Сказка о Репке. В чём смысл?

Александр Ивашкевич
       Сказка "Репка" – это философское размышление о человеческом роде и его связях и их последствиях!? Или о чём ещё? Мол ты мне поможешь - может и я тебе помогу?!?!
       Я тоже (многие задумывались об этой сказке) недавно заинтересовался этой сказкой. Случайно. Читая книгу  "Метафизика пата" весьма оригинального современного русского философа  Фёдора Гиренока. "Какой мир космос? Тот, в котором тянут время. Вот дед. Он тянет за репку. Он тянет время. Тянет-потянет, вытянуть не может.За дедом - бабка, за бабкой  - внучка, за внучкой - жучка. И так до конца ряда порядка мира. Что в конце? Мышка. Она держится за кого? За кошку? А кошка? За Жучку. Нет причин, для того, чтобы мышка держалась за кошку, а она держится. Почему? Потому, что это дом. Вернее, это - космос, как дом. А в нём есть верх и низ. Пол и подпол. Кошка и мышка. Вообще-то такая последовательность нарушает повседневность. Но космос и есть нарушение повседневности. Он замыкает на себя  все  разомкнутые  бытовые пространства. Космос замкнут. Дом стоит, если всем миром тянуть время, а вытянуть не могут. Почему? Потому что спешить некуда. Ведь мы где? Дома". 
       Можно, конечно,  поспорить...
       Сказка о репке.  Всегда интересовала всех - начало познавательной  жизни в России. Но я  как-то специально не задумывался. Тупо верил, что там что-то умное сказано и я усвоил...  Надо только поверить в нечто...
       "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок" . Так?
       "Сказка ложь, да в ней Намёк, кто познает - тем Урок". Верно?
       Ну посадил старый дед овощ. Репу.  Имел полное право. А что ему ещё делать?  Должен же дед чем-то заниматься.
       Выросла репка большая - пребольшая...  Могла? Могла! Бывает. Это ещё не сказка...
       Ну решил дед, естественно, вытащить её из земли, чтобы бабка его  что-то приготовила для поесть.
       Ан нет. Не получается у деда. Ослаб совсем? Здоровья уже нет? Ну не может он эту "большую-пребольшую" вырвать из почвы. Силы уже не те. Старость...
       Зовёт на помощь свою жену - бабку. А кого ещё звать?  Ведь еду из  репы  будет готовить именно она. По идее...
       Бабка явно не молодка и не очень сильная женщина. Это понятно. Не сказка. Ничего не получилось и у обоих стариков.
       Решили они позвать молодуху, на которую ещё имеют  влияние - внучку. Толи родителей этой внучки в этот момент не было, то ли постеснялись сына звать... А может его  в этот момент не было дома?
       Но и внучка не помогла... Слаба ещё. Салага.
       И вот тут начинается сказка.
       Внучка предлагает  - по своим сказочным предпочтениям - позвать на помощь  собаку. Хотя это полная чушь... Но что взять с глупой малолетки? Но из сказки слов не выкинешь!??
       Псина эта не помогла вытащить репку.  Естественно! Что взять с собаки...
       Она же никогда этим не занималась. Зачем ей этот овощ? Собака чувствует себя не ловко. По сюжету сказки.  И предлагает позвать того, с кем она  сама никогда справиться не может - кошку.
       Пришла кошка. Ей  любопытно, что там делают эти  глупые существа.  Но. Тянут-потянут вытянуть не могут... И от кошки нет толка! Нет желаемого результата.
       Дед в отстое... Бабка в ступоре...  Внучке - по фигу...  Собака - сука!
Кошка - хитрая тварь - зовёт того, кто отказать ей  не сможет: мышку.
       И надо же... При соединении всех усилий этой шестёрки  этот наглый овощ вдруг  вылезает из земли! Победа. Все довольны!
       Ну и в чём сермяжная, кондовая  и посконная суть этой сказки?
       На этот счёт есть много мнений... (см дальше).
       Я так думаю: никогда не отказывайся от всех возможных, подручных средств, какими бы они абсурдными не выглядели,  для достижения своей цели!
       Нет ни одного народа, или даже маленького племени, где не было бы сказок или мифов. Все народы мечтают о Чуде!
       Да, все народы они разные и не всегда понятны посторонним. Но, у всех есть одно общее. Мечта о чуде и справедливости! Ну и, конечно, передача мудрости молодым болванам, накопленной предыдущими поколениями.
       Возникает вопрос, а чем же сказка отличается от учебников и летописей?
       Отличий несколько.
       Во-первых, в сказках история с обязательными приключениями (кто же их не любит?), где почти всегда побеждает добро. Любая сказка чему-то учит хорошему, заставляет сопереживать.
       Особое место занимают народные сказки. Они все многоуровневы. Читая их в разное время, мы находим что-то новое для себя - в зависимости от уровня развития.
       Во-вторых, учебники пишут люди, а сказки народ... 
       Сказку "Репка" (записана в Шенкурском уезде Архангельской губернии) опубликовал в 1863 году исследователь фольклора Александр Афанасьев в сборнике "Народные русские сказки".
        Известны версии "Репки" в сборниках Ончукова ("Северные сказки", 1908 – записана в Лижме Петразаводского уезда Олонецкой губернии ), Бессонова ("Детские песни", 1868).
        "Посеял дедка репку; пошел репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может! Созвал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла нога (?). Нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла друга нога; друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой ноги). Пришла пята нога. Пять ног за четыре, четыре ноги за три, три ноги за две, две ноги за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!"
Репка // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники).
Т. 1. — 1984. — С. 107—108.
       Что за "пятая нога" - наверно нОга -  до сих пор непонятно. Может это какой-то местный сленг, местечковый оборот речи?  Смысл многих старинных метафор и пословиц постепенно утрачивается с изменением условий быта, образа жизни, орудий труда, пищевых предпочтений, изготовляемых блюд. Происходит переосмысливание  мифов, сказок, пословиц…  Формируются новые смыслы старых текстов, используются  выражения, эпитеты,  возникает новое  понимание.
       Многие писатели, -  среди них В. И. Даль, К. Д. Ушинский, А.Н. Толстой, - переработали сюжет и написали свои версии этой сказки.
       Сказка, понятно,  прежде всего запечатлевает духовную сторону народной жизни. Так? Недаром сказки  вышли  из языческих мифов.  Несложно показать.
       Какое значение народ придавал духовной пище? Всегда вполне сопоставимое с пищей  органической. "Зрелищ" хотели большинство! 
       Можно, например,  вспомнить  "Поучение Владимира Мономаха"  или "Домострой". В этих произведениях, прежде всего, даны духовные наставления.
       Если сказка не отражала бы народное понимание жизни – она (сказка) бы умерла. За трансформацией русской сказки можно проследить на фоне 19 и 20 веков.
       Если в 19 веке сказка обрела литературную форму, в то в 20 веке сказка подверглась светскому переосмыслению. Материалистическая трактовка сказок имеет место, но это  не может найти понимание ввиду жажды чуда у любого человека...
       Имеются многочисленные попытки  переосмысления сказок  с позиций  современных духовно–нравственных ценностей - это стремление  найти полезное зерно для воспитания ребенка.
       Считается, например,  в   адаптированном  варианте сказки о репке,  мол  было "на самом деле"  девять элементов,  в каждом из которых был свой скрытый образ:
• Репка - символизирует достояние и Мудрость Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное.
• Дед -символизирует Древнюю Мудрость.
• Бабка - традиции дома, хозяйственность.
• Отец - защита и опора.
• Мать - Любовь и забота.
• Внучка - символизирует потомство.
• Жучка - достаток в Роду (собаку заводили для охраны достатка).
• Кошка - символизирует благостную обстановку в Роду (кошки - гармонизаторы энергии человека).
• Мышка - символизирует благосостояние семьи (считалось, что мышь живёт там, где есть излишки продуктов).
       И высказываются мнения, что якобы  христиане убрали Отца и Мать, и заменили их образы: защиту и опору - на церковь, а заботу и Любовь - на Христа.
       Некоторые исследователи считают, что изначальный смысл этой сказки заключался в следующем: иметь связь с Родом и Родовой Памятью, жить в гармонии с родными и иметь Счастье в семье. Довольно надуманная интерпретация.
       Почему взрослый человек, хотя и в возрасте (дед) не может сам вытащить репу из почвы?  По-видимому, по – тому,  что она выросла очень больших размеров.
        Чтобы вытянуть репку, дед  на помощь призвал бабку, внучку, собаку, кошку  и  даже мышку.  Вытянуть  репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.
        Ряд  исследователей  народных сказок  считают, что В "Репке" изначально  было больше персонажей. В частности, кроме деда, бабки, внучки, Жучки, кошки и мышки, в ней участвовали и отец с матерью. Предполагается, что их убрали из сказки, из-за семеричной системы восприятия мира, в отличие от девятеричной, некогда существовавшей древнеславянской системы. Ну это домыслы. Зачем?
       Одним из смыслов  первоначального варианта данной сказки являются взаимоотношения поколений, а также указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.
       Надеюсь, что я обратил ваше внимание  на то, что   глубинный смысл современной "Репки" искажен. Хотя, вполне возможно, что имело место и то как считают некоторые исследователи: мол  линия поколений прервана, нарушен совместный благой труд, идет разрушение гармонии рода, благополучия и радости семейных взаимоотношений.
       Если говорить о скрытом, эзотерическом значении данной сказки, то она, очевидно,  рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим. Это примитивная и банальная схема. Но почему бы и нет?
       Смыслом первоначального варианта данной сказки вполне могут выступать и  взаимоотношения поколений, а также отражение  взаимодействия  временных системных структур, форм жизни и форм существования.
       Нужны ли сказки? Непременно! Они помогают не только тем, кто растет и набирается ума, но и умудренным жизнью людям.
       До 12 лет я перечитал все сказки, имеющиеся в библиотеках города Душанбе. Потом, правда, надоело. Повторяются сюжеты...
       Всем нравится что-то "потустороннее"...  Человеку хочется Чуда! Это факт. Все мы любим помечтать. Каждый о своем. И здесь нам помогает сказка. Мы уходим туда, возвращаясь в детство. И уже становится неважным, сколько нам лет и где мы живем.
      С улыбкой...