже выступали с показом этолй версии в картинной  галерее. А книга  «Путь усталости» заняла свое место на книжных  полках, пошла  к  читателям. В фондах  Областной библиотеки  им. Бабушкина и теперь есть  3 экземпляра этой книги.
И  с этого вчера практически началось мое сотрудничество с картинной  галереей. Владимир Валентинович как человек высокой культуры поверил мне, поверил, что это важно  для  вологжан. Это было ярким примером того, что благодаря широте  его интересов картинная галерея стала не только  местом выставок, но также   крупным культурным центром Вологды и России.
 В  2001 я работала в городском журнале «Мезон», его  выпускала одноименная компьютерная фирма. Редактор журнала Исаак  Подольный отправил  меня к  Владимиру  Воропанову за материалами в журнал. Кажется, это был  рассказ директора  картинной галереи  о его зарубежной поездке, о том, как он  всему миру рассказывал  о русском искусстве… С первой  встречи было понятно, что передо мной  образованнейший  человек с огромной эрудицией. Я  как-то мимоходом сказала, что у меня  проблемы с помещением для литобьединения, проблемы с публикациями. Воропанов  улыбнулся:  «Так ты, наверно, тоже в черном  списке?» - «В  каком списке?» -  удивилась я.  – «Да в том же, что и я». Ничего не поняв, я тем не менее почувствовала, что  собеседник  меня  поддерживает!
Владимир Валентинович  всегда  шутит. Никогда не  видела его  мрачным или злым, наоборот, на лице его  чаще появлялась улыбка. Даже когда мы встречались в роще на тропинке от остановки  «Берег», ведущей в  дачным участкам, он всякий  раз,  здороваясь, говорил какую-нибудь остроту.
Материал для  журнала  я  тогда получила, и не один. В журнале  «Мезон»  тогда была постоянная  рубрика «Вологодский  вернисаж» -  рассказы о художниках и  их  картинах. Не всегда  автором был  Воропанов. Чаще  сотрудники ВОКГ, например  «Вдохновенной  души отражение» Л. Сосниной – «Мезон», март 2002 года, «Вадим Егоров, поэт и  художник» Т. Петровой в «Мезоне» 2002, октябрь, «Театр Птюхина» Т.  Сизовой в  Мезоне за октябоь 2002, «Камертон  времени» А. Глебовой и  Т. Петровой  в Мезоне  2002 года за  июль про  художника  Е. Соколова, «Образ  Родины» М. Вороно о Крыжевском в  альбоме издательства  «Арника» за 2006  год, и другие. Также  рубрика пополнялась статьями Ирины  Копьевой, жены известного  художника М. Копьева. Большую роль, считаю, сыграла  эта рубрика в просвещении вологжан.
Таким  образом, я  оказалась вовлечена в сложную и  разнообразную  деятельность ВОКГ. Разумеется, прежде это были выставки живописи, о которых  говорили, спорили. Но не  только. Воропанов организовал работу нескольких  клубов при картинной галерее – Клуб  коллекционеров, Клуб  любителей изящных искусств, потом  туда прибавился   киноклуб  с  Татьяной  Кануновой, клуб Россйского  союза писателей с  Леондом  Юдниковым. Сколько имен  открылось  в ВОКГ! Седов, Тутунджан. Крыжевский, Пантелеев. Бороздин…
Однажды,зайдя по журналистским  делам в Картинную галерею, я узнала, что в главном здании (бывший  Воскресенский  собор) будет  концерт  Надежды Бурдыковой. На концерт ее пришло огромное количество  людей и многие  плакали. Бушевали страсти. Так я обнаружила, что картинная галерея помимо выставок дает помещения  артистам, бардам, литераторам, открывает простор концертной деятельности. Впоследствии  и сама  помогала  устраивать такие концерты (Андрей  Широглазов,  Игорь Захаров, Александр Якунов - все из Череповца).
Именно из программ картинной галереи  я узнала, кто такая Валентина  Боровицкая  - московская писательница, поэтесса, драматург,  автор книг  «Синяя  тетрадь с бронзовой  застежкой», «Эпилог», «Перекресток». Валентина Боровицкая имеет вологодские корни, и поэтому очень любит выступать перед своими земляками. Администрация ВОКГ ее инициативу  поддерживала.
В 2001  году  в Вологду  приехала  писательница и  медийная фигура Мария  Арбатова. Одно  из ее выступлений проходило в Юго-Западной  башне  Кремля,  устроителями  встречи  выступали картинная  галерея и  турфирма «Странник». Встреча прошла с  большим  успехом. Моя  задача  была в том чтобы пригласить  Арбатову, и  эта затея удалась. После короткой нервной  переписки Арбатова все  же дала свое  согласие… В Вологду  она прибыла не одна, а с двумя взрослыми сыновьями. Я ближе  познакомилась со столичной знаменитостью. На меня встреча с нею произвела огромное  впечатление. В дни визита я проводила встречу  с Арбатовой также и в Центральной  городской библиотеке, там вообще наплыв зрителей  едва не привел к сломанным  дверям. Вопросы задавали без конца… Арбатова расшевелила  сонную  тишину  Вологды. Резко  возрос  интерес к ее  книгам, их  выхватывали из рук. А чтобы  выхватывать, их нужно было заранее  привезти из Москвы…
Для меня, человека  общественного, и  связанного  с литературой,  личность Владимира  Воропанова была  очень  значимой.
Вот один пример, когда Владимир Валентинович познакомил  меня с  Улицкой.  Он, конечно, не  знал, что Улицкая  для меня – лучшая  писательница  России. Поэтому  я была в шоке. Фрагмент из  дневника.
«27 августа 2002 года. НЕРЕАЛЬНАЯ УЛИЦКАЯ. В Вологодской картинной галерее было в  тот день малолюдно. На улице шел дождь, я потащила художницу Надю Черкасову  на выставку "Солнечного квадрата" - ну, там всякое баловство, дело рук молодых художников: "Венера" из проволоки, член и грудь под колпаком, гипсовые слепки рук, неожиданные химические пейзажи и натюрморты прибитые к щербатой доске. Дали мне фотки для  журнала, а подписать не подписали, пришлось идти. Выставка мне показалась ехидной и озорной.
 Тут Воропанов, директор, вдруг меня окликнул:
 - Галя, иди сюда. Посмотри, кто здесь.
 Я слепая, ничего не вижу издали, картины смотрю "носом".
- Здрасте, Владимир Валентинович! Иду-иду.
Подхожу - рядом маленькая черненькая женщина.
 - Галя, знакомься, это Улицкая. А это местный литератор Галя Щекина.
- Ах, - закричала я, полностью обалдев, - здравствуйте! Я такая ваша поклонница, знаете...
И замолчала. Она улыбнулась.
 - Мы с мужем здесь на минутку, говорим о возможной выставке.
Муж - художник Красулин - стоял тут же.
 - А это мой сын, работает на Северстали (красивый черноглазый юноша!)
- Северсталь - это очень круто, - сказала я невпопад.- У нас на фирме «Мезон» сильно обсуждали ваш последний роман. Споров было, споров.
 – Какой, Кукоцкого? Надо же, в такой глуши еще читают Кукоцкого... А о чем спорили?
- Да вот о том, что людям много дано, а они несчастны. Героиня, видевшая насквозь, это ж такая эзотерика... А чем кончилось? Вообще слишком тяжелый роман.
- Да, он тяжелый. А кто сказал, что тонко чувствующим людям легко жить? Вообще, роман ничего не утверждает, он же только ставит вопросы... Нам правда некогда, мы уходим.
 - Это очень жалко. А вы приедете еще? Владимир Валентинович, вы мне скажете?.. Я же не отстану теперь...
 - Скажем, скажем... Увидимся...
Мне сказали "до свидания". Я попятилась, будучи все еще в шоке. Потом на другой день стала бегать, всех напрягать насчет ее книг. Я ведь только Медею" читала, да "Кукоцкого"... Вдруг правда приедет? Наташка Сучкова  пришлет чего-то из ОГИ, тут мне Люда дала "Веселые похороны". Удивительно человек умирает, осмысленно и к другим по-человечески. А я прожить жизнь по-человечески не могу. Заклинаю всех прочесть этот роман  Улицкой. Чтоб текст о смерти и содержал  столько  энергии…Все это как-то нереально. Но есть свидетели, Надя все видела. Она с усмешкой говорит - ну, с тобой и ходить в картинную галерею...»
Улицкая  потом действительно приезжала,  выступала  в филармонии, я  погнала  туда  своих учеников, студийцев, они  отзывы писали.

Открывая  выставки, Воропанов  говорил ключевые слова, это  сразу  показывало   мне творческую ипостась художника, его особенности. Как я  заметила, вологодские  художники  были  для  него так  же важны, как  и московские, питерские. Иногда мне даже казалось,   что Воропанов  работает не в  Вологде, а в Москве. Для  меня его речи были директивными. Я им  верила.
Помню речи  на открытии персональной выставки  Яна  Крыжевского. (Воропанов В. «Крыжевский: секрет трансреальной живописи» // Ступени. - №32. – 19 авг. – С.12. Это рассказ о живописце Яне Крыжевском, более десяти лет работавшем в Вологде.) Самого  художника на выставке не  было. Он в то время был в Америке. Выставка стала огромным событием. Все о ней говорили. Однажды Марина Вороно написала мне, что  Крыжевский  пропал. Не отвечает на  письма. И я об этом написала  в ЖЖ. Через долгое время, уж и  Марины  Вороно не стало, один человек написал мне, что нашел в американской подземке  человека, назвавшимся  художником. Он был болен. Я написала всем, кому могла – в т.ч. дочери   Крыжевского  Марии и своей  подруге Елене  Колядиной в Череповец, а та  дала мне  адрес редактора  первого  канала ТВ. И Яна Крыжевского первый  канал  привез прямо на передачу. И я там  была. Вся эта история вошла в  роман «Несвадебный  марш», и что  особенно  ценно, Воропанов прочитал ее  как есть, невзирая на то, что имя указано не было. Но зато там  были описания картин Крыжеского и тут ошибки  быть не могло.
Позднее  я  узнала, как интересно писала о  Крыжеском И. Балашова в  сборнике  2007  года «художник – критик – зритель»: «Образ  современника в картинах Я.Крыжевского 70 -80 годов».
У каждого  художника есть загадка. Загадки  мне помогал  разгадывать муж. критик С.Фаустов. Вот  что он написал про Виктора  Седова: «В Вологде в картинной галерее открылась большая выставка Виктора Седова, интересного, смелого художника со своей философской позицией, основанной прежде всего на  канонической иконописи и отношении к искусству, возникающему в своих истоках во глубине народной жизни. В работе "Странствие старой музыки" показано гиперболизированное изображение рук, как их изображали древние иконописцы. Тем ближе этот образ оказался к рукам новейших японских роботов, так называемых "servo-controlled GOD HANDs", "сервоуправляемые руки Бога", как они и были задуманы Создателем. Так живопись В. Седова приобретает новые пути странствий от "старой музыки к новой", которая, оказывается, и была задумана такой.(2013)
Вот так мы всегда с  Фаустовым  смотрели выставки в  ВОКГ: я  спрашивала, он отвечал. Еще пример.
«ОПТИМИЗМ КАК ПОЗИЦИЯ (о выставке О.Карпачевой ) Открытие выставки Ольги Карпачевой привлекло в Дом Корбакова фантастически много людей. Толпа была такая, то не пройти к полотнам. Выходит, несмотря на закрытие большого здания картинной галереи, Дом Корбакова остается эпицентром культурной жизни. Да, выступления у микрофона целыми отрядами живописцев - многих впечатлили! Ольга Карпачева любимица своих собратьев по кисти. Что тоже важно. Ну да, есть в ней что-то обезоруживающее.
В этой выставке поражает не только количество работ, но и их разнообразие. Тут и живопись, и графика, да и тематический разброс. Пейзажи, снега, домишки, завод. Некоторые картины немыслимы рядом, но они есть. Мое открытие Карпачевой было несколько лет назад, когда в Доме Пантелеева, где группа художниов собралась после череповецкого пленера. «Ну уж, - подумалось мне.- Пантелеева хотите переплюнуть?» Среди всех тогда запомнилась Карпачева – оптимизмом и обжитостью заводских стен.
На выставке она разная, но нить радости прошивает все. Это необычно для нашего времени. когда мрачная палитра и тоска часто бывают оправданы. Оправдано и название выставки «Энергия пространства» Оно выбрано метко и правильно, спасибо куратору экспозиции Марианне Мурашевой. Для многих посетителей на выставке все было понятно. Для мена не все было понятно, и я обратилась с вопросами к критику Сергею Фаустову.
Г.Щ. 1.Слышала, что в картинах Карпачевой угадывается 50-е или даже 60-е годы. Значит, это оттепельный художник, так ведь это была целая эпоха в стране, в искусстве - шестидесятники. К Карпачевой это относится?
С.Ф. - Нет. Она живет и работает в 10-е годы 21 века. То, что она имитирует те годы своим стилем, техникой, говорит о ее творческом кредо, во-первых, а во-вторых, о невероятных трудностях в выборе и создании своей индивидуальности в современном искусстве.
Г.Щ. 2.Обилие окошек, старых домов - это поклон советской стране или Беловскому ладу?
С.Ф. - Нет, ни то, и ни другое. Старые окошки и дома, это такие арт-объекты, которые весьма успешно и выразительно укладываются на полотна Карпачевой благодаря ее стилю и технике - крупные широкие мазки, усиленные цветовой яркостью. Само полотно становится новой реальностью и она в том, что работы художницы приносят ей большую радость.
Г.Щ. 3. Палитра Карпачевой в целом светла, открытые пространства, снега, небо. Не чужеродны ли тут виды на индустрию Череповца?
С.Ф. - Нет, не чужеродны. Индустриальный пейзаж металлургического завода весь черный, шумный и жаркий. Художница нашла 50 оттенков черного, показала нам, и оказалось, что это яркий, цветной индустриальный пейзаж, несущий радость. Радость труда, прежде всего своего собственного.
Г.Щ. 4.У Карпачевой есть пастозные, лихо деланные вещи крупные мазки (та же «Капуста»), и, а есть тонкая проработка деталей (лодочка на итальянском берегу). Что же более органично?
С.Ф. - Крупные мазки позволяют писать две картины одновременно. Одну надо смотреть вблизи, и на ней будет изображена одна реальность, а вторая, совсем другая, - видится издалека. И они разные! У картины может быть даже два названия! Например, такова картина с изображением кочанов капусты (издалека) и морского прибоя (вблизи), и то и другое цвета морской волны.
Г.Щ. 5. Какова степень новизны сегодняшней Карпачевой, по сравнению с нею самой прежней и многими другими вологодскими художниками?
С.Ф. - Не знаю, кажется, еще рано об этом говорить. В ее полотнах присутствует какая-то невидимая нить, протянутая через века к эпохе возрождения. И это естественно - они же однофамильцы - Ольга Карпачева и Витторе Карпаччо — классик венецианской школы!
 - А мне кажется – не рано. Это уже позиция, причем выстраданная и доказанная годами мощной работы. Самая моя любимая работа – «Пекарня».
Выставки  давали  разнообразный, множественный  взгляд на мир, а  это  часть  самой  жизни.
Были моменты, когда поддержка  В.В. Воропанова оказывалась  значимой не  только для  меня, а  для целого круга людей, которые в  другом месте  поддержки не получали.
Например, литобьединение  «Ступени» получило по моей  просьбе безусловную поддержку  директора  ВОКГ именно тода, когда оно еще не  было популярно,  даже подвергалось некоторым нападкам. Тем более тяжело было найти зал для праздновния 25-летия лито «Ступени» (1997). Наш ведущий, писатель  Юрий  Макарович  Леднев, почему-то отказался от правления литобьединением, которое  сам же и создал. Мы его уговорили прийти  и выступить. И он пришел, чтобы публично  отречься от нас. «Ступени»  пошли не туда», -  сказал  он. Уж  если отец-основатель отвернулся! А Воропанов – нет. Не отвернулся. Таким  образом он дал путевку в жизнь  новому крылу  вологодской  литературы. На том памятном  вечере  выступали  Юрий Богословский, Лариса  Мокшева, Юрий  Леднев, Ната Сучкова (будущая  звезда  читала  стихи  из новой  книги), Сергей  Фаустов  со своим знаменитым самолетиком  будущей  славы,  Андрей  Широглазов из  Череповца…
Для заседаний  лито получило постоянную  прописку  с  мемориальном Доме-мастерской  Пантелеева. где  сборы проходили несколько лет. Во время  заседаний  мы  знакомились с новыми выставками и по мере  сил писали отзывы на них. Позже   на  базе лито «Ступени» было  основано Вологодское отделение  Союза российских  писателей, представители которого  сразу  получили приглашение  выступить  в  Доме Корбакова. Например, был  вечер поэзии членов  СРП в марте  2015, в год литературы  в  России. Это  было очень престижно. В число персонально приглашенных попала и я. Меня  иногда  называют повивальной бабкой новой  вологодской литературы, так  я  была  свидетелем роста  многих  талантов. Но немногие  дают себе  право  считать  меня   отдельным   автором, отличимым от союза, от лито,  особым объектом. Вот  Воропанов обозначил  меня именно  как отдельного  автора, а не только  как организатора. По его предложению прошли  моя встреча с читателями в 2013 -  по поводу  романа «Тебе все можно».  конечно, шла речь и о  «Графоманке». Тогда уже можно было говорить об этом открыто, так как  роман «Графоманка»  вошел в шорт-лист премии  Русский  Букер в 2008 году.  Встреча, где присутствовал  сам Владимир  Корбаков, его с того вечера увезла скорая. И это было его последнее выступление на публике. Если бы не  это  грустное обстоятельство, я   считала бы  вечер одним из самых успешных – публика  задавала много вопросов,  интересовалась  моими  книгами. Благодаря  клубной  системе народу  было  очень  много. Памятный  подарок – авторский  альбом Корбакова с его дарственной  надписью.
2018 год – встреча с романом «Несвадебный  марш». 2019 февраль -  вечер  поэзии Щекиной  «Времена  года»… Огромную помощь оказали мне на  этих вечерах искусствовед Ирина  Балашова и певица  Мария  Запольских. Владимир Валентинович, несмотря на слабое  здоровье прислал мне  рецензию на  роман  «Несвадебный  марш», которой  я  очень  дорожу, равно как  отзывом  Балашовой. Да, таких отзывов немного. Но их написали лучшие люди города. Я уж не говорю о том, что  Воропанов – почетный  гражданин города  Вологды, об этом все  знают.
Получилось мне также побывать в Доме Корбакова в необычном качестве – мой  фотопортрет работы А.Кирилловского стал частью экспозиции весной 2019 года.
Вологодская картинная галерея во времена Владимира Воропанова стала оазисом свободы, уголком богемы, куда творческая интеллигенция приходила зарядиться энергией и вдохновением, точно так же, как это было в нью-Йоркском Гринвич-Вилидже и парижском Монмартре. Такой статус дорогого стоит.


Постскриптум от мей подруги Светланы  Андреевой.
Мы учились в одной школе  во 2-й средней,только он был на три класса старше.Старшеклассников всегда знаешь и помнишь лучше,чем младших,тем более таких как Владимир.Он и учился хорошо,и в совете дружины   был ,и в баскетбол играл замечательно,весёлый и общительный...Моя знакомая,его одноклассница, Марина Ф.,
рассказывала мне ,что он очень  хороший друг:она ему поведала ему о своем любимом,а он ей о  своей любви к Свете М.           Запомнилось выступление Владимира на вечере встречи выпускников .Почему? Очень уж интересно рассказывал о своей будущей профессии искусствоведа.Был очень весёлый ,ухаживал за Татьяной Б.:весь вечер они с ней танцевали .                Потом я узнала,что Воропанов вернулся в Вологду,а позднее стал директором картинки.
Всегда слышала и читала о нем только хорошее.Помню его рассказ о поездке в США,до того красиво и  интересно говорил,что все слушали,раскрыв рты.
-- Несколько лет назад я вместе  с дочерью была в доме Пантелеева на открытии выставки художников-женщин.Это  начало марта,весна ,и Владимир Валентинович  открывавший это мероприятие ,был такой весёлый,жизнерадостный,нежный,обаятельный,красивый ,очень замечательно рассказал о талантливых вологжанках,что стало радостно и светло на душе...Таким он мне и запомнился ....Сейчас таких мужчин не бывает или мне не встречались...  Жаль,что его нет больше,не верю!