Узорные войлоки тюркских народов

Гахраман Гумбатов
Узорные войлоки тюркских народов
Узорные войлоки Кавказа.  Студенецкая Е.Н. , СЭ. 1979. № 1. 99-111.

Мы хотим поставить вопрос об использовании узорных войлоков как одного из дополнительных источников при изучении этногенеза и культурно- исторических связей народов.
Войлок -один из древнейших материалов, созданных человеком. Первая в истории человечества шерстяная сотканная ткань. Возможности использования войлока очень разнообразны. Он был «строительным материалом» для кочевников, употреблялся для изготовления одежды, защищавшей от холода, дождя и жары. Войлок-это матрас, и одеяло, и подстилка на пол, и настенный ковер. Практические  свойства войлока были известны ещё древним  насельникам Азии, что подтверждается материалами пазырыкских курганов.( 5-4 вв до н.э). Вот как писал о пазырыкских войлоках С.И.Руденко; «В одном только пазырыкском кургане встречаются изделия войлока пяти основных сортов….». (С.И. Руденко. Первый Пазырыкский курган.1950 г., стр. 49). Как показывают материалы Ноинулунских курганов (рубеж н,э),  хунны, создавая войология нанеселочные изделия, применяли самые различные способы нанесения узора: простёгивание, наложения шнура, аппликация, инкрустация». (С.И. Руденко. Культура хуннов и Ноинлуннские курганы. М.-Л. 1962,  стр.54-56)…Следующий способ-выкладывание узора из шерсти непосредственно на подстилке. Поверх накладывался толстый слой шерсти, который при валянии становился основой готового изделия. В ряде случаев узор предварительно вырезался из слабовалянного войлока в виде гладких или вырезанных зубчиками полосок. Такая технология нанесения узора была характерна для курдов, азербайджанцев, армян, иранцев. Существовала она и туркмен, и у южных киргизов…Тушинцы-овцеводы в зимнее время находились на пастбищах в Азербайджане и могли перенять у местных жителей зубчатый орнамент. Орнаментика войлоков с зубчатым узором у народов Закавказья имеет много общего…Тюркские народы Азии и Северного Кавказа называли войлок кийиз, наименование, известное ещё у кипчаков. Но туркмены называли войлок кече, азербайджанцы и турки- кеча. Тюркский термин кеча широко употреблялся армянами и курдами, бытует и у тушин, хотя у этих народов имеются и собственные  названия для войлока, употребляющиеся чаще в литературном языке (у армян тагик, у курдов- калав, у тушин –тека или надбур). Термин кече, кеча, видимо, пришёл из огузских языков.
Описанный выше способ нанесения узора и характер орнамента встречается у многих народов различного происхождения, различной языковой принадлежности. При этом у них бытует общее тюркское наименование войлока. Как можно объяснить это явление? Говорить об общем компоненте в этногенезе в данном случае не приходится.
 Возможно, известную роль в распространении войлоков этого типа в Закавказье ( а также термина кече- кеча) могли сыграть тюрки-сельджуки, вторгшиеся в 11в. Они приняли участие в этногенезе турок (туркмен и азербайджанцев –Г.). Армянский мастер Анушиван Манукан говорил   «валяние войлоков-турецкое дело. Из армян им занимались только переселенцы из Турции или их потомки»…Непосредственное соседство армян, азербайджанцев и  курдов, длительные экономические, историко-культурные связи между ними, а также с народами, жившими за Каспием, в Турции и Крыму, могли также способствовать изготовлению войлоков этого типа и их наименования (кече, кеча)».
Для древних  тюрков одной самой ранней формой материи был войлок. Этот нетканый материал служил тюркам на протяжении всей жизни в виде одежды, обуви, убранства для жилища, попон для лошадей. Его изготавливали, в основном, из овечьей шерсти. Благодаря верхнему чешуйчатому слою - кутикуле -  шерстяные волокна под воздействием горячей воды и пара способны сцепляться друг с другом, на чем и основан принцип войлоковаляния. Поскольку шерсть дикой овцы не имела кутикулы, первый войлок мог появиться не раньше, чем была одомашнена овца.
Поэтому, начало истории тюркского войлока исследователи относят к IV до н.э., когда были одомашнены лошадь и собака, помогавшие пасти большие отары. Именно с этого времени войлоковаляние стало одним из основных занятий в хозяйственной деятельности тюркских народов.