Легенда о великанах

Ануар Жолымбетов
 
    Зур гаудале киши ( 4 )

     В середине 20-го века археологами при раскопках некоего ближневосточного городища было обнаружено письмо, написанное на нескольких кусках пергамента арабскою вязью. Пергамент этот во многом истлел, буквы было не разобрать: где-то они стерлись, где-то были изъедены грибком, и ученым понадобились немало месяцев терпения и самого кропотливого труда, чтобы восстановить текст. Но то, что они прочли, стоило этих стараний.

     «Однажды до меня дошел слух, - писалось в письме, - что во владениях булгарского хана некогда жили исполины - люди необычайно огромного роста. Когда я прибыл в эту страну с купеческим караваном, то расспросил об этом у самого повелителя Булгарии, всемилостивейшего хана, оказавшего нам честь и принявшего нас с немалым почетом. Ибо в стране этой всегда относились с уважением к купцам и путешественникам, являющимися подданными Великого Халифата. И вот что поведал хан, когда после гостеприимного застолья мы вышли прогуляться по тенистым дорожкам дворцового сада: «Да, были у нас исполины. Но теперь их нет. Появились же они у нас вот как. Однажды водами Итиля прибыли к нам на парусных судах купцы из дружественной нам Персии, и только взялись они за разгрузку, как на берегу появились эти самые невиданные доселе, огромные и до смерти перепугавшие их существа, вышедшие из леса. Купцы бросились сюда, во дворец, чтобы сообщить об этом. Их необычайная взволнованность передалась и мне. Отдав приказание собираться войску, в окружении свиты, я немедленно отправился на причал. И там, на берегу Итиля, нашему взору предстали люди поистине небывалого роста и мощи. В высоту они достигали не менее одиннадцати или двенадцати локтей, что составляло три-четыре человеческих роста. Головы их были огромны, как самые вместительные казаны. Лица волосаты, глаза ввалены и чрезвычайно большие. Они высились над нами, косматые и заросшие, словно ожившие горные утесы. Вид их вселял ужас даже в самых отважных из нас, я видел, как побелели лица моих военачальников. Набравшись духа, мы начали переговоры. Но они только молчали, глядя вокруг встревоженно и исподлобья. А когда подоспело наше войско и окружило их, направив на них копья и стрелы, знаками руки я повелел им вернуться туда, откуда они прибыли. Прибыли же они, как я полагал, из самых далеких и малообитаемых земель, лежащих на северо-западе, где солнце, завершая свой путь, укладывается на ночь. В той стороне проживает народ Вису. Я был знаком с их правителем, конунгом. И после того, как они исчезли в лесу, вернувшись во дворец и, понемногу успокоившись, я написал конунгу письмо с просьбой рассказать все, что ему известно, об этих гигантах.
Прошло время, и я получил свиток, в котором правитель страны Вису обстоятельно отвечал мне, что существа эти принадлежат народам Яжуджи и Мажуджи. Живут они за морем, в пещерах или  берлогах, как дикие звери. Питаются сырым мясом или даже падалью. Ибо не знают ни радости чистоты, ни благодати огня, ни света знаний. Охотники они неумелые, хозяйство не ведут, и когда им совсем нечего есть, Всевышний господь, создатель всего живого, в том числе и этих существ, жалея их, как родитель жалеет неудавшееся дитя, посылает к их берегам огромную рыбу, и каждому из этих существ позволяется отрезать от этой рыбы ровно столько, чтобы не умереть с голоду. Но смерть у них частая гостья. Время от времени в народе их, живущем в грязи, холоде и голоде, случается великий мор. Страна их находится от нас в трех месяцах пути, - сообщал конунг, - если выйти в открытое море и плыть в западном направлении. Но время от времени в поисках пищи добираются они к нам и из-за гор, высоких и покрытых ледниками и снеговыми шапками, что огораживают наше государство с севера. Так что можно полагать, что земли, на которых они обитают, чрезвычайно обширны».

     «Один из этих великанов, - продолжал рассказывать хан, - через какое-то время вернулся, и я позволил ему остаться, полагая, что один, без поддержки прочих своих ужасных соплеменников, он не принесет большого урона, и позже горько об этом пожалел».

     «Какой же он был из себя?» - полюбопытствовал я, - и хан сказал: «Страшное это было существо. Непонятное. Какое-то время он жил в городе. Взглянет на него младенец и тут же умрет. Посмотрит он на беременную женщину и та потеряет плод свой. А бывало и так. Повздорит с кем-либо и уже не отпустит. Схватит, захрипит от ярости, стиснет своими огромными руками и будет давить, давить, пока не задавит до смерти. Так он убил нескольких моих подданных, и я повелел повесить его в лесу. Если ты желаешь увидеть его останки, я могу показать их». Я с радостью согласился: «О, Аллах, я бы хотел непременно увидеть их».

     Мы оседлали коней и отправились в лес. Он подвел меня к огромному дубу. У подножия дерева лежал череп того великана. Размером он был, наверное, с бочку. Ребра были похожи на высохшие ветки пальмы. Тазовые кости его, как два огромных боевых щита, белели в высокой траве вперемешку с костями рук и ног. Я только выразил изумление, и мы поехал прочь».

***
                Примечания.

     1. В 922 году, когда булгары приняли ислам, посланец Багдадского халифа Аль Муктафира по имени ибн Фазлан, секретарь посольства, описывал этот случай в своих записках о путешествии по Волге и Великой Булгарии.

     2. Вису – финское племя, проживавшее на берегах Балтийского  моря. Предки нынешних вепсов.

     3. Яжуджи и Мажуджи (Гог и Магог) – мифические народы. Согласно мифам, описываемых в св. Коране, Александр Македонский,  именующийся на его страницах как Зуль Карнайн, отлил из меди  высокую стену и отгородил этот дикий народ от всего остального мира. Когда наступит конец света, стена рухнет, и народы эти, вырвавшиеся на свободу, кинутся уничтожать все на своем пути.

               
                ***