Этика и аскетика православного учения

Афанасий Ботяновский
Православие, как одна из ветвей христианства, состоит, как минимум, из двух составляющих: христианской этики и христианской аскетики (в православии есть еще место мистике и эстетике, но разговор о них достоин отдельной темы).

Вопросы христианской этики – вопросы морали, нравственности, и эта составляющая христианства направлена сколько не на самого верующего, сколько на других людей, на его «ближних». Вопросы христианской аскетики – вопросы физического и духовного самосовершенствования человека; и эта составляющая жизни христианина направлена преимущественно на него самого, при этом в крайних своих формах иногда напоминает самоистязание.

Христианская этика без аскетики (равно как и без мистики) граничит с философией гуманистического толка. В свою очередь аскетика без христианской этики больше всего напоминает пусть и духовный, но спорт.

Может ли христианская этика без соседства с аскезой (разумеется, с признанием Христа Спасителем) претендовать на звание христианства? Вполне себе да, тому примеры – многочисленные протестантские церкви американского происхождения. Но может ли аскетика без христианской этики (иными словами: без доброты и человеколюбия) называться христианством? Боюсь, что нет, пусть даже аскет и верит в Христа.

Христианская этика важнее христианской аскетики; без этики, как и без самого Христа, нет христианства; а без аскетики христианство вполне себе неплохо живет, как мы это видим во многих церквях Америки. 

Аскетика не должна являться самоцелью для христианина, она не должна вытеснять собой этику; аскетика без этики (читай: без доброты и любви) не имеет духовного значения для христианина хотя бы потому, что может присутствовать как в иных религиях, так и вообще в атеизме.
 
Здесь, кстати, важен вопрос возникновения христианской аскетики; будучи современницей стоицизма, она, несомненно, что-то переняла и от него, но эта тема требует отдельной статьи. 

Суммируя все выше сказанное, можно сказать так: «Православный! Аскетом можешь ты не быть, но Христианином быть обязан».

2020