Конец рысинского логова Гл. 6 Приключения

Людмила Лукьянцева
Повесть

Глава шестая

   Сторож Митрич увидел Никифора и почти бегом направился к нему навстречу. Лицо у старика было потное и красное, было видно, что он, чем-то взволнован. 
    - Хорошо, Ярославич, что ты пришел, тут у нас ночью, что-то ужасное творилось.   
    - Митрич, успокойся! - попросил старика Никифор. - говоришь невнятно, давай присядем на полянку, чтобы ты отдохнул и всё по порядку рассказал.
   Сторож присел на траву, немного успокоился и начал рассказ:
    - Сегодня ночью было очень душно, и я решил лечь спать не в доме, а в летнике. Как всегда, спустил с цепи Грома, пёс пристроился рядом со мной. Нас стали сильно донимать комары, поэтому я долго не мог уснуть. Наконец, устал от укусов и решил сходить в дом за тюлем, чтобы сделать полог от надоедливых кровопийц. Когда подходил к дому, то услышал у нашей калитки подозрительный шорох. На корточках подкрался к ней и увидел в щель три мужские фигуры, а чуть дальше трёх лошадей. Кто-то из них  прошептал:
    - Ты, Витюха, возьми с собой канистру с бензином. Обольешь дом вокруг, но сначала дверь подопри, чтобы старик не выскочил. У него есть ружье, надо хрыча обезопасить. Когда дом запалишь, бегом назад, тут собачара здоровая. Успеешь за калитку забежать, спасёшь задницу. Во время пожара собаку пристрелим и уничтожим животных и пчёл. Пусть Леший на всю жизнь запомнит моего огненного петуха.
    Я смекнул, что бандиты задумали всё спалить. От страха, что ли, взял и громко свистнул. Гром услышал свист и с заливистым лаем кинулся ко мне.
    - Ату их, ату! - приказал я собаке, - и открыл наружу калитку. -
Кто-то из приехавших трёх бандюгов закричал благим матом:
    - Бежим, Генка, иначе, нас зверюга  порвет! Витька, брось канистру, беги к лошади. Бензин разольется, собака нюх потеряет и за нами не помчится.
Потом послышался топот копыт и вскоре всё стихло. Перед тем, как ускакать на лошадях, кто-то из них громко вскрикнул от резкой боли:
    - Ой, все-таки пёс успел меня цапнуть за ногу, кусок мяса вырвал вместе со штаниной. Алат, остановись и пристрели псиную гадюку!
    Раздался выстрел, но в кромешной темноте, к счастью, в собаку не попали. Гром, вскоре, вернулся на мои призывы. Напуганные происшествием, мы с Громушкой не спали до самого рассвета. Только пять раз обходили территорию.  Я ружье не выпускал из рук, три раза стрелял в воздух. Предупреждал бандитов, что мы с Громом не дремлем. На рассвете нашел за оградой канистру, из которой бензин уже наполовину вытек. Знаешь, Ярославович, боюсь, что они могут завершить задуманное. Имя Генка - меня насторожило, а не Рысина ли это сынок? Может, решил поквитаться с тобой. Пойдем на пасеку, посмотрим на следы людей и на отпечатки подков лошадей.  Может,ещё какие-нибудь вещи найдем, например – кусок  окровавленной штанины.
   - Хорошо, Митрич, пойдём на пасеку. Большое тебе спасибо, что вместе с Громом вы отстояли её у бандитов. Знаешь, давай пока на саму пасеку заходить не будем, а сначала обследуем дорогу, по которой уехали бандиты. Я много лет проработал егерем и обрёл большой опыт в исследовании следов и вещей. Вон, у берёзы, что-то матерчатое лежит. Повезло, нам дюже, это и есть тот большой клок от синих джинсов с пятнами крови. Положу найденную вещь в целлофановый мешочек, который я всегда ношу в кармане на всякий случай. А вот, видны три окурка от сигарет «Прима», их тоже спрячем в мешочек. Митрич, подойди, глянь, на след лошади. Такой вещь док дорогого стоит: смотри на правой передней ноге у неё сломана пополам подкова.
   Теперь, по такому следу мы сможем узнать хозяина лошади. Я сейчас, позвоню Никите Орлову, пусть срочно с опергруппой приедет сюда на осмотр.
    Через три часа Никита Орлов со следователем Яковом Селезнёвым и криминалистом Фёдором были на пасеке. Следов и отпечатков было оставлено много. К уже найденным вещь докам добавился патрон из ружья. На канистре из под бензина обнаружили отпечатки пальцев двух разных людей.
   - Никифор Ярославович, я считаю, что материала достаточно, чтобы возбудить уголовное дело, - сообщил Никита. - Нужно срочно ехать в поселок сплавщиков Жемчужный, и найти там Рысина Генку. Я нисколько не сомневаюсь, что нападение на пасеку совершил он с дружками. Имена его подельников нам известны, одного зовут Витюха, а другого Алат. На месте поспрашиваем у сплавщиков про эту банду и заодно копыта у лошадей проверим.
   - Федор, пожалуйста, сделай слепки следов копыт всех трёх животных.

   Следственная группа оставила вездеход у Мирошниковых.
   - Так, друзья, - сказал, Никита, - пересаживаемся на моторную лодку. На ней поплывём вниз по реке в поселок Жемчужный. - По воде путь на много короче. Через полчаса прибудем на место. Сразу отправимся к участковому Григорию Зимину. Встретимся с ним, объясним причину появления и попросим его проводить нас к дому Рысиных.
    Нежданных гостей вместо хозяина встретила гражданская жена Генки – Тайка, которая на все заданные вопросы о муже, отвечала бранью:
    - Чёрт его знает, где сейчас уродина бродит! Три дня не видела его пьяную рожу. Вот появится подлая скотина, так я залью ему пьяные зенки кипятком. С друзьями, видно, отправились на промысел в тайгу или на рыбалку.
   - Пока Тайка злопыхает, - решил Никита, - я незаметно пройду  в спальню. Тщательно обследую её уголки. - А вот, и синие потрепанные джинсы, с порванной правой штаниной. Генка, видимо, расслабился, не сжёг улику, а спрятал под матрац.  Сейчас их осмотрю, да, на ткани есть тёмные пятна крови. Значит, разбой всё-таки решил устроить младший Рысин с Витюхой и Алатом.

   Никита вышел из спальни, показал жене рваные синие джинсы и спросил:
    - Таисия, чьи эти порванные джинсы с  пятнами крови, которые я нашёл в вашей спальне?
  Тайка увидела явную улику против гражданского мужа и громко закричала:
   - Генка, беги скорее, легавые нашли твои джинсы. Беги на речку, там их моторка.
   Участковый Зимин не дал Тайке договорить, закрыл рот ладонью. И тут, на крыше послышался шум. Все увидели Генку на лестнице. Он быстро спрыгнул и подбежал к лошади. Вскочил на неё и поскакал в тайгу.
Никита Орлов не стал преследовать матёрого бандита, лишь громко сказал:
    - Сам себя на смерть в ночную тайгу посылает. Уже темнеет, лошадь по буреломам не поскачет, а Генка с прокушенной ногой далеко не уйдет. Завтра вызову вертолёт с отцом и омоновцами. Всю ближайшую таежную округу прочешем. Генка может спрятаться, а вот лошадь ни иголка, её не спрячешь. Вы же, Таисия, будете привлечены к ответственности, как соучастница. 
    Алата с Витькой удалось задержать поздно вечером в местном кафе, где они глушили ядреный самогон. Проводить допрос с ними было бесполезно. Они пытались обниматься, целоваться с Орловым, со следователем Яковом Селезневым.
   - Давайте, братки, выпьем за знакомство, а потом покурим травку.
   Когда Никита понял, что они не только обпитые, но и обкуренные наркотическим гашишом, то предложил участковому доставить их в участок.
   - Григорий Петрович, везите  пьянчуг-дружков к себе. За ночь, думаю,  бандиты очухаются. Утром их допросим и проведем обыск в их домах.

   Рано утром Никита вызвал вертолёт. Через час омоновцы вместе с Никифором отправились на розыски Рысина.  Никита Орлов, Яков Селезнев вместе с Григорием Зиминым отправились в участок, чтобы провести допрос задержанных подельников Генки. Алексей Орлов, дядя Никиты, высадил омоновцев. Снова поднял вертолёт в воздух и стал обследовать тайгу сверху. В таежных дебрях ничего не было видно, потому что их поверхность, была покрыта густым туманом.
   - Вот не повезло, когда же, туман развеется? Ниже бы опуститься, но нельзя, за вершину громадного кедра можно зацепиться и на землю грохнуться. 
Ладно, пока вернусь на посадочную площадку, подожду, когда туман развеется. Приземлюсь и подышу свежим таёжным воздухом. Но, что это за звук? Будто рядом, под чьей-то ногой, треснула сухая ветка? 

   Мужчина, почти, интуитивно почувствовал опасность. Оглянулся и увидел человека, который из ружья целился  ему прямо в грудь. Алексей понял кто это:
   - Рысин стращает, сейчас потребует от меня вертолёт. Знаю: бандит ни дурак, стрелять в пилота вертолёта не будет. Я убийце нужен живой.
   - Рысин, - приказным голосом, - обратился к Генке Алексей, -  убери ружье, ты ведь, пока ничего серьезного не совершил. Судимости у тебя нет, получишь условный срок или штраф. Если с применением силы угонишь вертолёт, десяток лет, самое малое отсидишь в тюрьме. Вспомни, какую болезнь получил в тюрьме твой отец? Мутированный туберкулез не излечим.

   Вчера Виктора и Алата арестовали, они дают показания. И, как ты понимаешь, не в твою пользу. Отдай мне ружьё, и я сообщу следователю о добровольной сдаче. Ты, сынок, так еще молод, подумай о будущем. Женишься, жена детей нарожает, заживёте честно. Ну, угонишь вертолет, высажу тебя где-нибудь на полянке в таёжной глуши, а что дальше? Всю жизнь будешь скитаться по тайге, прятаться от людей. Я прожил долгую, честную жизнь и смерти не боюсь. А без меня ты не улетишь, так что сдавайся.
   - Не нужна мне твоя консервная банка, - презрительно процедил сквозь зубы Генка и сплюнул на землю, - оставь её себе на память. - Принеси-ка, лучше из вертушки резиновую мини-лодку, спасательный круг, аптечку, спиртное и харчи. Выполнишь мою волю, останешься жить.
    Нет, Летун, я передумал. Отойди от вертушки вниз на пятьсот метров в правую сторону. Встань, вон под ту высокую сосну и не двигайся. Я всё сам возьму в машине, что мне надо. Не думай, что успеешь назад добежать, я бью на лету белку в глаз. Не послушаешься: не только сам умрешь, но и вертолёт взорву. Долго ли прострелить бензобак, а потом, к нему спичку зажжённую бросить.
   - Надо потянуть время, отдать ему вещи, аптечку и еду. Он, видно, решил по реке Казымче до Енисея спуститься. Найти подходящее место в тайге и затеряться. Может, к мараловодам податься. Старых связей полно, ещё от отца остались. Пусть бежит, а я потом, на вертолёте прослежу его путь.
    Орлов спустился вниз и стал под сосну. Рысин быстро шмыгнул в вертолёт. Из дверей стали вылетать одна за другой вещи. Потом, появился Генка, обвешанный сумкам. Прихватил даже тёплое одеяло. Повернулся в сторону Алексея, погрозил ему ружьем и пошёл вниз к реке.
   Река Казымча в этом  месте сужалась: была спокойной и мелкой.  Люди и звери протоптали к благому месту пологую тропинку. Потом, по броду перебирались на другой берег. Сюда и направился преследуемый беглец. Когда он скрылся, Орлов побежал к вертолёту. Ему срочно была нужна ракетница, чтобы дать сигнал ракетой об обнаружении беглеца. Ракетницы на месте не обнаружил, Генка захватил её с собой. Пилот решил проследить за ним на вертолёте.
   - Низко над рекой лететь нельзя, может прострелить из ружья бензобак,- предположил Алексей, -  поднимусь повыше и проследую за ним.- Узнаю, куда он направился.
   Наконец, вертолёт взлетел над рекой. Орлов огляделся вокруг, к своему удивлению,  на воде лодки с Рысиным не обнаружил. Пролетел метров пятьсот по течению реки, но так никого и не увидел.
   - Странно, куда, подлец, мог подеваться? Почему сразу, когда дошёл до речки, не спустил лодку на воду? Может, отправился к броду? Стоп, у него  есть лошадь, значит, он навьючил на неё вещи и по прибрежной тропе отправился к броду. Спустился туда, где есть брод, и перешёл на другую сторону. Вместе с лошадью скрылся на сосновом островке. Он не собирался сейчас плыть дальше, чтобы добраться до Енисея. Понимал, что я его обнаружу. Островок, который омывает второй рукав реки, менее проходимый. Моторка не пройдет, но на маленькой резиновой лодке можно до самого Енисея добраться. Видно, поплывет ночью, чтобы быть незамеченным сверху.

   Да, хитёр вражина, знает, что на моторке его не догоним. Да, и вертолёт в буреломе не посадишь. Ладно, что зря время терять, полечу к парням. Скажу им, чтобы прекратили поиски. Надо обсудить с командой, что делать дальше?

   Когда Никита узнал о случившемся, сразу отложил поиски и отправился с присланной группой назад в город.
   - Нужно в прокуратуре немедленно оформить документы на розыск Рысина, - сказал он следователю Якову Селезнёву.  Витюху, Алата, его пособников заберём с собой, чтобы продолжить расследование их криминальной деятельности.      
    Рысин был объявлен в розыск, но обнаружить его местопребывание пока не удалось.
    - Вот, гадёныш, - сказал гневно Никита, - как в воду канул! - Вчера поисковая экспедиция нашла проколотую им резиновую лодку недалеко от Саяно-Шушенской ГЭС. По-видимому, он не решился спускаться в Саянское море, ушёл в тайгу пешком. Его лошадь тоже пропала без следа.
    Подельники Генки на допросе показали на карте место таёжного тайника с многочисленными шкурами.  Когда сотрудники полиции увидели несметное количество шкур, то по ним просчитали загубленных зверей. Цифры были настолько большими, что все были шокированы ненасытной жадностью и жестокостью шайки Рысина.
   - Как видно, - сказал следователь Яков Селезнёв, -  артель для пошива меховых изделий Генка не построил. - Помнил печальный опыт отцовской швейной деятельности. Шкуры перепродавал вместе с дружками барыгам, а на заработанные тёмными делишками деньги, построили в поселке кафе – притон для алкоголиков и наркоманов. В нём они торговали наркотиками и самогоном. Я рад, что Алату  с Витькой присудили три года с поселением: отбыванием срока в артели сплавщиков в посёлке Кедровом. И большой денежный штраф, который будут отрабатывать на сплаве леса. 
   По всему региону разослали фотографии Генки, но сведений о его тайном местонахождении не поступало.
   
   - Рысин, куда-то исчез, можно бы успокоиться и жить дальше, - говорила Полина мужу, - но, почему-то, Никиша, на душе у меня, продолжают скрести кошки.  Не нахожу себе места ни днём, ни ночью, всё из рук валится.  Я боюсь, что Генка ещё больше озлобился на нас.  Может поджечь дом, постройки, а также, убьёт пчёл и всех животных на пасеке. Но больше всего я переживаю за внучку, напугает ребёнка, а ещё хуже в заложницы возьмёт. Кто знает, что на уме у больного наркомана?
    - Полина, что ты попусту, изводишь себя?  Генка сейчас не сунется ни  в Жемчужный, ни к нам. Он навёл справки через старых друзей отца об участи Витьки и Алата. Узнал, что сам находится в розыске. Ему, как организатору убийства диких зверей, кражу вещей из вертолёта, светит реальный срок.
    - Умом, Никиша,  я понимаю твои правильные речи, но сердце успокоить не могу. У меня есть к тебе предложение: давай пасеку перенесём к нашему дому. Часть ульев продадим, оставим двадцать штук. Нам и детям мёда хватит. Для скота ты давно построил помещения. Огородишь в саду для кроликов площадку, травы вокруг море, есть чем кормить. Главное, Гром будет наш дом охранять. Этот разговор я  вот почему завела:  Митрич недавно по телефону заявил:
    - Полина Ивановна, хочу вам сообщить, что через неделю уезжаю к сыну в Кызыл. Он давно зовет меня жить к себе. Старый я стал, плохой из меня сторож. Видно, скоро на погост к Лизавете Юрьевне, жене любимой, отправлюсь. Вы уж с Никифором простите меня за отъезд, близкими людьми вы мне стали. Но, всему есть начало и конец. Знаешь, Ивановна, тебе признаюсь: страшновато стало жить одному на  пасеке после нападения Рысина.
   - Я, Никиша, понимаю Митрича, ведь, тогда он сам мог погибнуть в пожаре. Не уговаривай старика, давай отпустим к сыну. Пусть хоть последние денёчки с детьми и внуками поживет, а не в горьком одиночестве. Попроси Алексея, чтобы отвёз его на машине к сыну Валентину в Кызыл. Заплати деньги за работу и, конечно, снабди мёдом, мясом, молоком и другими продуктами. Подарки для внуков я куплю сама. В субботу устроим проводы: настряпаю пельменей, блинов, ватрушек напеку. Медовуха поспела, напоследок погуляем. Орловых позовем, Митрич им тоже стал, как родной.
    - Хорошо, Полюшка, пусть будет по-твоему. Всё сделаю, как подобает. Правда, жаль с Егором Дмитриевичем расставаться, вместе пробыли  десять лет.

    Перед отъездом сторож помог перевести дальнее хозяйство к дому Мирошниковых. Со слезами на глазах прощался старый человек с Никифором и Полиной, а также со своим другом, любимой собакой – Громом. Полина, не выдержала и тоже всплакнула. Перед отъездом Алексей позвонил  Никифору:
   - Завтра мы старика к себе домой возьмём, пусть погостит у нас, а на следующий день отвезём к сыну в Кызыл.
   -  Никиша, после отъезда Митрича, мне стало, как-то не по себе: тоскливо, словно, я потеряла родного человека. Спасибо, что Юлюшка и Марютка помогают войти в обычную жизненную колею. Но, я никак не могу свыкнуться с мыслью, что в середине августа за внучкой приедут родители. Увезут нашу девочку домой в Анапу. В сентябре Юля пойдёт в школу, станет первоклассницей. Мы с Марюткой, с Громом до следующего лета  останемся одни.
 
   Внучка Юля тоже предчувствовала скорый отъезд домой. Она, почти, не расставалась с маленькой волчицей.
   - Марюточка, иди сюда, моя крошечка.  Ложись ко мне на колени. Полижи своим шершавым язычком мои пальцы, это так щекотно! А, теперь, я спою тебе колыбельную песенку. Ты слушай, закрывай серые глазки и засыпай. Ничего не бойся, я буду нежно гладить  тебя по спинке. Никому не позволю мою роднулечку обидеть.
    Правда, дедушка запрещал ей к себе приваживать дикую волчицу.
    - Юля, я матери твоей говорил и тебе, внучка, наказываю: не пускай самочку на колени. Она волчица, через несколько месяцев отпустим её на волю. Скоро начну подыскивать ей логово, такое, чтобы никто не смог его обнаружить.
    - Дедушка, миленький, разреши мне с ней последние денёчки побыть рядом. Я чувствую, что Марюточка любит меня, как маму. Когда укладывается ко мне на колени, то перестаёт скулить и сразу засыпает. Ей не хватает маминого тепла. Скоро уеду, ласкать её будет некому. Не ругайся, дай, проститься с любимицей. Мы ведь, не увидимся до следующего лета.
    - Ладно, Юлюшка, так и быть, голубь свою «доченьку» - разрешаю.
   У Никифора из головы не выходила еще одна тревожная думка.
   - Как вернувшийся с пасеки Гром, примет Марютку?  Она ни собачьей, а враждебной - волчьей породы, может её и загрызть. Хорошо, что я, пока, привязал его в конце огорода, там, где постройки для животных. Пусть Гром продолжает исполнять роль сторожа. Но собаку нельзя постоянно держать на привязи, ему нужны свободные прогулки. Раньше я ходил на пасеку и отпускал любимца одного гулять в тайгу. Он набегается досыта на воле и довольный приходит домой. Целый день отсыпается в будке. Я любил наблюдать за ним после долгой таёжной прогулки, бывало  спросишь:
   - Что, бродяга, насладился свободой. Вон, даже уши опустил, и язык до земли вытащил. Запыхался бедный, на попей родниковой холодной водички.
     Как хорошо, что я  долго не раздумывал при покупке Грома  ещё маленьким щенком у знакомого старика хакаса Апчаха в поселке Аскиз. Я уже слышал, что Апчах знал многое о жизни собак, любил их скрещивать с волками. Вот и в крови моего Грома, также, смешалась собачья и волчья кровь.

Но, всё-таки надо быть осторожней, постараться не допустить встречи Грома с самочкой. Подрастёт, уведу её в горы, пусть живёт в тайге. Она уже сейчас растёт ни по дням, а по часам. Полусырое мясо кролика делает своё дело. Вчера её взвесил и удивился: набрала уже целых тридцать килограммов веса.  Даже Юля поняла, что её подружка стала большой и перестала брать на руки. Подвязывает бабушкин поясок от платья вокруг её шеи и водит за собой по ограде.  Правда, вижу, что Марютке не нравится ходить в ошейнике. 
   - Что ты, Марюточка, не слушаешься? Все красивые тёти ходят днём по  нашим улицам  со своими умными и красивыми собачками на поводке.
   - Юлюшка, - напоминал ей дедушка, - Марютка ни собачка болонка и ни пудель. Она гордая свободная волчица, не будет перед тобой вальс танцевать, лапку давать. В её генах совсем другие инстинкты заложены. Волчица должна умело охотиться, чтобы прокормить принесенный ею выводок. Должна научить детенышей добывать пищу, уметь находить надежное логово. Милая девочка, ты самочку этому не научишь, потому и вернём её в лес.
   Как только дедушка заговаривал с внучкой о расставании с найденной волчицей, на  глазах ребёнка  выступали слёзы.
   - Я не хочу, не хочу расставаться с доченькой! Взгляни, дедушка, на Марюточку, она тоже грустит и не желает нашего расставания. Вот, смотри, как она показывает всем нам свою печаль: опять прячет свою голову ко мне под мышку.
   - Юля, нам с бабушкой, как и тебе грустно до слёз. Давай, раньше времени не будем сожалеть. Знаешь, внучка, обещаю тебе на следующее лето купить самочку белой болонки, чтобы ты сама крошечную малышку дрессировала.   
   - Ура, - радостно закричала Юля! –  Спасибо, деда. - У меня будет моя живая собачка. Дедунечка, миленький, дай, я тебя крепко-крепко пообнимаю!
   - Бабуля, ты слышала, что сказал мне деда. Я буду  хорошо учиться, чтобы скорее вернуться к вам на каникулы и воспитывать маленькую болоночку.
   - Иди ко мне, внученька, дай я тебя поцелую в твои милые ямочки на щеках. - Юлечка, я даже не представляю, как буду жить без тебя целую осень и долгую сибирскую зиму. Но, к сожалению, нам придётся скоро расстаться: вчера твоя мама Тоня сообщила мне по телефону, что в это воскресенье, они приедут за тобой.

Продолжение следует...