О плохих стихах

Афанасий Ботяновский
Есть, как минимум, два типа плохих стихов: одни написаны безграмотно (с ними все ясно), другие – наоборот, написаны по всем правилам. Читаешь последние и понимаешь: вроде бы все на месте, но не то; ум говорит «хорошо», а душа – противоположное. «Хороший текст» – примерно так отзываются профессионалы о подобных стихотворениях. Я же называю их «благополучными стихами». Именно они обычно и появляются на страницах современных литжурналов, что дает повод их авторам держаться особняком и с презрением называть остальных пиитов графоманами.
 
Иногда очень сложно адекватно оценить стихи. Особенно, если они написаны по всем правилам. Их авторов, этих «литературных фарисеев» обличать трудно. Трудно, но необходимо. Говорят, теперь много расплодилось графоманов, но не меньше, согласитесь, развелось и поэтов-ремесленников, в стихах которых, бесспорно, есть определенное мастерство, но при этом или нет вкуса, или нет души, или нет элементарного воспитания.

Имея профессиональное музыкальное образование, лично я измеряю уровень поэзии с помощью музыки; прочитав текст, я задаюсь вопросом: а что подошло бы фоном к этому стихотворению? И говорю себе: вот, допустим, под этот сонет подошел бы Бах, под это четверостишие – Бетховен, а вот под этот опус – увы, попсовый пошленький мотивчик.

Можно ли так делать? Учитывая, что все виды искусства – сообщающиеся сосуды, думаю, что да.

Быть может, я наивен, но вот мой вам совет: если сомневаетесь в качестве поэзии, оценивайте стихи посредством музыкальных произведений, взвешивайте стихи на весах музыки – не ошибетесь.

2020