Хорошему материалу нужен хороший портной

Валерий Каменев
(факты и легенды из жизни Петра Столярского)
Чем знаменит Петр Столярский? Как не странно, родился он не в Одессе. А прославил он одесскую землю и себя тем, что, будучи от рождения невероятно талантлив в музыке, создал здесь досель неведомую по качеству и стилю учебы музыкальную школу, открывшую для большого мира блестящий ряд уникальных музыкальных гениев.   

Петр Соломонович Столярский родился в 1871 году в небольшом городке Липовце на Украине. Отец Шломо Столярский был музыкантом, играл на многих инструментах. Мальчик с раннего детства не расставался со скрипкой, и в 1885 году отец послал его в Киев к известному педагогу Отакару Шевчику, а потом в Варшаву к Станиславу Барцевичу. Попав в Одессу, Петр Столярский был очарован городом и остался в нем навсегда. Культурная жизнь тогда в Одессе бурлила. В конце XIX века Одесса считалась третьей после Москвы и Петербурга культурной столицей Российской империи. В Одессе был красивейший оперный театр, где пели выдающиеся вокалисты того времени, а в 1891 году своей оперой «Пиковая дама» дирижировал сам П.И. Чайковский. Одновременно в городе работала итальянская оперная труппа.
Музыка звучала повсюду. По замечанию А. Куприна, «даже воздух в Одессе был нежный и музыкальный».

После окончания Одесского училища Русского музыкального общества П.Столярский был принят скрипачом в оркестр Одесского оперного театра, одновременно занимался педагогической деятельностью. В 1911 г. открыл собственную музыкальную школу (с 1933 г. — государственная средняя специальная музыкальная школа для одаренных детей; впоследствии имени Столярского). В 1923–41 гг. Столярский — профессор Одесской консерватории.

В педагогической системе Столярского первостепенное значение имело раннее профессиональное обучение одаренных детей. Столярский придавал исключительное значение развитию музыкальной фантазии учеников, эмоциональной стороне исполнительства. Он был основоположником советской скрипичной школы и воспитал плеяду первоклассных исполнителей, среди которых Д.Ойстрах, Н.Мильштейн, С. Фурер (1909–79), Б. Гольдштейн (1925–87), В двадцатые-тридцатые годы в Союзе учреждениям культуры присваивали имена живущих людей. Так, в Москве был театр имени Мейерхольда, одесский оперный носил имя Луначарского, а первая в мире детская музыкальная школа-интернат для особо одаренных детей еще при Петре Соломоновиче получила название «Школа имени профессора Столярского». Фраза Столярского «школа имени мене» стала знаменитой.
Очень популярной была и остается фраза Столярского «Ваш мальчик обыкновенный гениальный ребенок».

П. Столярский не очень хорошо владел русским языком, что явилось поводом к рождению  о нем многих анекдотов и легенд.
 После одного из успешных выступлений своих питомцев в столице он сказал секретарю: «Дай телеграмму в Одессу, что школа прошла с большим фуражем». Выступая с отчетом о поездке, он заметил: «После такого успеха школа будет иметь большой символ к работе». Из выступления: «Нас наградили за нашу работу, но мы не должны забывать то место, из которого вышли» (как говорили в старой Одессе, «не подумайте плохого»). Петр Соломонович обладал чувством юмора, владел своим, специфическим, языком образных сравнений. Его ученики запомнили такие высказывания педагога во время уроков: «...Не спеши, не веди смычок так быстро. Представь себе, что это твоя зарплата. Ты должен не сразу ее израсходовать, а распределить на длительное время». Или: «...Кого ты хочешь перегнать? Играть на скрипке — это не прыгать на лошади. Покажи мне красивую музыку». «...Что такое воробей? Это соловей, который не выучил свои трели». Добиваясь благородного звучания инструмента, он говорил: «Не надо думать, что слово «скрипка» происходит от слова »скрип». Объясняя, как следует держать скрипку, Ему принадлежат замечательные слова о том, что «скрипку нужно держать гордо». Подчас огрехи лексики и наивность Петра Соломоновича обретали неожиданный смысл. Так, выступая в Москве в Наркомате просвещения, Столярский следующим образом выразил свою благодарность партии и правительству за открытие школы (тогда еще она располагалась в Лютеранском переулке, рядом с консерваторией): «Для меня высшее счастье, что удалось создать чудесную музыкальную школу для детей в Одессе да еще накормить голодных детей. Поэтому разрешите мне поблагодарить товарищей Сталина, Молотова, Кагановича и прочие шишки» (он искренне считал, что так официально называются высокопоставленные чиновники).
 
Столярский обрастал в Одессе легендами, как корабль ракушками. Один из его учеников, М. Гольдштейн издал в Иерусалиме книгу об учителе (сам по себе факт, заслуживающий признательности, кстати, ряд примеров взят из книги М.Г.). Столярский говорил спонтанно, не задумываясь над сочетанием слов. Отсюда и множество курьезов. Например, Петр Соломонович ценил ректора консерватории Канделя, а однажды сказал на собрании: «Берите пример с Канделя, товарищ Кандель никогда не говорит глупости, он делает их». (хотел сказать «но делает дело», да «спонтанность» подвела). Не утруждаясь выбором и расстановкой слов, Столярский мог сказать своему любимому ученику Д. Ойстраху: «Додик, не плутайся между ног, иди прежде».
 Он имел в виду: «Не путайся под ногами, иди впереди нас».

Он действительно был простодушен, этот умный и трепетно влюбленный в скрипку человек. Столярский говорил, что чем больше играют на скрипке, тем лучше для здоровья. Нашелся отец одного ученика, выразивший сомнение. Столярский ответил: «Чем лучше руки двигаются, тем больше они отгоняют от человека всякие болезни». Одному своему юному ученику Столярский однажды сказал: «Вполне сочувствую твоей простуде, но самое лучшее лекарство — взять скрипку в руки и не менее трех часов играть упражнения и этюды. Организм сразу разогреется, да и микробы подохнут от звуков скрипки». Ученик поверил и признался, что после трехчасовой игры почувствовал себя значительно лучше».

Настоящий триумф Петр Столярский пережил в 1937 году. Тогда на престижном Международном конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе победителем стал его ученик Давид Ойстрах, и все призовые места и лауреатские звания также получили его воспитанники—Елизавета Гиллельс, Буся Гольдштейн и Михаил Фихтенгольц. В Одессе Петра Столярского узнавали на улицах, в автобусах дети с радостью уступали ему места, а их мамы с еще большим энтузиазмом спешили отвести своих чад к чудо-педагогу, не без гордости говоря, что ведут мальчика «учить на Ойстраха». Определяя данные 5-летнего ребенка—именно в этом возрасте Столярский брал детей на «музыкальное воспитание», — он неизменно приговаривал: «Хорошему материалу нужен хороший портной».

В начале войны Столярский с семьей был эвакуирован в Свердловск, где организовал детскую музыкальную школу при Свердловской консерватории. В эти годы у него учился сын Давида Ойстраха Игорь. Дочь профессора Нелли Петровна работала в этой школе секретарем учебной части. Жили в Свердловске трудно. Петр Соломонович болел, перенес операцию, мечтал о возвращении в Одессу и отказался от предложения Ойстраха переехать в Москву. В 1942 году умерла жена, а в апреле 1944 года умер и сам Столярский.