Как любовь к современному русскому языку победила

Ольга Клокова
Новый преподаватель вошел в аудиторию и окинул взглядом сразу притихших студентов. Ещё бы! Сам Приступа! Григорий Наумович – уважаемый педагог, профессионал, автор учебных пособий по культуре речи, современному русскому языку, безусловный авторитет на факультете. Мощной фигуре его было тесно за кафедрой, да он   очень редко  той пользовался, по словам старшекурсников. Чаще всего располагался перед первым столом, поближе к студентам. Вот и сейчас он остановился у окна и резко  повернул к пустующей первой парте. Строгий элегантный костюм, ворот рубахи подчеркнут темным галстуком…Короткая стрижка, мощная голова, которая, казалось, вырастала у него прямо из плеч, монолитная шея, удерживающая её в гордом прямом  положении…
После короткого знакомства – переклички  он сразу перешел к делу. Профессор всегда на первом занятии давал диктант. Не нарушил традиций и сегодня. Текст был сложный, состоящий из безразмерных предложений, насыщенных различными оборотами. А потом – «словарный диктантик», как он выразился. Так, скромный  довесочек... Чтобы уж до конца выявить  пробелы в знаниях подопечных.
…На следующее занятие он пришел, держа в правой руке наши работы  и мерно постукивая ими о ладонь левой.
-Хо-ро-шо написали диктант…- протяжно произнес он.- Всего одна тройка …
Вздох облегчения пронесся по аудитории…
Он положил листочки на первый стол, и вдруг, присмотревшись,  я с ужасом обнаружила, что это моя работа с аккуратно выведенной тройкой лежит сверху!  Не зная, куда деться от стыда, я  пригнулась как можно ниже, пытаясь слиться с партой… Но его пристальные глаза уже отыскали недоучку в массе будущих педагогов и  осуждающе, как мне показалось, наблюдали за моими действиями. Я даже голову прикрыла руками…
- Остальные - двойки…- выдержав значительную паузу и уже с улыбкой глядя на меня, произнес профессор.
Надо сказать, что к оценке диктантов он подходил очень строго. Во всем требовал точности и ясности: неверный перенос, нечеткое написание – ошибка. Несколько неверных букв в одном словарном слове - не одна ошибка, как принято в школе,  а все, сколько есть…  Прошло уже более 30 лет, а я всё еще помню оплошности, допущенные в этом первом диктанте у Приступы… 3 ошибки… Первая - нечетко написанная о или а, вторая и третья - в слове кожимит, значения которого я не знала и  потому написала кожемид (а это, оказывается, кожаная имитация!)
С тех пор преподаватель относился ко мне по - особому, и когда я попыталась после перерыва  занять место  в серединке ряда, молча, но настойчиво указал мне на первую парту. Занятия были интересные, яркие, и сидеть впереди было почетно.
Так прошла зима… Любовь к современному русскому языку и уважение к преподавателю  с каждым занятием только крепли…
Пришла  моя первая студенческая весна… А с нею нежданно ворвалась в жизнь другая любовь. Современный русский, как мы называли его между собой, отошел на второй план.
 Весенние ночи так коротки! Мы расставались с любимым на рассвете… В институт я шагала бодро.  Первые пары  выдерживала  довольно  легко, а  на  третьей  обычно был  Приступа…  Я  протискивалась за задние парты, стараясь остаться незамеченной, но  осуждающее покашливание  и привычный молчаливо - настойчивый жест останавливали меня на полпути и неизменно возвращали на место. Покорно заняв его , я сначала  внимательно слушала наставника  и старательно записывала… В какой-то момент сон овладевал мною, на секунду я отключалась, и тут же  просыпалась… от громкого удара лбом о стол. Довольно больно… Потерев лоб, несколько минут снова боролась со сном, стараясь не отводить взгляда от лица преподавателя, с насмешливой улыбкой наблюдающего за моими тщетными попытками. Удар…Еще удар… Нет, он не читал мне нотаций, не подлавливал меня неожиданными вопросами, когда понимал, что я его не слушаю. Он просто  ждал,  на сколько же  меня хватит…
Меня хватило еще на два занятия… На очередном свидании я сразу предупредила: «У меня завтра Приступа!»   
Любовь к современному русскому языку победила…