Есенин, декабрь 1925 года

Старче Юрче
   О жизни и смерти  С. Есенина на Руси не перестанут               
                слагать мифы и легенды».    Ст. и С. Куняевы
Ему не спалось и под стуки колёс
ему мнился рефрен: «Да- да-да, ду-ду-рак, да-да-так»,
а на изгибах из-под вагонов неслось:
«ай-я-яй», «ой-ё-ой»,  «кар-вар-вак»

          Глаз не сомкнул он в поездке такой,
держа пистолет наготове: а вдруг!
Скорее бы Питер, там  встретит его
Эрлих Волька, его питерский друг.
Издав Ленинграду приветствия клик,
10     Паровоз,тормозя, к перрону приткнулся.
Из вагона Сергей с чемоданом возник.
Перед ним вдруг чекист козырнулся:
- Вы Есенин-поэт из Москвы? Мы Вас ждём.
С нами давайте-ка пройдёмте в участок!
         Такая вот встреча под снегом-дождём!
Но тут появился Эйкин,* по счастью:
- Сергуня, с приездом! Надо обмыть
нашу с тобой эту в Питере встречу.
A этих не бойся, их псиную прыть
20      я укрощу. Я с машиной, конечно.
Не новый «Форд Зон» на квартиру привёз.
Стол был заставлен – его ждали, значит. 
Эйкин курил, дым пуская сквозь нос,
взгляды бросая, умильно-собачьи.
          Засиделись за пивом да за вином.
под «порожняки»: как назвать их иначе?
Зачем это Эйкин всё талдычил одно
и то же, вставляя в любом разговоре:
- А не приспело ли время, раскинь-ка умом,
30     выдать поэму, а, о Савенке Боре?*   
Это - не Пугачёв, щи хлебавший лаптём,
на которого времени ты столько потратил.
А подробностей разных мы тебе нагребём,
может с десяток толстенных тетрадей.
Захмелевши, Серёжа в комнатке малой,
       не раздеваясь, упал на топчан:
ночи бессонной сказалась усталость.
Лишь под утро его пробудила моча.
И понял Серёжа, нутром опечалясь:
- нельзя оставаться в этой коморе...
40     И в смятённой душе пробудилась болезнь
о преследующем его стороннем надзоре,
и Чёрный человек* опять в нём воскрес -
очкарик в кожаной курточке чёрной...

- Записать бы надо, а то с похмелюги
       потеряю хорошую мысль:
" Жизнь прошла тебя мимо,
ты окрест-то себя оглянись:
ни жены тебе нет,
ни хорошего друга,
50     только рыла свиные,
да рожи шпаны.
Точно сказано: жизнь -
это скверная штука:
что сожрёшь, всё спускаешь, 
           снимая штаны".
И в портфель он полез за дорожным блокнотом.
После слов из ЧЧ «обокравший кого-то»*,
написал: «Сам себя обокрал  больше всех   
на кривлянья, шатанья, попойки,
60   да на лёгкий у женщин успех.
Где твоя звень душевная ныне, Серёга,
и здоровье, и радостность слога?
 
 
 А когда он в гостиную снова зашёл,
Эйкин сделал движенье навстречу:
        - Как спалось, а, Сергун? Вижу ; не хорошо,
Ну, давай-ка здоровье подлечим.
Наливая из жбана в стаканы рассол,
он продолжил ; За старкой и пивом
дежурнягу послал. Да садись же за стол,
70     и не зырь на меня так тоскливо.
Ты упёрт был  вчера и немного сердит.
Мы с тобою, Сергун, - популисты.
Я - в политике дня, а в поэзии - ты.
А по духу мы ; авантюристы.
        Почему, как клеймо, у тебя слово «жид»?
И скажи, почему, когда Лев предложил
тебе помощь свою и поддержку -
ты тогда отказался? Ты что ; спасовал?
Или, вправду, от гордости дерзкой?
80    Разве нужен Советам такой негодяй,
как Чекистов твой, тот - стихотворный?
Из поэтов, Сергун, ты - большая звезда,
с нашей помощью станешь огромной.
Карты - на стол. Теперь наступает момент
         личной схватки Зиновьева с Кировым.
Победитель возглавит тогда  Ленсовет.
   Разве надо тебя агитировать?
Сталинисты отменят свободу и НЭП,
запретят частный сектор и рынки,
90     а из сёл-деревень повыгребут  хлеб...
Тут нельзя занимать серединку.
Не пройдёт здесь заявка - "моя хата с краю"
...Прогреми-ка об этом своею строкой!
Даже я, иудей, мощь стихов твоих знаю -
          и Зиновьев окажется снова главой.
 
- Нет и нет,  я  тебе в сотый раз повторю,
 по заказу, пойми, мне не пишется.
Вольнодумец я: по наитию творю.
Да потом, может тёзка* обидеться,
100   если в Музе своей я мотив изменю.
...Вот про Лейбу: он пряник как будто сулил.
Я  в журнале  ловитню угадывал:
Я редактором им понукаем бы был,
под его, Лейбы, властными взглядами.
        И ведь знал Военмор, что живу без жилья...
Он во мне видит средство, а не меня,

...Я евреям не враг. В нашей литературе
Очень много евреев. Но это пройдёт.
А когда  Русь Советскую власть окультурит,
110   Ренессанс на земле нашей  произойдёт.
К слову, я вот возрос от крестьянских корней
и не самый ведь худший из русских людей?
А жидами зову я лишь тех из евреев,
что до званья еврей достичь не умеют.
         Да и то не всегда, а когда доведёт,
из заезжих меня кто ...в последнее время.
Я рождён и взращён был в рязанском селе,
Я влюблён в его пашни и долы,
и живу на исконно российской земле
120   И могу себе это позволить.
(появляются Вольф Эрлих и «дежурняга» со звенящей сумкой)
- Воля, Волька, свиданья с тобой уж не ждал.
Наконец-то оно состоялось.
Почему же  меня ты вчера не встречал?
Телеграмма моя затерялась?..
         - Нет, пришла телеграмма твоя и давно,
только Эйкин услал на задание,
обещался сам встретить..  Вот пиво, вино..
 (выгружает содержимое на столик)
- Ну, продолжим , Сергун, заседание,
130   с небольшим, так сказать, воспитанием.
Эйкин, пиво разлив на троих, проследил,
как кадык на есенинской шее
в такт глотанья размеренно заходил.
(Не тогда ли созрел план злодея?)
        Дежурнягу увёл  Эйкин «на инструктаж».
Второпях Вольф  Сергею вполголоса:
- Соглашайся на всё, коль войдёт он в кураж,
что жалеть безголовому волосы?
Я давно уже с ними... Тебя Богом молю,
140    поступись, ну для виду хотя бы,
Не упрямься, Сергей, ты уже на краю,
А иначе последует ...амба.
Эйкин вновь появился и произнёс
- Закусончик готов - всем омлеты!
          Дежурняга  подал, Эйкин н;лил...
- Мой тост: "За Есенина пьём, за поэта,
чтоб он пользу и нам, и себе бы принёс!"
И хрустя огурцом, говорит: "Чё не пьёшь?
Или тост мой тебе не по нраву?
150   Пей, Сергун, на себя ты совсем не похож,
Это водка,  давай, давай!.. Браво!"
- Послушай, начальник, как долго меня
ты будешь держать в каземате?»
- Сергун, не меня, а себя в том вини,
         «Англетер» в двух шагах, почти рядом.
Не дури, и резину, давай, не тяни,
Подпиии, давай, миром поладим,
Договор обязательство, вольный поэт,
о «сотрудничестве» тайном меж нами...
160   - Я ещё раз скажу, негодяй, тебе - «нет!»,
 Никогда мне не быть под жидами!
(Эйкин побагровев, нахмурился)
- С меня будет. Прилягу пойду на часок.
Мне, взаправду, с чего-то не можется.
         И Сергей на топчан в комнатушке прилёг...
"Не спроста, видно, Волька тревожится...
Окна все, как в тюрьме, зарешёчены, сплошь,
Дежурняга по виду - громила.
Ты отсюда, Есенин, живым не уйдёшь,
170    Как же хитро тебя заманили...
Дуриком затащили, наган «увели»,
Подсадили, вот, Эрлиха, чтоб уболтать,
Я теперь, словно щук:, вертись на мели...
Вот, где мне предстоит умирать.
         Надо с Волькой  подать  Зинаиде  посыл,
(А кому, кроме матери дони?..)
Как на зло, в моём «паркере» нету чернил!

Что ж добуду "цветных" из ладони!..
И надрез на венерьем бугре он давил,
180    В кровь макая перо, он прощался с  мадонной:
 
ДО СВИДАНЬЯ, ДРУГ МОЙ, ДО СВИДАНЬЯ
 МИЛЫЙ ДРУГ, ЧТИ И МЕНЯ В ГРУДИ.
ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ РАССТАВАНЬЕ
ОБЕЩАЕТ ВСТРЕЧУ ВПЕРЕДИ.
          ДО СВИДАНЬЯ,  ДРУГ МОЙ,
                НИ РУКИ, НИ СЛОВА...
НЕ ГРУСТИ И НЕ ПЕЧАЛЬ БРОВЕЙ...
В ЭТОЙ ЖИЗНИ УМИРАТЬ НЕ НОВО,
НО И ЖИТЬ, КОНЕЧНО, НЕ НОВЕЙ.
…....................................................
Осталось одно ему: незаметно
190   Сунуть Вольке  в карман листок.
Он не боялся измены клеврета*,
Как бы ни был тот подл и жесток!..
Нам невозможно представить все меры,
каким он подвергся, как бился за жизнь...
         Как ночью "доставлен был" в «Англетер» он,
где, бездыханным повешен, завис...

Примечания
 * - Вольф Эрих ; поэт, приятель СЕ;
* - Эйкин ; неизвестный душегуб-террорист; 
* - Борис Савенков -лидер боевого крыла партии эссеров;
 * -Чёрный человек ; персонаж из трагедии А. Пушкина
     «Моцарт и Сальери»;
*- «..обокравший кого-то» - строка  в поэме Сергея Есенина  «Чёрный человек» ,после которой в тексте следует значительный «прогал»;
* - Сергей Киров;
* - приспешник.    
PS: В этом отрывке 196 строк.  Начат он был летом 2015 г.
Кто имеется в виду под шифром Эйкин? В середине 90-х мне
виделся в этой роли Я. Блюмкин. Но со временем эта версия оказалась несостоятельной. Причастных к смерти Сергея Есенина (подозреваемых) много,
но прямых свидетельств нет вовсе.
Главный постулат: кому Сергей Есенин мешал (был ненавистен), кто мог иметь
иммунитет безнаказанности (прикрытие)?  В литературных изысканиях
много досконально разработанных версий, но подобные построения хороши лишь для мистера Холмса.
Пока само государство не возьмётся (не выкажет заинтересованности)
за расследование трагедии Сергея Есенина, трудно ожидать какой-либо ясности.    (Версия Родионов-Каменев неосновательна, Сталин /Троцкий ; тоже: после их ухода не «нарыли» ничего ведь(!) из компромата на них. Остаётся неразработанной одна версия - сионистская структура.
   В пользу этой версии говорят факты о больших прижизненных «неприятностях», чинимых Сергею Есенину за одно лишь использование вместо слова литературно-корректного «еврей» ругательного(?) слова «жид». Известны и случаи «наездов» на него неизвестных лиц с угрозами расправы и т. п. И основное умозаключение: все «враги» бесшабашного поэта давно ушли из жизни, и, казалось бы, можно было поднять на щит мученика  Англетера. Но если, и вправду, обозначится причастность к смерти поэта сионистов, то может создаться неудобоваримая атмосфера в нашем обществе со многими вопросами и разночтениями.
   И всё-таки для санации общественного мнения необходимо проведение государственного подхода к доследованию событий, имевших (неимевших) место в 5 номере «Англетера» 27/28 XII 1925 года, во всяком случаенакануне 100-летия ухода поэта.               
Другой вопрос: захотят ли компетентные структуры заняться этим?        Так, вышедший в этом году в свет монументальный труд литератора и публициста З. Прилепина «ЕСЕНИН «Обещая встречу впереди» (изд-во «Молодая гвардия», 2020.), уже вызывает у меня скепсис, т. к. в нём автором более чем 1000-страничного текста с позиции сего дня обосновывается правильность первоначально принятой причины смерти: суицид поэта. Как говорится, «Гора родила мышь».
12.12.2020.