Отличие СВР и ГРУ Российской Федерации

Александр Щербаков 5
Прежде чем перейти к изложению материала, я хочу спросить уважаемых читателей, знают ли они, в какой организации  служил знаменитый литературный и киношный герой Макс фон Штирлиц, он же Максим Исаев, он же Всеволод Владимиров? Правильно ответить на этот вопрос могут разве те, кто читал или видел «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пароль не нужен», где молодого разведчика направляет за границу Бокий, один из руководителей ВЧК. Т.е. получается, что  Исаев – сотрудник ИНО ВЧК, потом ГПУ, ОГПУ и НКВД.

ГРУ — это Главное разведывательное управление, подчиняющееся министерству обороны. И его вообще-то формально не существует.
Эта аббревиатура сейчас постоянно используется и журналистами, и в официальных документах, — например, в американских обвинительных заключениях и в заявлениях правительства Нидерландов.

Вообще неплохо написал о ГРУ перебежчик, капитал  Владимир Резун, который под псевдонимом Виктор Суворов написал немало произведений. В своем романе «Аквариум» он, по моему субъективному мнению, неплохо описал, как готовят сотрудников ГРУ и как они работают.  В отличии от других его романов, в этом меньше всего вранья.
В чем разница между Службой внешней разведки (СВР) и ГРУ?
Кажется, эту разницу могут заметить только сами сотрудники разведки. Один из руководителей СВР объяснял, что СВР занимается «политической» разведкой, ГРУ — «военной». Структура и деятельность обеих разведывательных организаций засекречены и защищены гостайной.

 Примерно так же была организована разведка в Третьем Рейхе.  «Политической» разведкой занималось VI управление  имперской безопасности (РСХА),где служил Штирлиц, а «военной» - Абвер, которым руководил адмирал Канарис.

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) — спецслужба, разведывательный орган, находящийся в подчинении президента, призванный защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз.

«В соответствии с сегодняшней разведывательной доктриной, Внешняя разведка России в 90-х годах отказалась от глобализма. Если в период конфронтации между Западом и Востоком разведка велась практически во всех странах мира, где присутствовали спецслужбы США и других стран НАТО, то в настоящее время СВР действует только в тех регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые интересы», — сообщает официальный сайт Службы.

СВР осуществляет разведывательную деятельность в целях:
• обеспечения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;
• обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
• содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Кому предоставляется разведывательная информация?
Разведывательная информация, собранная сотрудниками СВР, предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым президентом федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.
Руководители Службы внешней разведки несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность её предоставления.

Каковы полномочия Службы внешней разведки?
Полномочия СВР определены Статьёй 6 Федерального закона «О внешней разведке»: для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:
Становление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

Осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

Использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки РФ;

Организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях РФ, находящихся за пределами России, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;

Обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами её территории, и членов их семей в государстве пребывания;

Взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

Для осуществления своей деятельности Служба может при собственных лицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключением криптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по техническим каналам.


Где и как готовят разведчиков?
Кадры сотрудников для Службы внешней разведки Российской Федерации готовит Академия внешней разведки (АВР).
АВР — это высшее специальное учебное заведение, осуществляющее подготовку и повышение квалификации офицеров СВР России и других специальных служб, научно-педагогических кадров, ведущее научно-исследовательскую и методическую работу по профильной тематике.
На учёбу в академию, по направлению подразделений СВР, принимаются лица, граждане России, готовые служить своему Отечеству, имеющие высшее образование, в возрасте до 30 лет, физически здоровые, обладающие способностями к изучению иностранных языков и достаточным уровнем общеобразовательной, политической, научно-технической подготовки и общей культуры.

Как стать сотрудником СВР России?
Кандидатом на службу в СВР России на должностях оперативного состава может стать гражданин Российской Федерации в возрасте от 22 до 30 лет, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.
К кандидатам на военную службу (работу) в СВР России предъявляются достаточно жёсткие требования, что обусловлено спецификой работы, наличием доступа к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.
Не все сотрудники СВР являются профессиональными разведчиками. В Службе работает немало представителей обычных «гражданских» специальностей, которые обеспечивают функционирование любой организации.

О методах работы и подготовки СВР больше других рассказал в своей книге перебежчик Сергей Третьяков. Внук и сын сотрудниц КГБ, в юности Третьяков читал книги про Джеймса Бонда, мечтая стать разведчиком. В начале 1980-х вербовщики КГБ предложили ему поехать по программе обмена студентов во Францию, чтобы собирать информацию о новоизбранном президенте Миттеране. Когда он вернулся, его, как и других начинающих разведчиков, отправили в «Лесную школу» неподалеку от Медведково.

Третьякова и его однокашников учили работать с источниками (например, начинать разговор о сотрудничестве только после седьмой встречи, узнав обо всех привычках и проблемах нового знакомого), пользоваться портативными камерами, придумывать свою «легенду» на ходу, оставлять и забирать закладки — последнее чаще всего тренировали в парке Горького.

Распад СССР никак не помешал разведывательной работе Третьякова. Вскоре он оказался в США — и в середине 1990-х возглавил местную резидентуру, работая под прикрытием ООН (другие агенты притворялись журналистами ТАСС или «Комсомольской правды»).

В Нью-Йорке российские разведчики работали в здании постоянного представительства России в ООН на Манхэттене. Обычные дипломаты использовали пять нижних этажей. Выше размещались разведчики и криптографы — их этажи называли «субмариной». Стены в этих помещениях были обтянуты сеткой вибрирующих проводов, которые издавали белый шум; внутри не было ни телефонов, ни компьютеров, подключенных к интернету. Кроме того, сотрудники СВР работали в российском консульстве в Нью-Йорке, — например, копировали документы граждан США, обращавшихся за визами в Россию. Их данные потом могли использовать при создании новых личностей для разведчиков, которые должны были влиться в американскую жизнь и найти работу в организации, связанной с правительством.

И на крыше консульства, и на крыше постпредства были установлены антенны, чтобы перехватывать телефонные разговоры по всему Нью-Йорку — их называли «Импульсом».

Как вспоминал Третьяков, сотрудники СВР часто ездили отдыхать в кафе «Татьяна» на Брайтон-Бич. Именно там он встречался с сотрудниками ФСО Виктором Золотовым и Евгением Муровым — незадолго до визита в США Владимира Путина в 2000 году. Как утверждает Третьяков, Золотов и Муров показались ему крайне опасными людьми, — в частности, по его словам, они обсуждали возможное убийство тогдашнего главы администрации президента Александра Волошина. Также Золотов рассказал Третьякову, что опасается покушения на Путина, — после чего неожиданно ударил Третьякова по лбу так, что он упал со стула. Виктор Золотов сейчас возглавляет Росгвардию, Муров до 2016 года руководил ФСО.

В октябре 2000 года Третьяков обратился к американским властям с просьбой о политическом убежище.

Как отбирают сотрудников ГРУ и где их готовят? Что за «Консерватория»?
Офицеров ГРУ готовят в московской Военной академии Минобороны на улице Народного Ополчения, 50, — неподалеку от района, где находятся штаб-квартира ГРУ и научно-исследовательские институты, связанные с разведчиками. Академия больше известна под названием «Консерватория».

Кроме того, сотрудников военной разведки обучают в Череповецком высшем военном училище радиоэлектроники — там учат в том числе специалистов по кибербезопасности. Еще одно учебное заведение, где готовят разведчиков, — Военно-космическая академия имени Можайского.

Новых студентов обычно набирают преподаватели академии, которые для этого приезжают в военные части по всей стране. Там они проверяют личные дела молодых офицеров; если какие-то из них подходят, с ними встречаются у них дома — а потом приглашают на испытания в Москву.

В Москве испытания продолжаются в течение недели с утра до вечера. Претенденты проходят сотни тестов: на знание иностранных языков, на внимание, запоминание, сообразительность, помехоустойчивость, информационную выносливость. В рамках одного из тестов могут попросить повторить фразу на незнакомом языке, в рамках другого — показать десятки фотопортретов, называя фамилии людей, после чего претендент должен вспомнить, как зовут каждого. Есть и собеседование с комиссией — могут спросить о любимых алкогольных напитках, решении пойти в разведку, отношении к женщинам.

Обучение длится три года. На первом курсе особенный упор делается на иностранные языки, вождение спецтехники, страноведение, шифрование и дешифрование, агентурную работу. Есть занятия о том, как придумывать «легенду» или уходить от слежки.

Каждому из студентов выделяют сектор Москвы, за который он отвечает: там он должен проработать маршруты для встречи с агентами, места для закладок(да, да), засекать за собой наружное наблюдение (его обычно изображают сотрудники ФСБ). Одним из важных занятий является проникновение на режимный объект — будущий разведчик должен попасть туда легально: например, получить пропуск через заведенных с этой целью знакомых.

Какие бывают специальности у сотрудников ГРУ?
В академии действуют три факультета.
На первом учат разведчиков-нелегалов и офицеров для работы в других государствах под дипломатическим прикрытием (их еще называют «пиджаками»). Выпустившись, они начинают работать секретарями послов, советниками, представителями российских компаний в других странах — и отвечают за связь с нелегалами и вербовку.
На втором факультете учат военных атташе.
На третьем факультете Военной академии проходят обучение офицеры, которые руководят специальными операциями в иностранных государствах.
Перебежчики ГРУ и профильные военные сайты описывали структуру военной разведки так:
• 1-е управление — разведка в Европе
• 2-е управление — США
• 3-е управление — Азия
• 4-е управление — Ближний Восток и Африка
• 5-е управление — оперативная разведка
• 6-е управление — радиотехническая разведка
• 7-е управление — информационно-аналитическая служба
• 8-е управление — диверсии
• 12-бис — информационная война
Какие задачи выполняют сотрудники ГРУ?
На официальном сайте Главного управления обтекаемо указано, что сотрудники занимаются тем, что обеспечивают информацией руководство страны, создают условия, «способствующие успешной реализации политики РФ в сфере обороны и безопасности», а также содействуют развитию государства. Эти пункты копируют статью 5 закона «О внешней разведке».

Согласно закону, разведчики могут конфиденциально сотрудничать с информаторами, а также осуществлять «меры по зашифровке кадрового состава». Допустимо использовать «гласные и негласные методы и средства» — но не в отношении российских граждан, не на территории РФ и не те, которые причиняют вред жизни и здоровью людей.

Добычей информации занимаются главным образом «нелегалы»: сотрудники ГРУ, которые живут под чужими именами в других государствах. Кроме того, отдельные идентичности могут создаваться для сотрудников, которые въезжают в другую страну, чтобы совершить диверсию.
Иногда работа «нелегала» может продолжаться десятилетиями. Ветеран ГРУ рассказывал, что его однокурсник по академии после выпуска получил «легенду» и жил по ней следующие 24 года. Он был направлен в одну из арабских стран, где купил себе на рынке палатку по ремонту обуви. В этой же палатке он встречался с агентами; в каблуках ботинок, которые ему приносили, часто были спрятаны донесения.

Информационная война — это тоже про ГРУ?
Дезинформация — одно из основных направлений работы военной разведки с самого ее основания. «Активные мероприятия» проводила и внешняя разведка КГБ (отдел «А»), и ГРУ. Отдел дезинформации вырос из Дезинформбюро, которое появилось еще в 1923 году с целью создания ложных сведений и документов о внутреннем положении дел в России, «подготовки почвы для выпуска фиктивных материалов».
В постсоветские годы российская разведка и связанные с ней организации, видимо, не перестали использовать дезинформацию. С 2016 года Россию обвиняют в использовании так называемой фабрики троллей для вмешательства в президентские выборы в США: ее сотрудники, как утверждают американские прокуроры, под вымышленными именами создавали группы за Дональда Трампа и против Хиллари Клинтон, организовывали политические мероприятия, размещали рекламу в соцсетях. Троллей также подозревают в постоянных попытках расколоть американское общество — вплоть до публикации негативных отзывов на последние «Звездные войны».
Впрочем, о причастности ГРУ к деятельности «фабрики троллей» ничего не известно: в ее создании обвиняют близкого к Владимиру Путину бизнесмена Евгения Пригожина, но это только слухи.

А хакеры? Тоже ГРУ?
ГРУ — это часть министерства обороны. Не один раз СМИ подробно рассказывала о том, что Минобороны последовательно в течение многих лет создает кибервойска — так называемые научные роты.
В 2014 году в Минобороны появились «войска информационных операций» для «кибернетического противоборства с вероятным противником»; позже источники в Минобороны объяснили, что они созданы для «нарушения работы информационных сетей вероятного противника».
Кроме того, многие хакеры работают в НИИ, связанных с ГРУ.

У ГРУ есть спецназ? Кто проводит спецоперации?
О спецназе ГРУ известно больше, чем о любом другом подразделении ведомства. Про него часто снимают фильмы, сюжеты на федеральном телевидении; их операции часто становятся публичными.
О реальных операциях, в которых принимали участие армейские спецназовцы, обычно не сообщают по телевизору и не пишут в газетах. Шумиха в СМИ обычно означает провал миссии, а неудачи у спецназа ГРУ бывают относительно редко.
Спецназ ГРУ считается одним из самых элитных родов войск — в нем очень высокие требования к сотрудникам. То есть: прыгать с парашютом, десантироваться с вертолета на канате, управлять дельтапланом, моторной лодкой, гусеничной техникой, наводить авиацию, ориентироваться на местности, пользоваться оружием вероятного противника, хорошо плавать, применять мины, забираться на скалы, определять по внешнему виду любое оружие и принадлежность военных по форме одежды и знакам различия, владеть техникой маскировки и бесшумного передвижения на любой местности. В военные разведчики набирают людей с повышенной выносливостью и «пассивно-агрессивным» типом характера, они должны быть склонны к риску, ценить мужскую дружбу и уметь быстро перестраивать свое поведение по ситуации.

При подготовке будущие спецназовцы ГРУ проходят психофизические тренировки: например, их готовят к тому, что они будут видеть много крови и сами наносить ранения. Есть упражнение, в котором нужно поймать живого зайца, убить его ударом головы о дерево, быстро отрезать голову и, задержав дыхание, выпить кровь.