По ходу заметок 1

Валерий Иванович Лебедев
или Почти посторонний взгляд

Есть то, о чем: судьба. На этом ход, я о ходе суждений, останавливается. В судьбе этой, или той, не столь важно, что-то должно быть. Встречи. Споры. Обиды. Или их отсутствие. Взамен. Отмены. Отказы. Неудачи. Какая судьба без сдерживания порывов. Пусть даже это сплошные сомнения. По поводу пустоты, называемой внутренней.

1.
На плоских равнинах колонны стоят...
Наполнить пустоту. А если наполниться пустотой. Вместо сдерживания — поддерживание, я о порывах.
А там. Глядишь. Атом. Пойдет на прорыв. Коль так, что-то должно быть за пределами судьбы. Скажем, творчество. Вышел юный талант, таким он себя представляет, представить себя самому себе, да еще в высоком свете, не значит ли, определить судьбу, но это, к слову. Вышел юноша, куда? В большой мир. Наверно, такой мир должен быть. Если не рядом. Где-то на горизонте. Всегда. Глянул. И видит, что? Плоды творчества. Не только листы. Холсты. Или там, широкополые шляпы. Смотрит. Убеждается. Есть творящие. И даже вторящие. Не с неба же плоды падают. Туда их как раз возносят. Значит. Есть мир творчества. И последний шаг, куда? На пути к размаху. Есть творчество. Какие мысли могут одолеть юного носителя, еще не творчества, пока только таланта.
Не добавить ли к своей судьбе толику творчества, изменить судьбе, судьбу, найти.
Получится ли?
Смотря, что поставить на первое место. Или так, на первый план. Напрашивается. Судьба творчества, не творчество же судьбы. Пользуясь судьбой, связать его с человеком, я о творчестве. Потом, глядишь, удастся отделить творчество от человека. И останется? Неужели вечное. Пожалуй, я отвлекся. Вернусь. Не раз было. Есть судьба. Добавить к ней. Буквально, крупицу. При возможности, золотую монетку. При желании, бомбочку. И судьба станет другой. Что и делали, добавляли. Самые известные линии, они же самые популярные. 
Судьба + Революция = путь революционера, время революции.
Судьба + Партия = партийная доля, долг превыше всего.
Судьба + Творчество = творческая судьба.
И здесь толкаются, на то и локти? на то и перекрестки. И здесь вертикаль, на то и подвалы, ну, куда от них денешься. К творчеству не способны? Не готовы. К бремени творчества. Многие. Среди них и власть. Впрочем, почему среди них, над ними, над нами. А мы под ней. Потому она и может, я о власти. Взять в свои руки, что? Судьбы, конечно. Отдельные. Стать судьбой. Общей. Связать себя с человеком, с каким? С любым. Выбранным. Упавшим. Попавшим под руку. Или под ногу. Не говоря уже о колесе. Потом бубнить о колесе судьбы, которое должно проехаться. Тем самым. Связать себя с творчеством. Каким образом? Привычный оборот, получить в свое полное распоряжение, что? Способности. А там. Уже можно являть себя, опять я о власти, в качестве силы, способной на творчество. Всё. Могущей? Пожелавшей? Соизволившей? Куда там. Обреченной творить. Твориться. Затвориться. А все эти людишки, что им, сплошная линия единой судьбы, подсобная сила, не более. Если есть человек, что-то должно быть, судьба, большой мир, хотя бы горизонт, зачем тогда затворники. Возможность уйти из большого мира. Уходи. Есть и другая возможность. Отделение от человека. Города. Мира. Судьбы. Чтобы не говорили, судьба человека, кавычки опущу. Есть, я о возможности? На мой взгляд, должна быть. Мир, забывший о человеке, не слишком ли жестоко.
Так, что такое власть.
То, что может стать своей судьбой. По собственному усмотрению. К тому же. За чужой счет. Станет или нет, но обещает. И потому? То, что не позволяет возвращать, ничего из того, что должно ею возвращаться. Руки свободны, обычное выражение, развязаны, твори свою долюшку.

2.
У него странная творческая судьба, кавычки опущу, словам этим, лет 50, а то и все 60.
Штампы, ну, куда от них, вернее, без них. Есть первый план. Значит, должен быть и второй. На первом, допустим, будет какой-то человек. Один, отдельно взятый человек. Любого можно взять в качестве отдельного, отделенного. Поставленного в какое-то отдельное место. А то и вовсе, напротив. Смотрят. Смеются. Тыкают пальцами. Тот человек. Его давно нет. Но он — участник текущего процесса. Уйти. Чтобы остаться в процессе. Как ему удалось, как-то удалось. Его плоды. Десяток. Другой. Третий. Весь счет. Комментаторы подчеркивают. Невеликий. Почему же стало возможным его бытие в современности? Пределы одной судьбы. Пределы общей судьбы. Пределы великой судьбы. Пределы своей судьбы, не перейти. Общей судьбы? Достаточно просторны. Великой? Бесконечны. Изгои? Были и отшельники. Уходили. Были и вовсе проклятые. От них. Избавлялись. Обреченные. Даже великий город может быть обречен. Войти в общую. Пробиться в великую. Примеры. Или попытки. В нашей же истории. 1801-й. 1812-й. 1825-й.
До 1801-го, одна судьба. После 1801-го, иная.
Судьба = то, что поддерживает + то, что сдерживает + то, что отбрасывает.
А где же то, что подбрасывает? Распорядиться судьбой, обратиться к истории, проще всего. Впрочем, очень часто сама возможность обращения к истории — уже распоряжение судьбы. А то и вовсе, ее подарок. Мы ведь привыкли, современное общество, то, которое позволяет человеку раскрыться, состояться, проявить все свои таланты, если таковые есть. Тот человек. Скажем, человек 19-го столетия. Имеет возможность роста. И он растет. Как фигура исторического процесса. По сути, было несколько таких фигур. Были фигуры. За ними? Элиты. Кланы. Группы. Пожалуй, массы, куда без них. А как насчет общества?
Судя по суждениям. Не столь давнего прошлого. Иногда, дивного. Кажется, очевидно.
Мир + Границы + Иерархии + Динамики не-равно Люди. Чего-то не хватает, явно. Напрашивается. Связи. Получается. Люди, взятые именно как люди, сколько бы их ни было и какие бы они ни были, даже будучи связаны силой отношений, еще не общество. Значит? Общество, в какой-то мере отделено от людей. Общество есть люди и не только люди. Люди есть общество и не только общество. Как правило, общество выше людей, считается. И даже признается, кем? Самими людьми, кем еще.

Попутно/1
Взгляд со стороны, если вообще возможен, при чем тут, как всегда, что-то позволяет.
Выше изложенное, можно расценить, как своего рода шаг. Один шаг. Первый шаг. В мои намерения? Сделать несколько подобных шагов, пять, десять, два раза по десять, возникнет своего рода ряд шагов, к чему-то подведет, что можно оценивать как что-то общее, сохраняющееся или воспроизводящееся в течение многих лет. Как передать, выразить, очертить это общее?
Скажем, словом цивилизация.

Сразу же вопрос, в чем суть цивилизации? С таким же успехом, в чем суть человека? Надеюсь, в конце того ряда шагов, о чем выше, я смогу выйти на что-то определенное.