Дом на Фестивальной

Юрий Жданов 2
ДОМ НА ФЕСТИВАЛЬНОЙ   
               


Мы ленивы и нелюбопытны …               
Александр Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»


Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия … Александр Пушкин «Пора, мой друг, пора»


В мире нет ничего постоянного, кроме непостоянства.               
Джонатан Свифт (1667-1745)


                Минувшее проходит предо мною…
                Александр Пушкин «Борис Годунов»



Зимой, в декабре 2013 года, экскаватор, закупленный у южнокорейской компании «Hyundai» («Хёндэ»- «Современность»), лихо крушил одну из московских «хрущёвок», в которой Алексей Андреевич прожил ровно пятьдесят лет (1963-2013). Как Вы думаете: какие ассоциации возникали у него в связи с этим «захватывающим» зрелищем? Правильно! Такие же чувства и эмоции, видимо, были и у многих жильцов этого пятиэтажного панельного дома (восемь подъездов, 120 квартир), который, как и все остальные такие дома, построенные во время правления Никиты Сергеевича Хрущева, помогли решить жилищные проблемы миллионам советских семей. И вот наступило время их сноса по обширной общегосударственной программе улучшения жилищных условий. «Хрущёвки» успешно справились с возложенной на них задачей, и низкий им за это поклон!               
Когда «останки» дома вывезли, площадку, образовавшуюся на его месте, засыпали  грунтом и засеяли травкой. Бурно разросшаяся весной трава «скрыла» от постороннего взгляда предысторию этого места, а у бывших жильцов стоявшего здесь ранее дома зеленая лужайка навевала лишь грусть и ностальгию по незабываемым моментам прожитой здесь жизни …  Но что поделаешь? Все течет, все изменяется,- как заметили еще в древнейшие времена …      

               
Многие события былого помогает воссоздать Дневник. Оглядываясь на обилие приложенных для свершения задуманного усилий, кажется, что многие из них были излишними, что можно было бы проще решать возникающие жизненные задачи. И как тут не вспомнить о «Бритве Оккама»? Философ Уильям Оккам (1285-1349) установил методологический принцип подхода к решению любого вопроса. Он звучит примерно так: «Не следует множить сущее без необходимости». Все излишества подлежат «сбриванию» (отсюда и появилось потом название «Бритва Оккама»), хотя принцип такой известен еще со времен Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Вспоминая прожитые в доме на Фестивальной годы, Алексей Андреевич ловил себя на мысли об удивительном свойстве Времени: способности превращать в единый сплав ряд событий, вплоть до неразличимости их отдельных моментов. Это как у Рэя Бредбери (1920-2012) в научно-фантастическом романе «451 градус по Фаренгейту», когда его герои при очень быстрой езде воспринимали конкретные пейзажи как мелькающие разноцветные полосы, в которые сливались конкретные виды и предметы.               
А что, если «сжать» эти пятьдесят прожитых здесь лет, чтобы получить из них самое-самое «значительное» и «существенное»? А не жаль ли будет, если после такой «выжимки» бесследно «испарятся» «мелочи жизни», составляющие не только суть и плоть самой жизни, но и ее смысл? Ведь жизнь-то, в целом, и состоит из «мелочей»: какие-то из них так и остаются «мелочами», а в совокупности все «мелочи» порождают как будничные дела, так и «значительные» события … Конечно же, жаль потерять каждое событие прожитой жизни: ведь если оно потеряно, то его как бы и не было, и, значит, и ты эти события как бы и не прожил. А как с этим смириться?   

               
В доме на Фестивальной жили около четырехсот человек. И у каждого из них ежедневно случалось много событий, которые «сплетались» в человеческие «линии жизни».  Многие из жильцов за время жизни в этом доме повзрослели на полвека, успев «сделать свои жизни», обретя жизненный опыт и мудрость, воспитав новые поколения; отметили свои дни рождения и юбилеи; повстречались со многими людьми, обогатились многими жизненными впечатлениями …               
В каждой семье в доме на Фестивальной произошло много обыденного и необыкновенного, хорошо запомнившегося. А как выбрать самое-самое интересное? Сложная задача …               
У каждого свое представление о самом значительном и интересном. Да и особенности восприятия, запоминания и оценки происходящих событий у каждого человека свои: то, что одному кажется значительным, для другого пройдет незамеченным … Ведь каждый человек «примеряет» и «надевает» на себя жизнь по-своему, уникально-неповторимо.  При этом важно видеть происходящие изменения не только в своей личной жизни, но и вокруг себя: в семье, в жизни родных и близких, в окружающей тебя «атмосфере», в стране и в мире … Каждому важно умение выделять «со своей колокольни» самое-самое из прожитых лет.  А как выделить «самое-самое» из 18262 дней (что нетрудно подсчитать, не забыв про високосные годы), составляющих полвека, прожитого  в доме на Фестивальной.. Это будет, конечно, очень субъективное мнение, но в нем могут оказаться и какие-то общие для многих черты … Можно хотя бы  расставить отдельные «вешки» событий, вовсе не умаляя значение отдельных мгновений, которые в разное время способны всплывать в нашей памяти.      

               
Ностальгией над лужайкой, возникшей на месте дома, можно было бы и закончить этот рассказ. Но он не так задуман. Ведь многим детям, внукам и правнукам, по мере их взросления, интересно будет побольше узнать и о себе: ведь для них это был период младенчества, детства, отрочества, юности, а затем и взросления … Интерес к своей собственной истории возникает с возрастом …               
Заселять этот кооперативный дом начали в декабре 1963 года. Вокруг все было перерыто, горы вынутого грунта: здесь открытым способом строилась линия метро «Речной вокзал». В строй должны были войти в 1964 году три станции метро, идущие от метро «Сокол»: «Войковская», «Водный стадион» и «Речной вокзал». На наружных стенах некоторых строящихся домов висели плакаты: «Выполним работу досрочно!», «Отделочники, сдадим дом досрочно с хорошим качеством!»  Строительство вокруг кипело! Местность в зоне строительства панельных пятиэтажек не была еще благоустроена. Приходилось ходить по грязным, еще не асфальтированным пешеходным дорожкам. Между строящимися пятиэтажками стояли еще многочисленные деревянные частные дачные домики с фруктовыми деревьями и ягодными кустарниками. Часть домиков уже снесли бульдозерами, а в некоторых еще обитали их хозяева. Из участков, в которых домики снесли, жильцы пятиэтажек стали пересаживать к своим домам фруктовые деревья и кустарники. Около пятиэтажки высадили яблони, сливы, крыжовник, смородину, малину … О березках тоже не забыли. Вскоре тротуар около дома и подъездную дорогу к дому асфальтировали. Улица Фестивальная получила свое имя в 1964 году- в честь состоявшегося в Москве в 1957 году VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Постепенно местность эта благоустраивалась, жизнь становилась более удобной, приспособленной к нуждам людей.   

               
Когда Алексей Андреевич просмотрел перечень рассказов, опубликованных его надежным другом, то оказалось, что часть из них прямо или опосредованно относится не только к жизни его семьи в доме на Фестивальной, но и к микрорайону в окрестностях  Речного вокзала, и отражает некоторые моменты его истории. Вот эти рассказы (они на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2): 

1. Рождение московского Парка Дружбы.
2. Лягушачьи концерты на Фестивальной.
3. Социалистическое обязательство жителей …
4. Четырехствольная береза.
5. «Мелочи жизни».
6. Волжская вода из московских кранов.
7. …


Да, «много воды утекло», и не только «из московских кранов», за полвека, прожитые в доме на Фестивальной … Очень многие моменты жизни всплывают в памяти и самопроизвольно, в связи с какими-то ассоциациями, другие- по волевому заданию Памяти, а что-то так глубоко погрузилось в Лету и прочно залегло на ее дне, что, возможно, никогда не всплывет …   

               
Юрий Жданов      21.12.2020