Золото и любовь

Олег Крымцев
  Кейтс Джессоп родился в 1936 г. в Шотландии. Когда ему исполнилось 5 лет, отец ушёл на 2-ю Мировую войну воевать на новом крейсере "Эдинбург". А в это время Сталин, подписав с союзниками по коалиции договор на поставку в СССР товаров продовольствия, военной техники и др., дал команду отправлять в США, чтобы первое в мире социалистическое государство не было должно капиталистам, расплату золотом по мере его накопления. Из Москвы было отправлено 10 т золота, но застраховано оно было в тогдашнем "Госстрахе СССР"(примерно на 2/3 и в Бюро страхования военных рисков правительства Англии(на 1/3). Часть золота в 93 ящиках по 5 слитков  в каждом весом по 11-13 кг, общим весом 5,5 т погрузили на крейсер "Эдинбург", вышедший из Мурманска в апреле 1942 г. в составе конвоя PQ-11.В месте с тем, по договору об аренде американских поставок или ленд-лизу платить Советский Союз мог через 15 лет после окончания 2-й Мировой войны. Примерно в 200 милях у кромки льдов к северо-востоку сначала крейсер подстерегла немецкая подводная лодка. Однако, она не знала о ценном грузе. Лодка выпустила 2 торпеды по нему и вызвала из Норвегии подкрепление в виде эсминцев. Они, как волки напали на конвой PQ-11.  Выпустили свои две торпеды и хотя крейсер был подранен,огрызался он, как мог и сумел потопить один корабль врага. Затем он повернул в сторону г.Мурманска и двигался со скоростью около 8-10 км в час. Хотя командующий Северным флотом адмирал А.Головко обещал прислать корабли охранения и буксир для доставки израненного крейсера обратно, командир конвоя в чине контр-адмирала, англичанин, дал команду пересадить экипаж и своим кораблям охранения потопить крейсер, чтобы золото не досталось немцам. Очевидно, он не считал зазорным, что СССР дважды заплатит за поставки, которые за всю войну составили примерно 5% от советской потребности, но были важны в начальный период войны. Потопленный своими, крейсер ушёл на дно примерно на глубину около 250 м.
После выплаты Госбанку СССР страховых сумм, право на их владение перешло преемнику "Госстраха" к "Ингосстраху"(2/3)и английскому Бюро-(1/3) груза. Значит без согласия английских властей ни одна страна не могла работать на "Эдинбурге" без их согласия, потому что они объявили крейсер "могилой войны".
 По нынешним ценам стоимость груза составляла 250 - 300 млн. долларов США.
Под водой, кроме золота, остались около 60 человек погибшего экипажа , в т.ч. отец Джессопа и лейтенант, у которого в семью устроилась приглядывать за его дочерью мать Джессопа. Дочке было тогда 3 года. Дети подружились и вместе гуляли.
 Даже влюбились друг в друга.
  После войны минфин СССР не раз обращался в правительство по поводу спасения этого золота. Но собранные для работ министерства каждый раз сообщали, что они работают водолазами на глубинах не более 60 м, а создание технических средств для такой работы эквивалентно стоимости советской части золота, потому они считали нецелесообразным золото поднимать.
  Лишь к концу 1970 годов у миннефтегазпрома СССР появились водолазные суда, купленные у французской фирмы Комекс", Марсель, способные выполнить эти работы.
Но суда нужно было ещё освоить в течение 2-3 лет.
   В мае 1980 г. в Москву прибыли директора норвежской фирмы "Столт...", сообщившие делегации, назначенной советским правительством, что они имеют согласие англичан на поиск крейсера "Эдинбург" в Баренцевом море.
  Вскоре после их московского визита англичане пригласили советскую правительственную делегацию экспертов на переговоры в Лондон, где предложили подписать спасательный контракт с выбранной ими в тендере из трёх- компанией из Шотландии- "Вартон-Вильямс", имеющей водолазов. Они были подобраны фирмой лучшими во всём мире и хотели работать на "Эдинбурге", хотя знали, что производитель будущих работ застраховала в британском обществе "Ллойд" гибель двух водолазов при прорезании бортов крейсера. Однако, водолазы рвались на эту работу, поскольку участие в ней принесло бы им мировую популярность и высокие расценки труда в будущем. Соисполнителем выбрали немецкую фирму "OSA",оснащённую нужным судном и современной техникой. Спасательный Консорциум предложил на тендере более низкую цену, чем конкуренты, запросив 45% от поднятого. Другие предлагали 50% и больше. В Западной прессе эту операцию назвали "операцией века".
  В своё время, будучи ещё ребёнком, Кейтс пообещал дочери погибшего на крейсере
лейтенанта, что когда вырастет, то найдёт могилу её отца, за что получил детский поцелуй влюблённой в него девочки. Когда она подросла и они с Кейтсом продолжали часто встречаться, её мать увезла дочь в другую местность, и рвала все письма, что он писал, не читая. Дочери же она внушала, что Кейтс - босяк и не из её круга,а не пишет потому что забыл о ней, да у него наверняка полно подруг. По настоянию своей матери дочь вышла замуж за человека из аристократов, который работал в компании "Вартон-Вильямс" и не поверил Джессопу, предложившему идею подъёма золота с "Эдинбурга". Однако шеф его не послушал и ввязался в авантюру, как считал её муж.
  А на "Эдинбурге" начались работы. Водолазы прорезали два борта, поскольку пробоины от торпед не годились и своими краями могли порвать шланги или гидрокостюмы людей. Помещения крейсера были полны сорвавшихся с мест механизмов, ручными тачками для перевозки боеприпасов, к тому же спустилась вниз броневая плита корпуса, оставив проход, но до конца операции она оставалась там же, грозя опуститься ниже и передавить шланги или людей. Часть грузов подняли наверх, выбросив их в стороне. Вьюшка же с тросом сорвалась почти с верхней палубы судна-спасателя и упала на колокол, слегка попугав водолазов. Пока прорезали электрокислородной подводной резкой борта, прозвучали два лёгких взрыва скопившихся паров топлива на крейсере, но они были несильные и водолазы отделались лёгким испугом. Больше их напугало приближение прямо на колокол натовской подводной лодки. Они прекратили работу и бросились в колокол, но перед самым ним лодка прошла рядом. Наши подводники знали о работах на "Эдинбурге" и старались туда не заходить. Поскольку тёмные помещения были до пояса заполнены слоем ила и топлива, водолазы начали работать в кромешной тьме, но они применили химические источники тока, ХИТы, в пластмассовых трубках. Там помещены два химсостава, когда трубку сгибали, перегородка разрушалась и составы смешивались, давая реакцию света на несколько часов. Первые дни ничего не дали. Но вот команда судна получила телеграмму, которая давала всем ещё три дня и если золото не будет найдено, то всё прекращается, а нанятым водолазам желали  удачи в других делах и команде "Стефанитурм" желалось "до свиданья". И буквально за день до конца срока водолаз из Зимбабве Джон Россье, находит первый брусок золота, который подняли тут же наверх. Он был из Англии, но сменил страну проживания, как и многие из-за высоких налогов в Англии. Кейтс обошёл со слитком всё судно и показал даже водолазам в барокамере через её иллюминатор. Он решил, что сохранит его у себя, как первый найденный слиток. Водолазное судно работало безъякорным способом постановки, удерживаясь в заданной точке с помощью системы динамического позиционирования, т.е. удержания на месте с точностью до 1 м. Для этого на побережье Норвегии установили два радиомаяка на расстоянии 73 км друг от друга. Но судно по желанию водолаза могло сместиться на 0,5 м в любую сторону. Датчики удержания работали, если им не мешали. Однажды вставшее рядом советское гидрографическое судно подошло слишком близко к "Стефанитурм". Тогда советские наблюдатели объяснили советским морякам, чтобы они отошли подальше, что те и сделали.
 Водолазы во время работы находились по пояс в слое ила, смешанном с топливом. Мешали и сорвавшиеся с мест механизмы, попавшие в "бомбовое" помещение, где хранились боеприпасы и золото, им мешали множество ручных тележек для перевозки боеприпасов и др. Наверх поднималось то, что мешало при продвижении по нужному помещению.
А на самом судне вскоре случайно выяснилось, что советские наблюдатели находятся под чьим-то пристальным вниманием. Один из них случайно нажал кнопку магнитофона на соседнем столе в столовой и вдруг обнаружил, что его слова, произнесённые в каюте, записаны. Хозяин техники побледнел, но наш наблюдатель свёл всё к шутке. У другого наблюдателя, когда он ещё находился на берегу в отеле, кто-то спилил выступ для перемотки кадров и он вначале все снимки делал на один кадр, но когда разобрался, выручил один фотокорреспондент из Англии, отремонтировав аппарат и дав свои снимки. Ещё был случай, когда советская делегация посещала крейсер "Белфаст" того же типа, стоявший подобно нашей "Авроре" вечным стендом на реке Темзе в Лондоне. Когда делегацию привели к аналогичному на "Эдинбурге "бомбовому помещению, где хранилось золото, вдруг на крейсере погас свет и он погрузился во тьму пока делегация не сошла на берег. Так советские представители и не увидали "бомбового помещения". Капитан Белфаста" потом сказал, что кто-то выключил источник света на берегу. А на судне "Стефанитурм" "специалист по боеприпасам", находясь в наших территориальных водах недалеко от полигона лодочных сил, попробовал спустить под воду какой-то прибор. Для этого по его команде судно встало в море. Наш наблюдатель это обнаружил и прекратил подозрительный эксперимент, предложив , если надо, провести его при обратном ходе у берега Норвегии.
  В конце октября работать стало почти некому из водолазов, и, кроме двоих, они выбыли из строя по разным причинам. Да и море стало сильно штормить. Англичане настаивали на остановке работ,предлагая всё завершить в следующем году. Оставалось обнаружить 34 слитка, а 431 слитков золота были подняты и размещены в кладовой на верхней палубе. Считалось, что команда заинтересована в сохранности ценного груза, потому незачем его кем-то специально охранять.
  Похоронив под английский гимн с развёрнутыми флагами останки найденных человеческих останков, под чтение молитвы Кисса в качестве капеллана,затем судно направилось в Мурманск для сдачи советской части золота.
 Ему пришлось постоять у входа в Кольский залив около 10 часов пока освобождали пирс для военных катеров с военными же водолазами для обследования подводной части "Стефанитурма". Но вот пришли в Мурманск, где АО "Ингосстрах" устроил приём с обилием чёрной икры и водки. Вечером администрация отеля к удивлению англичан не пустила в отель сопровождавших их девушек "лёгкого поведения". Пришлось смириться.
  Утром трое держателей ключей в "золотую кладовую" пытались открыть туда дверцу, но у Джессопа это не получилось. Он увидел, что кто-то из команды пошутил и залил скважину для ключа клеем. Клей выбили. Золото достали и перевзвесили. Затем для советской делегации сделали фото для каждого её участника с золотым слитком весом 11-13 кг и стоимостью около 300 тыс. дол. на память. Советскую часть золота погрузили с начальником советского ГОХРАН в специальный поезд с виду, как обычный скорый. Высунувшаяся из вагона механическая рука погрузила груз и поезд без приключений поехал в Москву. Два слитка разместили в музее Кремля, где они и лежат. А англичане отправились к себе в Шотландию.
 Там через несколько дней они были в порту, где их отправили в море ожидать. И только на следующие сутки пустили к причалу. Советских наблюдателей удивило, что первым на берег сошёл не капитан судна, а "американец"-специалист по боеприпасам.
Английские власти в 1981 г. под влиянием своей прессы прервали спасательный контракт и возбудили против Джессопа уголовное преследование за то, что якобы он получил от Спасательной ассоциации данные финансовых предложений конкурентов и в британском минобороны от "чиновника-крота" узнал, где потонул точно "Эдинбург". Суд длился несколько лет и оправдал Джессора. С ним вновь заключили контракт на 2-ю часть операции. На этот раз в октябре 1986 г. работало более совершенное водолазное судно "Дипвотер-2". Подняли найденные 29 слитков, 5 слитков не нашли. Всего подняли 99% груза, что признали большим успехом. Советская часть золота была взята прямо на борт военного сторожевика в районе работ. Все отправились в разные стороны и работа была закончена. Фирма "Вартон-Вильямс" знала о других кораблях с ценными грузами, затонувшими в советских водах,  но для их поиска надо было кого-то направить от Советского Союза, однако, на это не пошли соответствующие руководители ведомств. Им не хотелось своих людей отвлекать от их прямых обязанностей, поэтому идея заглохла. Так ведомственные интересы погубили дело. А водолазы получили по золотому слитку каждый, висевшему на золотой цепочке общим весом по 14 г., вознаграждение за работы и медаль от британской королевы "За мужество".
   Джессоп с удивлением увидал на приёме в Шотландии девочку, в которую когда-то
был влюблён. Как он узнал, она стала женой одного из руководителей фирмы "Вартон-Вильямс". Он с её тороны почувствовал также любовь к себе. Замуж на Кейтса она пока не хотела, опасаясь, что её муж может лишить дочь доли наследства, пока она несовершеннолетняя, но она понравилась сыну Джессопа. Через несколько лет обе пары сошлись, при этом Кейтс с новой женой уехал в Испанию, где налоги были меньше, чем в Англии, хотя он и стал миллионером.