Еще раз о причинах гибели Курска на ТВ Россия-24

Альберт Иванович Храптович
Ниже приводятся отзывы двух авторов: Евгения ШИРЯЕВА и Альберта Ивановича ХРАПТОВИЧА о передаче на ТВ "Россия-24".

ШИРЯЕВ ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ:
2000 год. Пожалуй, ни одной телепередачи я не пропустил, тогда и позднее, о гибели АПЛ «Курск», её поиске и последующем. Всё-таки я – в прошлом офицер запаса ВМФ, и последнее звание старлея мне утвердил командующий того самого Северного флота. И миллионы телезрителей смотрят.
Трагедия 118 погибших. Ужасающая трагедия медленной смерти оставшихся в 9 отсеке. Трагедия всех близких. Да и народа в целом.

Позднее читаю и перечитываю статьи сборника «Причины гибели Курска» (Начало:  http://proza.ru/2015/12/05/770). 
Автор,  Альберт Иванович Храптович (далее кратко АИХ),  не какой-либо журналист,  а бывший командир атомного подводного ракетоносца (!).  Дотошное исследование.  Разные версии причин рассмотрены, в том числе,  экзотическая версия столкновения с американской ПЛ (места им в Северном ледовитом не хватило).
Установлена причина – 1-й взрыв торпеды на борту, вызвавший более мощный второй. Перекись водорода – агрессивная среда. И этот взрыв есть результат многочисленных недостатков в ОРГАНИЗАЦИИ подготовки личного состава и корабля.  И в целом, и конкретно  к выходу в море на флотские учения.

Всё это полностью согласуется с материалами следствия.
Выделите строчку ниже, правая кнопка мышки, нажать "Найти...", войти в сайт:
К-141 «Курск» - Википедия
В этом сайте увидите материалы следствия и многое об этой трагедии.

Но взрыв торпеды – это обобщённая причина. А почему взорвалась, кто виноват? Тоже несколько подпричин, включая такую неэкзотическую, как использование спирта, предназначенного для обязательной протирки инструментов и разных деталей, по другому назначению. Известно, по какому. Видел я, как используется спирт, выданный для заливки картушки компАса. Что, подводники такие шалопаи? Да, в 18 и 20 с небольшим лет все шалопаи. Добавим длительное пребывание в железной коробке.
И не установишь теперь – кто на каком рабочем месте виноват. И не нужно – всем вечная и светлая память.

Но вот 13.12.2020, через 20 лет, смотрю я передачу ТВ-канала Россия-24. Вначале горестное повествование о трагедии. И вдруг,  бывший командующий Северным флотом Попов заявляет о своей уверенности в том, что причиной гибели «Курска»  является  неумышленное столкновение его с американской  подводной лодкой в подводном положении.  Другие участники передачи соглашаются с ним,  и подтверждают, что такое могло быть, приводя,  как доказательство, то,  что будто бы кем-то были обнаружены  сигналы SOS с американской  ПЛ. В стиле обычного ток-шоу, то есть, на словах. Никаких материальных доказательств тому нет.

Что за чертовщина? Но и я начинаю сомневаться – ведь абсолютная истина для нас недостижима. У нас завязывается длительный диалог с АИХ. Он возмущён тем, что некоторые флотские товарищи до сих пор верят фейкам, а некоторые гражданские  начинают сомневаться.  В результате возникшего диалога я тоже возвращаюсь к прежнему выводу, что столкновения не было. Этот диалог позже мы удалили, но я подтверждаю правильность цитирования АИХ моих слов в добавленном им P.S. к его статье.
И снова рекомендую ему дойти до ВУНЦ ВМФ с предложением  рекомендовать  курсантам прочитать его сборник статей о причинах гибели «Курска» (ссылка выше).

АИХ ещё в 1982 г. представил в МО, Верховному Главнокомандующему ВС, в ЦК КПСС доклад, в котором основным выводом был: "Необходимо немедленно создать специальную комиссию по проверке состояния боевой и специальной подготовки экипажей атомных подводных лодок и боевой готовности подводных сил ВМФ".
К сожалению, в то время никакой реакции высшего руководства страны и ВС СССР, а позже и России, не последовало. В результате флот потерял еще три подводные лодки, в том числе "Комсомолец" и "Курск" , но главное - жизни многих моряков. Решительные меры были приняты только после гибели "Курска" уже при президенте России Путине ВВ.

А журналистам ТВ-канала Россия-24 приходится сказать следующее.
Устыдитесь сооружать фейковые ток-шоу, хотя бы по поводу  таких,  поистине трагедийных событий.

АЛЬБЕРТ ИВАНОВИЧ ХРАПТОВИЧ:
Текст своей короткой статьи, приведенный выше, Евгений Владимирович прислал мне для ознакомления.   Я ответил ему следующим образом:

«Евгений Владимирович, Вы прочитали мои статьи и согласились со мной, я согласен со всем выше написанным Вами. У Вас всё правильно, разве что добавил бы, что в Докладе, который Вы упоминаете, сначала своему командованию, потом командованию ВМФ и Министру обороны СССР, мной были детально изложены причины тяжелых аварий и гибели кораблей и моряков на наших подводных лодках, сказано, какие  меры по устранению недостатков крайне необходимо немедленно принять. И только потом, поскольку никаких мер принято не было, обратился к Верховному Главнокомандующему ВС СССР и в ЦК КПСС. То есть, подчеркиваю, нигде ни через кого я не перепрыгивал, действовал строго так, как полагается военнослужащему, по команде. Увы, всё закончилось "вразумляющими беседами" со мной и увольнением в запас немедленно по достижении положенного возраста. Но так ничего в то время и не было сделано.

И еще. На Вашем месте, я сказал бы  журналистам несколько более резких слов. Они не могли не знать альтернативную точку зрения многих подводников на причину гибели "Курска". И обязаны были о том сказать. Но что им истина, что наша критика? Им нужен рейтинг, важно число зрителей, а отсюда и реклама. Остальное для них, видимо, не так уж и важно. 

К сказанному Вами, от себя добавлю следующее.
Ту передачу о причинах гибели «Курска» с участием адмирала Попова и некоторых других флотских, я с трудом смог досмотреть до конца – стало стыдно за таких «знатоков». Попов как-то на встрече с родственниками погибших сказал: "Хотел бы я посмотреть в глаза тому,  кто виновен в гибели "Курска". Один из подводников позже заметил: «Жаль, меня там не было.  Я бы сказал ему: "Подойди к зеркалу и посмотри!"».
Своим выступлением в видеоролике Попов,  на мой взгляд,  только подтвердил степень своего ничтожества. Он так и не проявил мужества признать свою вину. Не зря говорят: признать свои ошибки публично может только сильный человек».

Свой ответ я передал Евгению Владимировичу,  и вот что от него получил:
«Альберт Иванович,  в Ваших статьях,  по-моему, есть 2 внушительных контрдовода,  которые могут поставить точку в этом вопросе,  поднятом телевизионщиками.  Им ведь просто очень важно ошарашить зрителя чем-то жареным.
Вот 2 главных довода:
1)  Инициатором освещения на ТВ версии столкновения был старый знакомец Попов. Он и на следствии с этим выступал,  и в Википедии это зафиксировано. Понятно – ему было выгодно свалить вину на этот экзотический случай, чтобы не отвечать за плохую организацию подготовки личного состава и кораблей, в частности, к учению;
2)  Если бы американская ПЛ столкнулась и тоже погибла, и лежала бы неподалёку, подавая сигналы SOS,  то американцы обязательно бы занялись её поиском,  подъёмом. Наши моряки и спасатели,  работающие там же,  это видели бы. Но этого не было.  Более того,  мне помнится, что и американцы пытались нашим в спасении подводников чем-то помогать.
Так что никакого столкновения не было.
Я,  как видите, от признания версии столкновения «Курска» с иностранной подводной лодкой (только как версии), под первым впечатлением от этой фейковой ТВ-передачи, пришёл после раздумий к полному её отрицанию. Но нужно было не пройти мимо и сначала подумать. Перечитал Ваши статьи и, в итоге, пришел к выводу, что Вы правы.

К сказанному могу добавить из Википедии:
5 октября 2000 года в Интернете, в широком доступе появилась стенограмма переговоров Путина с президентом США Биллом Клинтоном. Последний выразил соболезнования российскому лидеру, в ответ Путин выразил свои опасения по поводу возможной неправильной реакции общественности.
Как видим, об американской ПЛ никакой речи не было.
С уважением,
Евгений Ширяев   16.12.2020 20:20».

А я добавлю: и быть не могло. Тем более не могло быть и речи о каких-то материальных компенсациях со стороны США, о которых заявляли некоторые "знатоки".
 
Евгений Владимирович Ширяев, Альберт Иванович Храптович. 20.12.2020