Нури

Бика Алхасова
Школа  находилась ровно посередине нашего  маршрута, на одинаковом расстоянии и от моего дома, и от дома Нури, но почти ежедневным ритуалом  для нас был выход из дома пораньше,  чтобы успеть  зайти друг за дружкой  и  прийти в школу вместе.

 Мы обе любили петь и считали, что, чем громче мы поём, тем красивее звучит
Пели чаще всего у Нури, потому что днём она обычно бывала дома одна. Её старшие сёстры и братья были уже семейными людьми и жили  отдельно, а родители работали.
Взяв скакалку с двух концов, мы давали волю своему ,,творчеству" : она пела аварские песни, а я воображала себя оперной певицей.
Ещё мы очень любили ходить в школьную библиотеку за книжками и  вместе их читать. Особенно нам полюбилась сказка про Хаврошечку. Мы дружно плакали над судьбой бедной сиротки,всем сердцем ненавидели её злую мачеху, и страшно боялись, что и  наши мамы могут заболеть и,  не дай бог,  умереть.

Каждую ночь перед сном  мы читали придуманную нами  молитву:
,, Дорогой и любимый  Аллах, мы обещаем тебе быть всегда хорошими,выучить все молитвы, не пропускать намаз, вовремя делать уроки, и очень просим тебя, чтобы наши мамы никогда не болели и не умирали. А если так нельзя, пусть мы умрём раньше  наших мам."
Последнюю фразу мы повторяли шёпотом много раз, пока не заснём.
Нам казалось, что взамен такого количества обещаний мы просим у Бога не так уж и много- исполнения одного единственного желания.
У нас с Нури было много общего, но больше всего нас сближало то, что мы обе были одинаково сильно привязаны к нашим мамам.
Мы делились друг с другом всем, каждой мелочью. Казалось, невозможно быть более близкими, чем были мы с Нури, и не может никогда случиться такого, что мы смогли бы утаить друг от друга.

Шли годы, мы потихоньку взрослели, а вместе с нами взрослели наши детские мечты, секреты и тайны.
Первый раз и так надолго  мы с Нури  расстались  летом, когда, не доучившись до конца девятого класса двух недель, она вдруг совершенно неожиданно  уехала к старшей сестре в Анапу.
Её не было всё лето.А в сентябре вместо моей  смешливой и худющей подруги с кривоватой чёлкой собственного производства  в школу  пришла непривычно серьёзная, как- то резко и заметно повзрослевшая красивая девушка с тяжёлыми косами, падавшими ниже пояса.

- Я очень похожа  на  маму, - сказала как- то Нури,задумчиво рассматривая себя в зеркале, чем немало меня удивила.
Нури -  жгучая брюнетка с карими глазами и смуглой кожей , а  её мама - полная её противоположность.
Нури  была младшей из пятерых детей,
ни один из которых  нисколько не походил на голубоглазую и рыжеволосую тётю Патимат. В отличие от рослых дочерей и сыновей, тётя Патимат была ещё и маленького роста, и сильно прихрамывала на правую ногу, от чего  казалась совсем  маленькой.
Сколько ни пыталась, я не могла найти между ними ни малейшего сходства, но, не желая случайно обидеть подругу,  да и просто из чувства такта, промолчала.

- Посмотри внимательно  вон  на ту женщину,- сказала однажды  Нури, кивнув в сторону  высокой худощавой женщины в тёмном платье, стоявшей на другой стороне улицы напротив нашей  школы.
- Это  моя мама...то есть,  женщина, которая меня родила... Ладно, идём на урок, после расскажу.
Первая мысль была, что Нури странно и несмешно шутит.
Женщину эту я и прежде  пару раз видела возле нашей школы, но никогда к ней не приглядывалась- мало ли кто стоит на улице.
А приглядевшись, вдруг сразу поверила словам Нури.
Насколько Нури была непохожа  на тётю Патимат, настолько же она была похожа на эту незнакомую женщину, молча провожавшую нас взглядом.

Но как такое могло быть ? Как так получилось, что растила Нури не эта родившая её женщина,  а тётя Патимат?  Как давно  Нури знает об  этом,  и когда собиралась рассказать мне?
В голове крутились одни и те же вопросы,и я просидела все уроки  в странном оцепенении.

После уроков Нури сама подошла ко мне .
- Однажды, в конце весны, она подозвала меня и сказала, что нам нужно отойти и  поговорить. Увидев её лицо, мне вдруг показалось, словно я смотрюсь в зеркало и вижу  там себя уже взрослой, настолько мы были с ней похожи.  Я  испугалась.  Не дослушав её, я убежала и рассказала о ней маме. Мне показалось, что мама  тоже очень испугалась. Она побледнела и перевела тему. А  вечером, когда  пришёл с работы папа, я подслушала их разговор.

Такое странное чувство растерянности и страха  возникло тогда во мне, какое я никогда раньше не испытывала.
Ты помнишь нашу детскую ненависть к мачехам и  страх остаться без матери?
Тот призрачный кошмар из детства  ожил и стал для меня явью. Я себя чувствовала беспомощным ребёнком, лишившимся  матери, словно мама бросила меня не шестнадцать лет назад, а только что.

Мне хотелось проснуться, и чтобы всё оказалось сном, но всё было очевидно.
Моя беспечная жизнь  изменилась словно по щелчку, и я не знала, что мне теперь  делать.
Как принять  мысль о том, что  мама, которую я так сильно люблю,  вовсе не моя мама? Как мне теперь относиться к ней, и как она будет ко мне относиться, когда я всё узнала?
 А моя настоящая мама... Почему она так поступила со мной? Как она смогла?!
Мне было так горько и так жалко себя,я чувствовала себя  такой одинокой и никому ненужной...
Я проплакала всю ночь, а за стеной не спали родители. Я слышала, как папа успокаивал маму, а утром они оба пришли в мою комнату.

В тот день я узнала, что Патимат не была родной матерью ни для одного  из нас пятерых.
У  неё никогда не было своих детей.
Первая жена папы  заболела и  умерла. Рае, моей старшей сестре, тогда едва исполнилось  шестнадцать лет, а младшему из братьев, Камалдину, восемь. Папа несколько лет растил их сам  и женился снова лишь через пять лет.
Новая жена папы  никак  не могла найти общий язык с его детьми. Она была немногим  старше них и они не воспринимали её всерьёз. Из- за этого в доме постоянно  ссорились. А когда я родилась, она оставила меня  и ушла насовсем.
- Ты была совсем маленькой, а Рая не умела с тобой справляться, и я  женился на Патимат. Она полюбила тебя и растила как собственного ребёнка. Она твоя мама и   ничего не изменилось,- сказал мне папа.

Ничего не изменилось, считал он. А для меня мир перевернулся вверх тормашками. Всё в моей жизни оказалось ненастоящим - и мама вдруг оказалась  не родной моей мамой, и братья с сёстрами не совсем родными...
Мне было трудно осмыслить и принять всё, что навалилось на меня так неожиданно.Но странное дело,моя любовь к ним никуда не девалась и не становилась меньше. Они не становились мне чужими, и я никак не могла понять, как же они могут быть мне неродными или родными лишь наполовину, если  всегда  любили меня, и  если я их тоже очень люблю? Разве неродных так любят?

- Мы ведь с тобой тоже совсем не родные, Нури. И в то же время самые что ни на есть родные,- попыталась я успокоить её. -  И мама твоя , тётя Патимат, она очень добрая и совсем не похожа на мачеху. Разве она виновата в чём- то? Просто так сложилось всё странно... 
Крепко обнявшись, мы сидели под деревянной лестницей школы, что вела на второй этаж, и никак не могли понять, почему с Нури случилось именно то, чего она больше всего на свете боялась .

Я всё ещё была ошарашена услышанным и не знала, какие найти слова, чтобы утешить мою бедную Нури.
Я жалела всех сразу -  Нури, узнавшую о себе такую страшную тайну, её оставшихся сиротами братьев и сестёр,  тётю Патимат,  в одночасье превратившуюся из  мамы в мачеху,
и почему- то даже ту женщину, которая родила и бросила Нури, а теперь часто поджидала её у школы.

- Это ещё не всё,- продолжила Нури, немного успокоившись.- Папа не стал дожидаться каникул и отвёз меня к Рае в Анапу, чтобы я отошла от всего. Как будто это так просто.
Я старалась не  думать о маме, но очень сильно тосковала по ней, очень. 
Она всегда  была мне самой доброй и любящей мамой, а я...я даже поговорить с ней не захотела перед отъездом. Душила какая- то обида, словно она предала меня. Теперь мне было безумно стыдно и жалко её.
Сестра не раз заставала меня в слезах, и, наконец, решила поговорить со мной.

- Ты уже большая девочка, Нури. Когда умерла мама, мне было столько же лет, сколько тебе сейчас.Поверь, на меня тогда свалилось намного больше, чем свалилось на тебя .
Мама болела три года. Врачи не находили у неё каких- то тяжёлых болезней, но с каждым годом она всё больше слабела.
Я хорошо училась и очень хотела стать врачом, чтобы вылечить её. Но окончив восемь классов,  я больше в школу не пошла. Мама совсем слегла и мне, как старшей, нужно было присматривать за младшими детьми и вести хозяйство.
Однажды я услышала, как она  сказала отцу, что не прощает ни его, ни  какую- то Патимат.
Я хорошо расслышала её слова, хотя  голос мамы был очень слабым. Уверена, что и отец слышал всё, но на мои вопросы о том, кто такая Патимат , и за что мама не могла простить их обоих, он не ответил.  Сказал, что мне показалось, и мама не говорила ничего такого.

Я уже многое понимала тогда, а ещё и некоторые особо "сердобольные" люди не стеснялись доносить до меня слухи о том, что это была за Патимат и какое место в  жизни нашего отца она занимала. Кто- то намекал, а кто- то говорил прямо, что именно она виновна в болезни и смерти мамы.
Я не понимала, зачем эти взрослые люди рассказывают мне, девчонке, такие вещи, зачем они взваливают на меня ещё и этот груз. Их слова причиняли едва ли не такую же сильную боль, какую я чувствовала, когда умерла мама.
С тех пор я люто ненавижу всех, кто с напускной добродетельностью  разносит сплетни и слухи, и так же сильно ненавижу даже имя  Патимат.

Мне было трудно справляться со своим совсем не детским горем, с тремя подростками, с домом, ведь я и сама по сути была ещё ребёнком. Но справлялась худо- бедно,  за годы маминой болезни я многому успела научиться.
Шло время и всё понемногу налаживалось.Моя тоска  по маме и затаённая обида на отца  хоть и не прошли, но за несколько прошедших лет потеряли  остроту и притупились. У меня всегда было столько дел, что думать и времени - то особо не было.

 Однажды тетя, часто навещавшая нас, сказала , что время траура уже давно прошло, а наш отец ещё молодой мужчина и ему надо жениться.
- На Патимат, из- за которой умерла наша мама?- вырвалось у меня неожиданно  для самой себя. - Я тогда заберу сестру с братьями, и мы уйдём из дома!

Тетя  словно потеряла дар речи на какое- то время.По её растерянному молчанию я поняла, что угадала.
- Откуда ты это знаешь?- спросила она, глядя на меня с жалостью.
Я рассказала ей о маминых  словах, которые никак не забывались, и о слухах, которые люди  считали своим долгом донести до меня.

Тётя дала мне слово, что отец женится на ком угодно, но только не на женщине, которую я никогда не видела, но ненавидела всем сердцем.
Наш отец  всегда был очень видным мужчиной, но ему  было уже почти сорок лет, да вдобавок ещё он был вдовцом с четырьмя детьми. Не всякая женщина согласится взвалить на себя такую обузу.
Не знаю, как тётя это устроила , но она нашла ему в жёны молодую  девушку старше меня всего на пару лет. Это была твоя мама.
Мы быстро поладили с ней, потому что я  помнила, что это благодаря ей мы избавились от ненавистной Патимат.

Так я думала. Но нашлись ,,добрые" люди, которые и твою маму не оставляли в покое своими разговорами. В доме начались ссоры, отец часто не ночевал дома и был грубым с ней.
Она замкнулась в себе, всё время молчала и часто ходила с заплаканными глазами.
Однажды я услышала, как во время очередной ссоры она страшно проклинала их обоих,отца и Патимат, и он ударил её.
А перед самыми её родами отец с Патимат куда- то ехали вместе и попали в аварию. Сам он легко отделался, а Патимат чуть ногу не оторвало. С тех пор она и хромает.
 
Без сплетен не обошлось и тут. Твоя мама  узнала о том, что авария случилась, когда папа возвращался откуда- то с отдыха, и с ним была Патимат.
Через несколько дней родилась ты, а твоя мама  почти сразу вернулась в дом  своих  родителей. Она не хотела тебя оставлять, но её отец поставил  условие- если она хочет вернуться к ним, то только без тебя.

Ты осталась со мной.
Если я как- то научилась справляться с младшими братьями и сестрой, к тебе я подходила с трясущимися руками. Ты всё время плакала и плохо ела, а когда тебе было около двух месяцев, сильно заболела.
И тогда тётя нарушила своё слово. Она ничего не сказала отцу, когда он захотел привести в наш дом Патимат. А я никуда не ушла из дома.

Как же я её ненавидела... Я никогда не могла заставить себя посмотреть ей в лицо и старалась даже в одной комнате с ней не находиться.
Для меня только она  была виновницей всего, что случилось с нашей мамой, с нами, с тобой. Так же, как и моя умирающая  мама, я до сих пор не смогла простить её.
Но тебе она была хорошей матерью, Нури.
Она была настоящей, самоотверженной матерью тебе, не спала с тобой ночами,не спускала тебя с рук, хотя сама мучилась от страшных болей в покалеченной ноге . В этом надо  отдать ей должное.
Пока ты была маленькая, она не доверяла тебя никому. А как подросла и начала ходить, ты хваталась за её указательный палец и не отставала от неё ни на шаг.
 Я точно знаю, что она очень любит тебя, как и все мы тебя любим.

Вот и думай, сестрёнка, кто в этой истории виноват и как тебе быть. Если ты захочешь остаться со мной, в  моей семье, я буду очень рада, и это, наверное, будет правильно. Но если ты захочешь вернуться домой, это тоже будет правильно.
Послушай своё сердце.

- Эти взрослые такие странные, так осложняют себе жизнь, а потом не знают, как всё исправить, - сказала Нури  совсем по- взрослому, с незнакомым мне прежде выражением на лице. -  Я подумала, что, если уж теперь ничего нельзя изменить или исправить, нужно всё оставить так, как есть. И решила вернуться домой, к своей маме.
Ой, мы так задержались... мама, наверно, волнуется уже. Проводишь меня немного?

...Если от нашего сельского дома идти всё время  прямо , пройти мимо летнего кинотеатра ,парка и  библиотеки, затем по тротуару вдоль школы и детского садика, и там, где одновременно  заканчиваются и тротуар, и  забор детсада, свернуть вправо и пройти вниз, то,  немного не доходя до моста через хиленькую речку Бакьура, оказываешься  перед толстыми, почти в труху  изъеденными жучками старыми  деревянными воротами, которые никогда не закрываются.
Этот  маршрут знаком мне с третьего класса, с тех самых пор, когда мы раз и навсегда подружились с Нури. 
Я иногда до сих пор  мысленно иду по нему.