На Преображение

Игорь Булышов
К празднику Преображения Господня близка по теме моя картина, изображающая явление Бога Моисею в горящем терновом кусте. Об этом событии Библия повествует так:

«Однажды провёл он стадо далеко в пустыню, и пришёл к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идёт смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:1-5).

Вот и на моей картине стоит Моисей – седовласый 80-летний старец в синем хитоне с красной накидкой и с пастушеским посохом в руке. Около него пасутся овечки, щиплют траву. Моисей снял обувь – на рисунке его ноги того же цвета, что и лицо и руки. А вдалеке стоит горящий куст, в котором можно увидеть нечто весьма интересное. Рассмотрим его подробнее.

Итак, куст раскрашен тремя разными цветами. Синим цветом нарисован сам терновник – ветвистый, узловатый и колючий. Жёлтым цветом изображены окружающие куст языки пламени. А вот красный огонь, находящийся внутри куста между его ветвями, представляет собой Господа. Если присмотреться, то можно заметить, что красный цвет образует идущие по кругу буквы YHWH. Это знаменитый «тетраграмматон» – запись Божьего имени Яхве (Иегова): YaHWeH (YaHoWaH). Как раз это имя Бог открыл Моисею во время данной беседы: «Я есмь Сущий» (Исх.3:14). Так что изображение куста имеет глубокий символический смысл. В принципе в нём можно усмотреть символы всех трёх ипостасей Бога, хотя его точное библейское значение немного другое.

Этот куст является прообразом Иисуса Христа, пришедшего «в подобии плоти греховной» (Рим.8:3). Его человеческую природу символизирует терновник как следствие греха Адама (Быт.3:18). А огонь указывает на Его Божественную природу Единородного Сына Божия (Иоан.3:16), то есть «единосущного», равного Богу Отцу. Две эти природы в Иисусе Христе не смешались и не уничтожили друг друга, но соединились в особое неразрывное единство, так что Он был одновременно и Богом, и человеком. Это и отражалось в прообразе несгораемого куста, причём внутри его находился именно Христос, называемый в тексте и Богом, и Господом, и Ангелом Господним, а в других местах Писания – подобными именами «Ангел лица Его» (Ис.63:9) и «Ангел завета» (Мал.3:1). Так что в этом случае с Моисеем разговаривал Иисус Христос и призвал его на служение для вывода израильского народа из рабства.

Попутно замечу, что в свете всего сказанного крайне бледно и убого выглядят попытки православных и католиков объявить эту «неопалимую купину» прообразом Марии, которая родила Сына Божия «не потерпев вреда», то есть оставшись девой. И это весь смысл??! А почему тогда именно терновник, а не более красивый куст, лучше подходящий «пресвятой деве»? Какая тут может быть связь с проклятием за грех и терновым венцом Христа? И почему Бог воззвал к Моисею «из среды куста», а не «огня»? Ведь Иисус никогда не говорил из чрева матери, значит терновник символизирует именно Его плоть, а не тело Марии. Поэтому не надо таким образом возвеличивать Марию вопреки здравому смыслу и глубокой истине Библии.

Перейду теперь к праздничному событию – Преображению. Для его описания выберу наиболее показательные стихи из разных Евангелий:

И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. (Мар.9:1)
По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, (Матф.17:1-2)
Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. (Мар.9:3)
И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия: явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. (Лук.9:30-31)
При сём Пётр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. (Матф.17:4-5)

Здесь легко увидеть множество аналогий с рассмотренным ранее ветхозаветным событием, главная из которых – явление Божественного в земном. В человеческом теле Иисуса ученики на короткое время увидели Его славную небесную природу. Это явление также произошло на горе, и тут вновь появляется наш старый знакомый Моисей и говорит со Христом, причём опять «об исходе», только имеющем гораздо более великое значение, спасительное для всего человечества. В заключение же звучит голос Бога, призывающий апостолов слушаться Иисуса, то есть совершать служение, которое Он им поручит.

Это событие не осталось просто одним из многочисленных чудес Христа, но оказало большое влияние на души апостолов. Не случайно Пётр даже на закате своих дней вспоминал об этом в самых восторженных выражениях, когда писал ученикам:

Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетённым басням последуя, но бывши очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принёсся к Нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. (2Пет.1:16-18)

Такими возвышенными словами не говорят о том, что смутно привиделось спросонок, как толкуют иные скептики. Нет, это видение было ярким и впечатляющим и не потускнело до конца жизни Петра. В романе Сенкевича «Камо грядеши» тоже очень хорошо описывается, как апостол рассказывает слушателям об этом явлении, так что его свидетельство было несомненным даже для неверующих. И Преображение Господне по праву считается одним из великих христианских праздников. Оно напоминает нам о той небесной славе, в которую войдут все верные ученики Иисуса Христа. Апостол Павел писал: «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор.15:49,53). И пускай это обетование радует наши сердца и наполняет наши уста хвалою и благодарностью Богу, призвавшему нас из тьмы в чудный Свой свет!