Чирок

Василий Рылов
Хотите - верьте, хотите - нет, но дело было в точности так:

         В далекие детские и школьные годы я жил, в  окруженном со всех сторон смешанными лесами, расположенном на берегу таежной речушки Кабалда,   поселке  Диваевск, основанном в начале двадцатого века первопроходцами из центральной части России.  Мне было одиннадцать лет, две недели назад я закончил четвертый класс начальной школы, впереди были каникулы. Стоял воскресный день середины июня, припекало яркое солнышко, воробьи купались в дорожной пыли, кукушка считала кому то года, сбилась со счета, замолчала и снова начала. Деревня гуляла!!! Был праздник Красной борозды, это когда заканчивали посевные работы. В поселке уже давно не было колхоза, была артель по производству изделий из дерева, поэтому сеяли только овес для лошадей и немного лен, а на приусадебных участках - картофель. На поляне, напротив конторы, установили разборные столы из теса, бабы принесли скатерти и закуску, у кого что было. С пасеки привезли два бочонка медовухи и понеслось!!! В нашей деревне никогда не гнали самогон. Варили только пиво-медовуху на хмелю.  У медовухи было такое свойство – голова ясная, вне зависимости от того сколько выпил, а ноги не слушались, мозжечок не работал. Умели раньше веселиться - песни, пляски с частушками собственного сочинения. Гармонистов было много, поэтому гармошка не замолкала ни на минуту, уставал один гармонист, его сменял другой. Подвыпившие мужики мерились силой  в соревновании -  Перетягивание палки. Перетягивание палки - забава, в которой соревнующиеся садятся на землю и упираются подошвами слегка согнутых ног друг в друга. Оба берутся за прочную палку и тянут её каждый в свою сторону. Победителем считается тот, кто сумел заставить соперника оторваться от земли, коснуться земли локтем или выпустить палку из рук. Изредка случались и драки, но без особой жестокости, только на кулаках.
У мамы, за три дня до гулянки, случился приступ аппендицита, отец отвез ее в районную больницу, где ей сделали операцию. Поэтому на гулянке отец был один. А мы, пацаны, все были на пруду, купались, загорали. На пруду стояла деревянная мельница, сделанная еще в тридцатые годы без единого гвоздя. Но, в этот год, она уже не работала, так как колхоза уже не было, пшеницу не сеяли и молоть уже было нечего. Прошлой весной прорвало плотину, восстанавливать ее не стали, пруд значительно обмелел, но еще можно было купаться и ловить рыбу.
Лежим мы на берегу загораем...вдруг раз, прилетает чирок (небольшая речная утка)  садится на середину пруда и спокойно плавает, не обращая на нас никакого внимания. Приятели говорят мне:
- Васька, давай, неси ружье, подстрелишь чирка.
- Да вы что, отец мне не разрешает брать ружье!
- Да все же на празднике, никто не увидит и отец не узнает.

Убедили, в общем, они меня, побежал за ружьем. Надо сказать, что в те времена, шестидесятые годы прошлого века и ранее, ружья разрешалось иметь всем, кто этого хотел. Они свободно продавались в охотничных магазинах и не требовалось никаких разрешений. У нас было одностволка шестнадцатого калибра, отец на охоту уже не ходил и ей пользовался только старший брат по матери Анатолий, когда приезжал на каникулы из города Осинники, где учился в горном училище на подземного электрослесаря. Наш дом находился примерно в километре от пруда, но по улице идти было нельзя, отец бы заметил, пришлось за огородами по траве, что несколько затрудняло путь. Прибежав домой, взял ружье и два патрона и бегом назад. Дорогой все думал: "Хоть бы не улетел, хоть бы не улетел!"  А чирок и не думал улетать, плавает себе спокойненько на середине пруда. Зарядил я ружье и мне показалось, что расстояние до чирка большое, вдруг не попаду, ребята засмеют. Решил зайти для стрельбы со стороны мельницы, пошел обходить, а чирку это не понравилось, он взлетает и пролетев метров триста садится на воду в "Кривуле", где купается малышня, но в данный момент никого не было. Как вы уже поняли, дорогие читатели, охотник с меня был никудышный. Обхожу пруд и по берегу приближаюсь к месту где был чирок, двигаюсь со взведенным курком и опасением нечаянно выстрелить. Навыка, как снимать со взведенного курка конечно не было. Берег, по которому я крался к дичи, был крутым и мне не было видно чирка. Я стал подползать ближе, чирок, видимо, что то почувствовал и перелетел снова на прежнее место, на пруд. Ну, дорогой читатель, если стоишь - сядь, чтобы не упасть со смеха. Знаете, что я сделал? Я кричу своим приятелям: "Колька, Мишка, гоните чирка обратно сюда!" Вы так не охотились? А зря.  Дело в том, что когда ребята стали кидать в чирка камни на пруду, он взлетел и прилетел снова на "Кривуль", где я его поджидал. Выстрел был точен, чирок был побежден. От радости я прыгнул в воду, схватил чирка за ноги и поднял над головой. Прибежали пацаны, а я весь такой гордый...охотник!
Когда радость первого трофея прошла, пришло чувство тревоги за то, что  взял ружье без разрешения. В деревне такое событие утаить невозможно и завтра отец будет знать о моей стрельбе. Уже не слишком веселым пошел с дичью позади огородов домой. Дома, чтобы хоть как - то сгладить свою вину, решил сварить отцу суп из чирка - снял с него кожу вместе с перьями, выпустил кишки и поставил на печку вариться в чугунке, добавил картошки, а посолить забыл. Когда отец пришел вечером с гулянки я предложил ему суп, налив из чугунка. Отец попробовал:
- Что это такое,  да еще и не соленое?
Ложкой подцепил чирка (а нем весу - то сто грамм)
- А это что за зверь?
- Чирок.
- Какой еще чирок?
- Я убил сегодня на пруду...
- Кто тебе разрешил ружье брать?

И понеслось...бить меня отец никогда не бил, но иногда слова бывают больнее ремня. На следующий день отец положил ружье и боеприпасы в ларь и закрыл на замок.  Но осенью, когда началась охота на рябчиков, он сам достал ружье, показал, как с ним нужно правильно обращаться, приемы стрельбы, как чистить его, как снаряжать патроны и разрешил мне ходить с ружьем на охоту. Радости моей... не было предела!!!