Не все просто в храме

Геннадий Ефремов -Кожедуб
Перед службой протоиерей Мефодий наставлял свечницу: «Ты сестра, а не дьяконесса. Я тебя поставил свечами торговать, а не проповедью заниматься. Не отнимай у меня хлеб». И улыбнулся от души, а, вернее, душой.
К отцу - настоятелю подошел монах Спиридон. Как приятно и интересно наблюдать за встречей двух духовных лиц,  независимо от места, занимаемого ими в церковной и светской иерархии: придут, посидят друг против друга, потупя взгляд в пол, и разойдутся удовлетворенными состоявшейся встречей. Они меж собой духом общаются, как истинные братья во Христе. Для них Бог – отец, а церковь – мать.
А язык и слово им нужно для общения с начавшими свой  духовный путь, которому нет конца.
Вот об этом и была сегодня проповедь отца настоятеля:  "Испытывая желание поделиться с первым встречным своими приятностями и неприятностями  будьте осторожны, ибо неизвестно какую исповедь или отповедь получите в ответ. Богу свои помыслы доверяйте. Он надежда и опора!
Слово ограничено в своих возможностях. Как передать свое восхищение бескрайним небом в белых пушистых облаках, трепет перед бушующим океаном, сокрушающим вековые утесы.  Тут слов мало, нужно не только услышать, но и увидеть, прочувствовать. Именно дух позволяет ощутить и понять происходящее во всей полноте и сути".
Отец - настоятель окинул взглядом паству.
Для священника – это овцы, данные ему в духовное управление.
А для случайно зашедшего вора – это лохи, которых обобрать не грех, нет, конечно, грех, не грех - это присказка такая. Короче, те, кого обобрать можно. А нужно ли?
Для врача – это, в большинстве своем, больные, страдающие душой люди,дух которых томится в темнице житейских страстей.
Для учителя -  бездари, которые не хотят учиться ни на чужих, ни на своих ошибках. Бог милостив, вразумит.
Для полицейского, по своим грехам - это сплошь преступники, "уголовный кодекс ходячий". Их, без исключения, без суда и следствия можно на лесоповал отправлять. А почему они не в тюрьме? Не попались на месте преступления? Или они настолько изощрены в своем  вероломстве, что для их проступков статьи не нашлось? Здесь отгадка проста –  Бог все видит: и раскаяние  в содеянном, и обет - впредь подобного не совершать. В церкви не только Бог, но и каждый прихожанин себе судья.
А вон стоит попечитель храма, бизнесмен  - Иван Толстосумов.
Вроде бы и делом занимается, а далеко ему до истинных меценатов, тех купцов, которые  письменных договоров не заключали. Ударят по рукам и поставляют всю продукцию в срок, по оговоренной цене и качеству, за которые не стыдно. Не уродилось свое – терпи убытки, покупай у других, но все договоренности соблюди.
Купцы  гильдии создавали, но не каждого принимали, своим званием дорожили, покупателю угождали, за него боролись. Тех, кто декларировал: «Не хочешь – не бери!» гнали взашей. Честь была дорога…          
Хорошо, что Господь нас в храме собрал! Вместе мы - сила ! С нами - Бог!

                --- В чем вера---

            За окном забрезжил рассвет, первые птички редко и недружно стали славить приход нового дня.
           Радостно, если ребенок просыпается окруженный добром и счастьем, любовью и лаской.
          Труженик обнадеживает себя как по пословице: «Будет день - будет пища!» и, с вдохновением и усердием, принимается за труды.
          Старый и больной человек пробуждается от беспокойного сна с болью во всем теле, предугадывая еще один день страданий. И редко кто скажет: «Коли проснулся и тебе больно – значит, ты ещё жив!». И радуется жизни и каждому дню, как бы ни было тяжело.
          Иросхимонах (дальше, по тексту – старец) Герман пробудился, испытывая чувства всех трех ранее описанных типов и возрастов людей: радостный как ребенок; как простой труженик готовый приняться за дела немедленно, до изнеможения сил, с удовлетворением за их результат; как проживший большую часть жизни, одолеваемый таким множеством хворей, что не умещались они в историю болезни, и, казалось, давно должны были разрушить, растащить его скорбное тело на мелкие кусочки, как лев разрывает свою жертву.
          Тело было тщедушным, как говорили прихожане и монашеская братия: « В чем душа теплится?»
           Зато душа и дух были настолько сильны, что, казалось, могли обнять и утешить весь мир. Но старец Герман не обольщался и не гордился таким Божьим даром. Люди, чаще, не  обращались к нему и угасали на век, не зная, что есть путь спасения не только тела, но и души. А кто приходил?  Окончательно поникший духом, запутавшийся в наставлениях докторов, знахарей, колдунов, блюстителей порядка, знакомых, незнакомых и соседей - нигде не найдя разрешение своих проблем.
          Их беда была в том, что они решали духовные проблемы  земными средствами, ошибочно считали, что Главный врач - чиновник, возглавляющий лечебное учреждение, оказывающее медицинские услуги. Забывая или не зная, что Истинный Главный врач и Спаситель – Отец Небесный а старец - слуга Господа на Земле, слуга бескорыстный, до последних дней.
          Вот такой слуга Врача и пробуждался от ночного забытья. Еще не встав с кровати, поблагодарил он Господа за дарование нового дня, быстро поднялся, заправил кровать, умылся, аккуратно причесал волосы на голове, пригладил усы и бороду. Нельзя молитвенно предстоять перед Всевышним с «растрепанными» чувствами  и волосами.
          Келейное молитвенное правило продолжалось около часа. Было оно искренним и всеобъемлющим: о мире во всем мире, о даровании веры, надежды, любви, добра и счастья, благодатной погоды, разумного труда, здоровья и спокойной жизни всем людям Земли, мирной и непозорной смерти и пребывания в Царствии Небесном.
         Ударил призывный колокол, нужно было отправляться на утреннюю соборную молитву. Как ручейки к реке, стекались монахи в собор, где при вратах стоял отец - настоятель.
          Зорко око духовного наставника. Одного его взгляда было достаточно, чтобы понять, в чем нуждается, что переживает его брат во Христе. Повезло монахам - был их настоятель «матушкой», которая поймет свое дитя и утешит добрым словом и простит прегрешения вольные и невольные. Слаб человек перед искушениями Князя земного и его слуг, которые «легионом» бродят и непрерывно размножаются по Земле, смущая души людей. Вводят они в соблазн и монахов. Недаром среди духовенства ходит притча: «Бог строит церковь, черт пристраивает часовенку».
           По обычаю, монахи - схимники, сокрытые кукулями и мантиями, шли последними, обменивались с отцом - настоятелем братскими поцелуями и входили в замерший в ожидании храм.
           Отец Герман был голосовщиком. Все следовали его примеру: клали поклоны, крестились, пели псалмы. В храме царило единодушие, а что окружало скромную обитель?
            По бесовскому наущению нет на земле гармонии. Похлеще чем при строительстве Вавилонской башни, разделены народы границами, языками и религиями. Да и внутри наций, народов и государств - все обособлено: богатые и бедные, старые и молодые, красивые и не очень, удачливые и несчастные, представители разных профессий и цехов, партий и вероисповеданий не ищут общие начала, а обособляются, защищают собственные и клановые интересы.  Подобно лебедю, раку и щуке не хотят действовать по законам логистики, раздираемы противоречиями, тратят силы на противоборство друг другу, здравому смыслу.
         Не для них путь непростой, но прямой и правый.
         Узок он, полон испытаний и скорбей, не обещает он благоденствие на Земле, а большинству человечества хочется иметь все и сразу, руководствуясь бесовской истиной: «Цель оправдывает средства». До поры не думает он о жизни вечной, бесконечной, которую нужно заслужить земными подвигами.
           Для чего же собрались под сводами храма монахи?
           Не копить физические силы для того, чтобы нести рабов Божьих с их крестом, который им вручил Господь при крещении, с их согласия.
          Монахи укрепляют духовные силы с тем, чтобы самим достойно жить и научить прихожан ходить, понимать, защищаться, жить среди людей по законам Всевышнего и совести...