Духовный спорт

Афанасий Ботяновский
   
Мне не нравится, что религия (речь идет о православии) все больше превращается в некий спорт. Для православного верующего становится важным не то, был ли он в своей жизни добр к людям, помог ли слабому, накормил ли голодного и прочее, а сколько он прочел молитв, сколько часов отстоял на службе, сколько дней постился и так далее. То есть важна не нравственная сторона христианского учения (этика), а аскеза.

Некоторые верующие в духовном труде ставят рекорды наподобие спортсменов в спорте. Только если последние ставят физические рекорды (кто быстрее пробежал, выше, дальше прыгнул и пр.), то они ставят рекорды духовные: кто меньше всех спал, кто больше молитв прочел, кто дольше постился...

Увы, религия превращается в спорт (пусть и в духовный), в котором важна аскетика, а не этика.

Конечно, если аскетика с этикой соседствуют – в чем проблема? А если нет? Если аскетика наносит этике удар?

Печально, если христиане все благочестивые упражнения (посты, молитвы и пр.) делают самоцелью, ставят рекорды, соревнуются (с другими и с самим собой), превращая религию в спорт. Печально, потому что суть христианства все же не в аскезе, а в любви к ближнему; потому что слова Христа «не налагайте на людей бремена неудобоносимые» забыты.
 
В светском мире, в обществе не очень-то любят слабых и больных людей. Можно сказать, этот мир и блага его существуют преимущественно для сильных и здоровых. Печально, если мир церкви, мир духовный тоже созданы преимущественно для сильных и здоровых, могущих отстоять все службы, отчитать все молитвы, соблюсти все посты и прочее.  Печально, если в церковном мире, как и в мире светском, нет места слабым.

Я не знаю, какова родословная христианской аскетики, но, будучи современницей стоицизма (философии некоторой части римлян), аскетика христиан, несомненно, что-то переняла и от него. В то же время христианская этика с ее учением о любви и доброте – это совсем не стоицизм, и ее происхождение иное, мистическое.

Два этих учения, христианство и стоицизм, не смотря на их внешнюю схожесть, разнятся и последователи их разнятся тоже; я бы сказал так: стоицизм – для сильных, христианство –преимущественно – для слабых.
   
И если меня спросят, кем я хочу быть в этом мире, сильным «римлянином» или слабым христианином, лично я выберу последнее.

2020