Из окна

Галина Шевцова
На фото 2017г рабочие настилают спортивную площадку в нашем дворе

Во дворе

Оказывается, смотреть в окно гораздо интереснее, чем на экран телевизора, да и компьютера тоже.
Экраны, чтоб не навредить здоровью, нужно использовать дозированно, а вот в окно смотреть можно, сколь душеньке угодно.
Помню, когда-то в молодые годы – лет в 45, моя знакомая жаловалась на свою мать, которая часами могла смотреть в окно.
«Будто бы других дел нет. Да ты лучше телевизор посмотри, далось тебе это окно. Что там можно увидеть!? – Снег, птичек, ребятишек. Что с того!? Они каждый день там ошибаются…», - возмущалась дочка.
«Наташ! Кто знает, может и нам в старости в окно смотреть захочется. Доживём вот до возраста твоей матери, будет нам за 70, тогда и узнаем», - говорила я.
Быстро пролетело время, ещё и 70-ти нет, а окно уже манит.
Сижу я на кухоньке, возле тёплой батареи, щелкаю тыквенные семечки из коробки на подоконнике и наблюдаю, что делается в нашем дворе.
А во дворе нашем, много чего интересного: люди – дети, взрослые, молодые, престарелые, знакомые, незнакомые, машины, дворник, мероприятия…
Всё лето и осень, например, на спортивной площадке нашего двора молодой тренер учил детвору играть в футбол.
Вокруг собирались родители, в основном папы будущих футболистов, и после занятий он консультировал их.
Меня порадовало, как интеллигентно люди общаются друг с другом; как компетентен тренер, который видит детей, даёт каждому ценные указания: как вести мяч, атаковывать, отступать, и при этом нет никаких окриков, раздражения, а в конце занятия - слова поддержки, и над чем следует поработать.
Думаю, что эти маленькие футболисты со временем пойдут учиться в спортивную школу, которую начали строить летом. 
И уже сейчас из своего окна, в проёме между домами, я вижу часть этой школы.

Каждый видит своё

Мы переехали в этот дом, когда сын пошёл в первый класс. Вот на него и его друзей я и любила смотреть в окно.
Особенно, когда он возвращался из школы с друзьями – Сашей и Серёжей (они и в детсад вместе ходили).
Шли ребятишки неторопливо, увлечённо разговаривая, потом останавливались и продолжали что-то доказывать, убеждать, то улыбаясь, то смеясь, и было понятно, что жизнь их интересна и радостна. Смотреть на них в это время было одно удовольствие.
Я как-то сказала своей престарелой матери: «Как не посмотрю в окно, одни ребятишки, да молодёжь, будто пожилых людей в нашем посёлке и нет вовсе».
А мать ответила: «А я, как посмотрю в окно, только стариков да старух и вижу. Вон опять, такая же как я, рохля, шлындает».

Дворник Лёша

Признаться, в молодые годы я совершенно не обращала внимание на дворников.
Хотя окна нашей квартиры выходили во двор, где они метут, скребут, чистят, готовят контейнеры для мусоровоза…
Дворники казались мне неприглядными субъектами, в старых шапках, засаленной одёжке, неухоженные и помятые.
Но со временем, внешний вид представителей ЖКХ изменился, одно поколение сменилось другим, и дворники, как и другие специалисты этой службы, стали носить приличную униформу.
С возрастом жизнь моя стала спокойнее, пробуждения более ранними, будничные моменты стали казаться более прекрасными.
Как чудесно в 6 часов раздвинуть шторы и увидеть, что на улице идёт снег, а наш дворник Лёша – маленький крепкий парень в оранжевом жилете и новых валенках, сноровисто разгребает снег и расчищает проходы и проезды.
Лешка трудяга, таких, как он, среди молодых ребят сейчас, редко встретишь.
Что значит человек из большой семьи, частного дома, и с малолетства приученный к труду.
Он не шаляй-валяй, не пьёт, не курит, а самое главное - свою работу ценит, и ею дорожит.
Деревенские знают – что такое оказаться без работы, им тёплых мест родители не приготовили, в институт не запихнули. Что такое шальные деньги? - Они не знают.
Им – деревенским, всего добиваться, и денежку зарабатывать, приходится собственным трудом.
Лёшка 4-е года назад пришёл работать, будучи худеньким деревенским парнишкой в простоватой одёжке.
Но вскоре, наблюдая за его работой из окна, я всё больше удивлялась его аккуратности, тщательности, быстроте в любом деле.
Ему не зазорно пройтись с веником и совком по детской или спортивной площадке, и вымести, вычистить так, чтоб нигде не оставалось ни соринки-ни пылинки.
Что ещё похвально – он никогда не разбрасывает инвентарь, содержит его в полной исправности и чистоте. Кажется, что его скребки, лопаты, мётла, веники… только что из магазина.
Начинает работу Лёша с 6-ти, а иногда и раньше, заканчивает в 16+-.
Я гляжу на него в окно, с работы идёт крепкий, современно одетый, уверенный парень, довольный собой и своим трудом.

Мой врач

С этого года – весной, летом, осенью, и вот теперь зимой я вижу из окна на детской площадке моего бывшего доктора со своей внучкой.
В 70 лет Л. И. поменяла свой статус медицинского работника на статус бабушки.
Наблюдая за ней в окно, могу сказать, что бабушка из неё очень хорошая. Свою внучку она не оставляет без внимания ни на секунду, а
на прогулку с ней выходит 2-а раза в день. Внучка весела, проворна, заставляет бабушку двигаться, играть с ней в догонялки, прятки…
Внучка не капризуля, бабушку слушается, и они друг друга понимают.

А ведь когда-то мне казалось, что эта строгая женщина – Л.И. только и умеет, что наводить страх на своих пациентов.
Попробуй не вовремя заглянуть в кабинет – так рыкнет, что не с ориентируешься куда бежать.
А жаловаться будешь во время приёма на своё недомогание, может так наорать, что мало не покажется. Однажды она даже сказала мне: «Ну и умирай!».
Не любила я её и боялась, да и не только я. Люди говорили: «Такую хайлу держат, потому что муж профессор, доктор наук в научном центре».
Если работали 2-а цеховых врача, я всё-таки шла к ней, и дело здесь не в том, что она была более компетентна и являлась заведующей.
Однажды я сунулась к другому доктору, а Л.И. зашла в кабинет и увидела меня. Ох, как она начала «метать молнии» (я же всегда была её пациенткой, вроде как должна быть ей верна). Тогда мне так и пришлось перейти в её кабинет. С тех пор я уже не рисковала, и на мед осмотрах шла только к ней.

Надо сказать, что были люди, которые любили и ценили Л.И.
Так в 200.. году, когда я обходила квартиры в качестве агитатора перед выборами в поссовет, одна милая женщина сказала:
«Вы очень хорошо говорите о кандидате…, но, извините, голосовать я буду за своего лечащего врача Л.И, я сильно уважаю её, как человека и специалиста…».
Мне оставалось только поблагодарить женщину, что она меня выслушала и сказать, что принятие решения – это её личный выбор».
Признаться, такие искренние и тёплые слова по отношению к Л.И. заставили меня задействовать свою душу, чтоб поменять отношение к своему доктору.
Я поняла, что её «шоковая терапия» - наезжать, раздражать, возможно, для того, чтоб человек мобилизовался, и, несмотря ни на что, стал бороться с болезнью.
Хоть это и объясняло её поведение, но всё же такой метод был мне не по душе.
Чем старше мы становились, тем отношения наши с доктором становились лояльнее: мне надоело бояться, ей надоело напрягать нервы и распыляться.

И вот сейчас я вижу, что Л.И. изменилась: стала спокойнее, добрее, у неё появился вкус, она лучше одевается, походка её стала легче.
Не редко, возвращаясь утром со смены, я вижу в окне автобуса, как она под ручку провожает своего мужа на работу.
А ведь муж младше её на 7 лет, и когда-то я думала: «Что же ты такой высокий, красивый, видный мужчина женился на таком пугале?!».
Но время их уравняло, и теперь их лица стали похожи, как у брата с сестрой, пожалуй, она даже выглядит моложе его.

Человек расцвёл. Я вижу, как иногда на детской площадке или просто на улице, к ней подходят бывшие пациенты за консультацией, и она ведёт с ними спокойные разговоры.
Все люди оказывается хорошие, и это можно понять, глядя не в телевизор, а в окно.

Женщина с собакой

Каждый день из соседнего подъезда выходит с собакой пожилая грузная женщина.
Она переваливается с ноги на ногу, а её старая собака - дог припадает на задние лапы.
Я смотрю на них с грустью и жалостью. Мне кажется, у женщины нет никакой радости в жизни, кроме её собаки.
Женщина не смотрит по сторонам, не видит резвящихся детей, красот природы, как поют птицы и светит солнце…
Она садится на скамейку, а напротив неё приседает собака, и они преданно смотрят в глаза друг друга.
«Ну, отведи глаза! Полюбуйся на тех симпатичных девчонок, посмотри какие большие облака проплывают по небу…», - мысленно говорю я женщине через окно.
Женщина отводит взгляд от собаки и смотрит в никуда невидящими глазами, а потом снова смотрит на собаку.

Однажды, глядя в окно на печальную картину «женщины с собакой», я сказала своему мужу:
«Не хотела бы я себе такой жизни в старости. Хоть мы с тобой и ругаемся, но это всё лучше, чем глядеть на собаку, и ничего не видеть вокруг».
Муж удовлетворённо хмыкнул.

«Вон твоя поковыляла», - говорит мне муж, если я не у окна. И я понимаю, что это женщина с собакой.
А про моего бывшего доктора, он говорит: «Вон твоя с внучкой гулять вышла».
«Вон твоему на помощь тракторишка приехал», и это речь о дворнике.
«Твой опять курить вышел». Это о молодом мужчине, который несколько лет во все времена года, и даже зимой, выходит на улицу в одних и тех же пластмассовых шлёпанцах и синтетических трениках, чтоб покурить и поговорить с подошедшим братом или другом.
«Вон твоя на машине подъехала». Это о моей знакомой, с которой когда-то вместе работала.
И ещё много-много «твоих», за которыми я наблюдаю, которые мне интересны, близки и понятны.
И пока я с интересом смотрю в окно - Жизнь продолжается.

Декабрь 2020