К Ленину за гуманизмом

Виктор Лицуков
Небольшой  документ  , попавший  мне  в  руки   поразил своей  содержательностью и количеством  людей  причастных  с  этому небольшому клочку бумаги ,  в том  числе  и первые люди государства  того времени .  Документ  времен  Гражданской  войны  ,и отражает  события  в до боли родных  местах .   Наша  местность ,  в ту  далёкую войну   несколько раз  становилась  прифронтовой ,  были   2  эвакуации ,  единожды была «оккупация»   бело- казацкими бандами. Горе  и разруха    царила    в  округе ,  не  миновала она и слободу  Репьёвку .   События  1918  и  1919  годов нанесли  невосполнимый  вред  слободе , её население за  2  года  уменьшилось  почти в 2 раза ,  из дореволюционных  6200  душ   осталось  около  3500 .   Замерло  производство ,  практически  прекратилась  торговля ,  только  воды  Потудани    не  прерываясь не  на  миг  несли  свои  воды  мимо  Репьёвки , как бы  напоминая   о вечности.

О  героической  борьбе  за светлое  будущее  нам  напомнит  памятник   на  братской  могиле , расстрелянным  коммунистам   осенью  1919 года  ,  улица  имени Ушанёва  названная  в честь одного из них ,  памятник Ленину ,  как  олицетворение  в  лице  вождя -  победителя    , пролетариата   молодой  советской  страны.   Более чем через   век , можно думать , что в Репьёвке  все  были  однородны  ,  и по  окончании   этой  кровавой  смуты   все  облегчённо  вздохнули   и залечивая  раны ,  дружно   устремились  в  светлое  будущее под  лозунгами  молодой  Советской  власти .

 1918  год     был  самым  тяжёлым   за  всё  время  Гражданской войны ,  не для  фронтов ,  а для  простого населения   . Новые  правила  с трудом  приживались  в  среде  ,  где  уклад  сформировался  веками  .   Как  было понять   , бывшим  крестьянам  , поднявшимся  только  вчера  выше  уровнем  жизни ,  своим  трудом  в торговле  , производстве ,  что они  стали  врагами новой  власти   , да  и простому  крестьянину  объяснить разве можно , что торговать хлебом – преступление  .   Колоссальные  испытания  выпали на долю  мужского населения ,  им  приходилось  и хлеб  растить   и воевать  ,  и погибать   порой не ведомо за  какие идеалы .

Но речь не об  этом ,  а  о том  не  большом листке , что попал  мне  в руки  и поведал  о репьевских  женщинах ,  об  их  гражданской  позиции  и об долге  перед  семьёй ,  перед  мужьями   которых  поглотила   та  далёкая война,  вернее
 её  последствия .

«Москва ,  Председателю Совета Народных Комиссаров  из Репьевки  Воронежской губернии  . 14.03.1919 года ,  6-30 . (В.И.Ленину)
Телеграмма.
Распоряжением Коротоякской  уездной  Чрезвычайной комиссии 24 ноября  1918 года   расстреляны  наши мужья  , граждане слободы Репьевки , Воронежской губернии; Михаил Антонович  Баженов,Тихон Семенович Мамкин, Филипп Сергеевич Неклюдов ,Иван Сергеевич Неклюдов,Николай Петрович Шаповалов, Василий Андреевич Тарасевский  ,  сидевшие в Коротоякской тюрме ,  как заложники . Трупы  их зарыты  в ограде тюрьмы ,  просим  Вашего разрешения взять означенные трупы  для погребения на Репьевском  кладбище  . Просим ответа в Репьевку  , Воронежской губернии Баженовой . Просительницы , Баженова , Неклюдова ,Мамкина ,Шаповалова , Неклюдова ,Тарасевская.» Обращение  в  самый  верх  ,  наверное не первая инстанция , с момента  расстрела прошло почти 4  месяца.

Немного о расстрелянных .  Все  бывшие крестьяне  , заработавшие  своё  состояние  на торговле  и мелком  производстве  . Так  братья Неклюдовы  имели  красильное  заведение , Баженов  лавку  мануфактурных товаров , Тарасевский  лавку мелочных товаров и крупорушку, Шаповалов  магазин кожевенных товаров ,  Мамкин магазин галантерейных товаров  ,  паровую  крупорушку  и имел  частную землю в Новоуколовской волости  .  На  момент  ареста   не у кого из них означенного имущества не было , всё было   разграблено , уничтожено и реквизировано .  Дома   большей  своей  частью конфискованы , семьи  ютились  в приспособленных помещениях.

На  что рассчитывали  вдовы , подавая   прошение  в самую  высокую  инстанцию ,   кстати ,  которая  и  ввела  в оборот  такое  явление ,  как заложники . Наверное  на  наличие  какой-то  духовности ,   традиционности   в  погребальных  ритуалах   , впитанных  с молоком  матери  от  предков .  Я  думаю  они  хотели  остаться  чистыми  перед  своей  совестью ,  людьми  и   погибшими  своими  мужьями  . Нет, ни  кто их не  услышал .

Синий  карандаш – резолюция  В.И.Ленина   «Аванесову ; ответе пожалуйста по существу от ЦИК  ( Телеграмма пришла в СНК) ,  добавив , что это дело , по аналогии с вопросом о приговорах ,  подведомственно президиуму  ЦИКа»  .  Владимир Ильич  доходчиво  дает намёк Аванесову ,  что ему  решение  следует принять   которое  вытекает из  постановления СНК  от 5  сентября  1918 года  и резолюции  ВЧК  ВЦИК ,  по  которому  решения  районных ЧК  о расстреле  не обжаловались  и  обязательно  приводились в исполнение,  о  выдаче  тел  расстрелянных не  в постановлении , не в резолюции не говорилось  ,  зато  список расстрелянных   обязательно публиковался в местной прессе.
Красный  карандаш -   ответ Аванесова ( член коллегии ВЧК  ВЦИК) «  президиум  просьбу оставил без последствия»
Вряд ли  просьба   осталась  без  последствия  ,  впереди   несколько  лет   востребованности  во  «врагах  народа»  и  семьи  просителей  не останутся  в стороне .